Впечатления от второго сезона «Ведьмака»: изменения к лучшему, которые не спасают сериал
Сюжет
Первый сезон сериала «Ведьмак» (The Witcher) завершился битвой при Содденском холме, в которой армия королевства Нильфгаард — милитаристов и захватчиков — столкнулась с армией чародеев. Йеннифэр (Аня Чалотра) и Трисс Меригольд (Анна Шаффер) вместе с бывшей наставницей Тиссаей (МайАнна Бёринг) помогали другим чародеям держать оборону Соддена. Когда её сторона начала проигрывать, Йеннифэр использовала мощную огненную магию и едва не погибла.
Параллельно ведьмак Геральт (Генри Кавилл) наконец встретился с Цириллой (Фрейя Аллан) — принцессой павшего королевства Цинтра. Цири после нападения на Цинтру пришлось бежать и некоторое время скитаться в одиночестве. Согласно называемому праву неожиданности, специальному местному обычаю, Цири принадлежит Геральту.
Сюжет второго сезона — вольная интерпретация книги «Кровь эльфов» из цикла о ведьмаке. Поскольку за Цири гонятся нильфгаардцы, Геральт решает укрыть её в безопасном месте. Он везёт девочку в Каэр Морхен, разрушенную крепость, где обычно зимуют оставшиеся в мире ведьмаки вместе с его наставником Весемиром (Ким Бодния). Но и в Каэр Морхене Цири мучают страшные видения, а Геральт, Весемир и другие ведьмаки случайно узнают о новой угрозе, нависшей над миром.
Под Содденом в это время приходит в себя Йеннифэр, которой удалось выжить. Вместе с нильфгаардской чародейкой Фрингиллой она попадает в плен к свободным эльфам во главе с Францеской (Месия Симсон). Францеска мечтает вернуть эльфам власть над всеми королевствами. Сбежать Йеннифэр мешает неприятная тайна, которую она тщательно скрывает от Фрингиллы и своих пленителей.
Что изменилось к лучшему
Упрощенный таймлайн
Одной из основных претензий к первому сезону «Ведьмака» была очень запутанная и громоздкая структура сериала. В прошедших эпизодах действие делилось между Геральтом, Йеннифэр и Цири, их приключения разворачивались в разных временных периодах, лишь периодически пересекаясь. Зачастую разобраться, когда происходит та или иная сцена, было практически невозможно — пока в сети не появились многочисленные схемы с таймлайнами. В конце концов Netflix даже сделал свою собственную схему о том, что происходит с персонажами.
Но в финале первого сезона, эпизоде «Нечто большее», все таймлайны сошлись в один. Поэтому смотреть второй сезон значительно легче и приятнее, а последовательность событий стала яснее.
- Возвращение Джинкс, хаос в Зауне, опыты Синджеда и теория о Варвике: чего ждать от 2 сезона «Аркейн»
Шоураннерка сериала Лорен Шмидт Хиссрик пояснила «Канобу», что так и было задумано изначально: персонажи должны были изложить свою историю из разных временных точек, чтобы фанаты понимали, как они пришли к единому таймлайну — условным «нашим дням», когда Цинтра была захвачена Нильфгаардом, Геральт встретил Цири, а Йеннифэр помогла отразить осаду Соддена.
Оригинальные идеи
Первоисточник Анджея Сапковского, который стал основой игр CD Projekt Red и адаптации Netflix — это внушительный литературный цикл. Только в основной серии восемь романов, первые три из которых («Последнее желание», «Кровь эльфов», «Меч предназначения») Хиссрик так или иначе задействовала в сценарии своего шоу. Некое подобие единого сюжета в них есть, но стоит помнить, что цикл «Ведьмак» начинался как сборники рассказов о похождениях Геральта.
Собрать рассказы Сапковского в цельную историю на несколько сезонов — задача не из лёгких. Во втором сезоне Хиссрик удачно сочетает сюжетные намётки из книг, но дополняет их своими идеями. Например, к пятому-шестому эпизоду видны отголоски будущего восстания угнетённых существ во главе с эльфами; показано оно, по большей части, глазами Йеннифэр. Но параллельно у самой Йеннифэр есть своя сюжетная линия, не описанная в книгах, которую не стоит раскрывать во избежание спойлеров. Единственное, что о ней можно сказать — новые проблемы Йеннифэр гораздо интереснее, чем её переживания о ребёнке и женском предназначении.
- «Генри просто сказал мне: “Ты реально Весемир”»: Ким Бодния и Фрейя Аллан о втором сезоне «Ведьмака»
То же самое касается линии Геральта и Цири. Частично линия юной принцессы взята из «Крови эльфов». По прибытию в Каэр Морхен Цири пытается овладеть ведьмачьим ремеслом. Её мучают кошмары и видения, избавиться от которых ей помогают разные герои. Как и в книге, Цирилле очень помогает Трисс, приехавшая в поисках Геральта. Но у Геральта и Весемира в это время свои заботы: в лесах начали появляться незнакомые монстры; как и все основные беды во вселенной «Ведьмака», это косвенно связано с Цири. Именно ветка ведьмаков и новой мировой угрозы становится самой интригующей.
