Зачем читать Spectacular Spider-Man: путешествия во времени, параллельные миры, вторжение пришельцев
Серия Peter Parker: The Spectacular Spider-Man стартовала в 2017 году, когда издательство Marvel предложило художнику и сценаристу Чипу Здарски (Sex Criminals, Howard the Duck) стать автором второй текущей серии про Человека-паука (на равных с Amazing Spider-Man).
Для понимания истории вам нужно прочитать всего восемь выпусков — Peter Parker: The Spectacular Spider-Man #299-307, но я советую предварительно ознакомиться со всей серией. Она небольшая. До старта Marvel Legacy и возвращения к оригинальной нумерации серии. То есть Peter Parker: The Spectacular Spider-Man #1-6; 297-307, Peter Parker: The Spectacular Spider-Man Annual, а также самостоятельную историю Amazing Spider-Man: Family Business, выпущенную в формате OGN. Тогда к сюжету истории у вас не будет никаких вопросов (знакомство с текущими событиями в Amazing Spider-Man Дэна Слотта опционально).
Чип Здарски в своей серии хотел исследовать тему семьи, и потому одним из главных героев в его комикса стала Тереза Паркер — сестра Питера, первое появление которой было в комиксе Amazing Spider-Man: Family Business.
Собственно, главной загадкой той серии был вопрос — действительно ли Тереза сестра Питера или нет. Однозначного ответа дано не было, что не очень понравилось фанатам, и Здарски решил поставить окончательную точку в своей истории.
Рассказывать об этой серии без спойлеров очень трудно, поэтому они здесь будут по всему тексту. Моя задача не пересказать вам события, а рассказать о том, что вы можете получить, если решите прочитать Peter Parker: The Spectacular Spider-Man.
Осторожно, спойлеры!
Для начала важно отметить, что в комиксе не два главных героя, а три. Третьим становится Джей Джона Джеймсон — бывший главный редактор Daily Bugle, экс-мэр Нью-Йорка, а на момент действия комикса просто автор блога Threats & Menaces. Поначалу Джеймсон ведет привычную борьбу с Человеком-пауком, но в шестом выпуске все меняется. Этот отдельно взятый выпуск Peter Parker: The Spectacular Spider-Man настолько хорош, что мы даже включили его в список лучших комиксов 2017 года.
Все дело в том, что Человек-паук соглашается на эксклюзивное интервью с Джоной. Ему нужна информация, которая есть у Джеймсона. В ходе беседы они обмениваются «любезностями», после чего Паук выводит Джону на эмоции. Тот вспоминает все свои ошибки, которые стоили ему всего, чего он добился в своей жизни. И все из-за нелепой ненависти к Человеку-пауку. Паркер понимает, что в Джоне что-то сломалось и что это интервью было для Джеймсона последней возможностью доказать другим и себе в первую очередь, что он еще чего-то стоит.
И тогда Питер решает дать Джоне то, чего он заслуживает — он рассказывает ему, кто на самом деле Человек-паук.
Питер Паркер снимает перед Джеймсоном маску и даже не просит Джону хранить его тайну в секрете — он знает, что Джеймсон не сможет рассказать об этом всему миру, потому что, несмотря на все разногласия в прошлом, их слишком многое связывает. Кстати, Джона уже однажды узнал о том, что Паркер — Человек-паук. Во время первой Гражданской войны супергероев, когда Питер с подачи Тони Старка публично раскрыл свою тайну личности. Тогда Джеймсона это повергло в шок, но он, как и весь мир, забыл об этом во время One More Day.
И с этого момента большую часть серии Джеймсон будет помогать Паркеру. Вместе с ним и Терезой он пройдет через безумные путешествия во времени, в которые они отправятся из-за Тинкерера. Это злодей-изобретатель, собиравший различные устройства для других суперзлодеев. Он даже появлялся в киновселенной Marvel, где в «Возвращении домой» его сыграл актер Майкл Чернус.
В Peter Parker: The Spectacular Spider-Man выясняется, что много лет назад Финеас Мейсон наткнулся на скаута расы Vedomi, состоящей целиком из роботов с искусственным интеллектом и ищущей миры для завоевания. Он восстановил его, обучил всему, что знает, и робот рассказал, как остановить вторжение своей расы.
Но спустя много лет Тинкерер увидел, как отвратительно человечество во всех своих проявлениях, и решил исправить ошибку — он помог Vedomi организовать масштабное вторжение на Землю, и супергерои не смогли остановить роботов — им пришлось прятаться в подполье.
Здесь можно отдать Здарски должное. Обычно в похожих сюжетах сольных серий комиксов с серьезными глобальными угрозами другие Мстители участия не принимают (как это было, например, в Clone Conspiracy). В случае со Peter Parker: The Spectacular Spider-Man Чип вписал самых разных супергероев из различных команд (от Черной пантеры до Рири Уильямс), чтобы они пришли на помощь Человеку-пауку.
Так как героям не удалось остановить пришельцев, Человек-паук придумывает единственно верный вариант — вернуться в прошлое и от самого Финеаса Мейсона узнать, как остановить Vedomi. В этом им помогает Доктор Дум, решивший стать супергероем. У него есть машина времени, но работает она так, чтобы не навредить настоящему и не создать парадоксов.
С этого момента комикс кардинально преображается. В нем появляется еще две линии времени. Всего их в сюжете три:
- Настоящее, где Землю захватили пришельцы;
- Альтернативное прошлое, полностью повторяющее прошлое основной вселенной;
- Альтернативное будущее, сложившееся после вмешательства Человека-паука, Терезы и Джеймсона в прошлое.
И побочная линия с приключениями Человека-паука в прошлом — вторая лучшая вещь в этой серии. Представьте себе, что Питер Паркер из прошлого, еще совсем молодой и наивный, возвращается домой после очередного дня и встречает самого себя из будущего со своим врагом Джеем Джоной Джеймсоном и неизвестной девушкой.
Оказывается, что, переместившись во времени, Питер и его спутники попали в прошлое вселенной, абсолютно идентичной их собственной. Соответственно, если они вмешаются в события этого прошлого, то в их мире ничего не изменится. А вот сказать то же самое про мир юного Питера Паркера нельзя. Сюжет с Vedomi и Финеасом Мэйсоном как будто приостанавливается на три выпуска, поскольку из-за неосторожности Джея Джоны Джеймсона, решившего навестить самого себя в прошлом, Норман Озборн узнает, кто на самом деле Питер Паркер.
То есть в комиксе нет путешествий во времени в привычном стиле. Это путешествие в альтернативную вселенную и в разные ее периоды. Отсюда и вмешательство в события прошлого воспринимается странно.
Если Человек-паук боялся подобного в своем мире, то почему его не пугает, что произойдет в альтернативном мире? Именно из-за недальновидности Паркера и его спутников возникает альтернативное будущее, которого не должно было быть.
История в прошлом получилась очень предсказуемой, но искренне наивной и милой. Юный Паркер видит себя из будущего и понимает, что спустя много лет он так и не станет тем, кем хотел бы стать. В итоге чуть не погибает Мэй Паркер, и Питер решает бросить карьеру Человека-паука, чтобы уберечь близких от возможных угроз (как мы знаем из основной вселенной — они будут).
Но вы можете спросить — тогда почему я хвалил этот сюжет, если он наивен? Все дело в сестре Питера. Пока Джона и Паркер ищут Тинкерера, она обращается к Нику Фьюри, чтобы найти подтверждение, действительно ли она дочь Мэри и Ричарда Паркеров. И Фьюри приводит ее в секретную лабораторию, где работали ее родители. Там Тереза находит документы, подтверждающие ее рождение, а также фото себя в виде младенца на руках у матери.
Когда Тереза рассказывает об этом Питеру, он безумно рад, что у него, кроме тети Мэй есть еще один близкий родственник, но девушка не спешит рассказывать тете о том, что она ее племянница из-за своего прошлого (Тереза была тайным агентом ЦРУ и наделала ошибок, о которых жалеет).
Точно так же, как с линией Джоны, Здарски отлично прописывает взаимоотношения Питера и Терезы, показывая, что они действительно дороги друг другу и готовы доверять как настоящие брат и сестра. И это до того, как оба получили официальное подтверждение родства.