Ведьмачий лор
Второй сезон начинается с классической истории из мира «Ведьмака»: Геральт заезжает к Нивеллену, проклятому человеку, который в прошлом был разбойником. И именно эта история адаптирована в лучшем духе оригинальных книг. Атмосфера старой поучительной сказки сочетается с предельной жестокостью и цинизмом произведений о ведьмаке. Даже введение в повествование Цири, которая в сериале уже путешествует с Геральтом, историю ничуть не портит.
То же самое касается и Каэр Морхена, удивительно красиво выстроенного на съёмочной площадке и похожего на убежище ведьмаков, показанное в играх. Вообще, всё, что связано непосредственно с ведьмаками и работой Геральта, в сериале отображено на «отлично». В первом сезоне информация о сущности ведьмаков, процессе их создания и особенностях магии подавалась беспорядочно и хаотично. Во втором сезоне через Весемира нам наконец-то рассказывается печальная история ордена, через опустевшие залы Каэр Морхена показан упадок ведьмачества и их общая ненужность в новом мире без монстров. В такие моменты «Ведьмак» ближе всего к первоисточнику — современному фэнтези с большим количеством деталей мира и мистическим сюжетом.
Какие проблемы остались во втором сезоне
Отсутствие баланса и слабые персонажи
Для зрителей, недовольных кастингом сериала, второй сезон ничего не изменит: например, Ане Чалотре по-прежнему не хватает стати и харизмы Йеннифэр. Авторы шоу имеют право создавать свои версии книжных персонажей, которые отличаются от книг, игр и представлений фанатов. Другое дело, что заставить полюбить эти версии будет сложно, и сценаристы с этим не справляются. Даже когда во втором сезоне у Йеннифэр начинаются новые заботы, которые могли бы пробудить интерес к изменённой героине, её размышления и переживания тонут в огромном количестве других персонажей, сюжетных линий и мотивов.
Авторы сериала не дают толком проникнуться своим видением героев, поэтому и привязаться к ним бывает сложно. Ни Йен, ни Трисс, ни Истредду, ни любому другому персонажу так и не удаётся приковать к себе внимание дольше, чем на несколько сцен. Исключением стали только Цири и Геральт — им сценаристы отвели целый эпизод, «Зерно истины» (в книжных переводах — «Крупица истины»), где героям дают «подышать» и раскрыться в полной мере, а аудитории наконец можно увидеть их отношения и искренне умилиться заботе Геральта о его воспитаннице.
Но после этой красивой цельной истории сюжет снова начинает скакать взад-вперёд по другим персонажам: фокус с Йеннифэр смещается на эльфов-повстанцев; на страдающих существ Оксенфурта; на чародея-интригана Вильгефорца. И хотя таймлайн в сериале теперь один, повествование по-прежнему ведётся от лица всех и вся.
Попытки сделать из «Ведьмака» политический триллер
У такой перенасыщенности сюжетными линиями и событиями есть очень простое объяснение, которое «Канобу» уже приводил в рецензии на первый сезон «Ведьмака». Сценаристы замахиваются на политические интриги масштабов — как нетрудно догадаться — «Игры престолов».
На экране заговорщически общаются эльфы, которые хотят объединиться с Нильфгаардом. Чародеи долго препираются друг с другом. В середине сезона задействован Оксенфурт, где появляется глава реданской разведки Дийкстра… Но даже имя Дийкстры будет знакомо только тем, кто читал книги или проходил хотя бы третьего «Ведьмака», для остальных зрителей его появление — совершенно непонятная и никак не объясненная сцена.
Авторы сериала не успевают (или не могут?) помочь зрителю хоть немного сориентироваться в хитросплетениях политики Континента. По-видимому, перед просмотром эпизодов каждый должен вооружиться фандомной энциклопедией «Ведьмака» и изучить все названия, королевства, правителей, а заодно и немного лора.
Коротко: что ждать от просмотра?
Второй сезон «Ведьмака» начался гораздо более бодро и легко для восприятия: авторы учли минусы первого сезона. Всё, что касается Геральта и Цири, даётся сценаристам особенно хорошо — и знакомая по играм-книгам динамика отношений между персонажами, и интересный мистический контекст, и волнующая идея о масштабном и важном предназначении Цири. Причём отхождения от канона и новые идеи действительно интересно дополняют шоу и не кажутся абсурдными.
Но действие сериала не строится вокруг трогательного и одновременно печального взаимодействия двух миров, — мира Геральта и мира Цириллы, — которое разбивает геймерам сердца в финале игры Witcher: The Wild Hunt. Даже пресловутый Лютик, который так понравился новым фанатам сериала, появляется в микроскопических дозах.
Авторы сериала как будто сознательно игнорируют все его сильные стороны, весь сюжетный потенциал, вместо этого напролом двигаясь к созданию масштабного фэнтези-эпика. Каждое новое фэнтези на стримингах идёт по стопам «Игры престолов»: от «Колеса времени» до историй Сапковского. Возможно, политические конфликты и глобальный сюжет в «Ведьмаке» когда-нибудь развернутся в полную силу — но дотерпеть до этого момента смогут лишь самые стойкие зрители.