Но все хорошее на этом, к сожалению, заканчивается. Дальше Паркер и спутники, все-таки разыскав нужного Мэйсона и робота-скаута Vedomi, решают отправиться домой, но попадают не в свое настоящее, а в настоящее альтернативной вселенной, где все кардинально изменилось из-за их вмешательства в прошлое. Гарри Озборн — президент, Норман Озборн — крупный медиамагнат, суперзлодеи служат правительству, а супергерои в подполье. Совершенно классическая антиутопия, которых уже десятки, если не сотни, было представлено на страницах комиксов. В этом совершенно ненужном сюжете нам показывают и Паркера, много лет назад отказавшегося от карьеры супергероя, но в последний момент решившего, что он был не прав и теперь должен помочь Питеру из основной вселенной вернуться домой.
Этот сюжет начинается и заканчивается так быстро, что вызывает слишком много вопросов. Непонятно, зачем Здарски вообще решил показывать результат ошибок Паркера из настоящего. Сюжет о спасении одного мира подается через превращение другого в жуткое полицейское государство. Это как минимум не раскрывает Человека-паука тем героем, каким Чип хочет его представить.
Зато уже в настоящем своем времени Человек-паук не без наигранной драмы использует знания, данные ему в альтернативной вселенной. Он открывает капсулу, способную перепрограммировать искусственный интеллект Vedomi, управляющий всеми роботами. И эта капсула перезагружает самого Паркера — он вспоминает все, что было в его жизни, включая родителей и роман с Мэри Джейн.
В Peter Parker: The Spectacular Spider-Man это вбрасывается вскользь, но я уверен, что причина, по которой Ник Спенсер в новом томе Amazing Spider-Man решился на отмену One More Day тянется из Peter Parker: The Spectacular Spider-Man. Именно здесь Паркер вспомнил то, что забыл благодаря демону Мефисто.
То есть весь сюжет нужен для того, чтобы изменить три вещи в жизни Питера Паркера:
- Наладить его отношения с Джеем Джоной Джеймсоном;
- Сделать Терезу сестрой Паркера официально;
- Позволить Питеру вспомнить все, что он забыл.
Для этого Здарски придумал все эти инопланетные вторжения, драму с Финеасом Мэйсоном, путешествия в альтернативный мир, перемешения во времени и, конечно, утопию с Озборном и другим Паркером.
Очень хочется похвалить Чипа за то, что он отлично прописал отношения Паркера, Джоны и Терезы, но, если задуматься, все остальное у него не получилось. Он не смог превратить комикс-инструмент, необходимый для развития персонажа и флагманской серии Человека-паука, во что-то действительно интересное. По факту, все его идеи в этом сюжете вторичны: и вторжение пришельцев, и злодей, ставший злодеем не по своей воле, а решивший проучить людей, и путешествия во времени с катастрофическими последствиями — словом, все.
С рисунком тоже сложная история. За большую часть отвечают художники Адам Куберт и Хуан Фриджери, и из-за этого у серии нет постоянности. Рисунок временами выглядит слишком мультяшным, временами перенасыщенным штрихами (одна из проблем Куберта), а иногда он чрезмерно реалистичен, что заметно контрастирует с другими страницами. Из-за такого подхода, например, местами рушится динамика.
А вот эпизод в прошлом рисует Джо Киньонес, работавший с Чипом над «Говардом Уткой». Его стиль отличный, и после этих трех выпусков становится грустно, что не он работает над всей серией. Впрочем, ему удалось отлично передать ретро-атмосферу и яркую комичность ситуаций, когда Паркер встречает людей из своего прошлого. Есть даже отсылки к другим произведениям. Например, в Паркер из будущего навещает молодого себя, одевшись точно так же, как выглядел Питер в мультсериале 1994 года.
Среди приглашенных художников — прекрасные Майкл Уолш и Горан Парлов. Первому достался тот самый выпуск с интервью Джоны и Питера, а второму — короткая история для юбилейного выпуска Peter Parker: The Spectacular Spider-Man #300. Впрочем, этот выпуск псевдоюбилейный, о чем мы рассказывали в подробной статье о проблемах Marvel Legacy.
Серия Peter Parker: The Spectacular Spider-Man на этом не заканчивается, она будет идти как минимум до декабря 2018 года, и новом сюжете Человек-паук столкнется с Песочным человеком.