Впечатления от «Вампиров средней полосы». Достойное «смоленское фэнтези» с прекрасной ролью Стоянова
В России делать что-то на вампирскую тему сложнее, чем на Западе. Ведь конкурировать придется не только с американскими «Сумерками» и прочими «Баффи» и «Дневниками вампиров». Отечественные «Ночные дозоры» и Виктор Пелевин основательно прошлись по жанру городского фэнтези как в серьезном, и в юмористическом ключе. Даже само название шоу заставляет вспомнить известный рассказ Виктора Олеговича «Проблема верволка в средней полосе».
Впрочем, действие сериала разворачивается в Смоленске, так что назвать это фэнтези городским можно лишь с некоторой натяжкой. Где-то в березовой роще происходит несколько убийств, в которых обвиняют недавно обращенного члена местного клана вампиров. Обвинители — члены организации Хранителей, обычные люди, которые следят, чтобы вампиры не нарушали условий давно заключенного Договора.
По его условиям за смерть человека должен ответить жизнью (или не-жизнью) вурдалак. Следствие ведет местная женщина-капитан — но из Москвы приезжает следователь по особо важным делам, который уже расследовал аналогичные преступления в Ярославле и Мытищах. Параллельно вампиры начинают собственное расследование, используя свои сверхспособности.
Все далеко не настолько банально, как можно заключить по описанию сюжета. Сериал поставил Антон Маслов, основными сценаристами выступили Алексей Акимов и Ольга Симонова, в фильмографии которых я не увидел ничего интересного. Маслов занимается в основном сериалами — он снял, например, неудачную русскую версию «Бесстыдников». Вместе с этими сценаристами они работали над сериалом «Фитнес».
Но «Вампиры средней полосы» — это качественно написанное и снятое произведение. Спокойно и ровно запечатленные виды зимне-весеннего Смоленска создают четкую и уникальную атмосферу, а диалоги и сюжетные твисты в первых сериях меткие и энергичные. Диалогам помогает то, что сериал выходит на платформе START, на которой можно и материться, и шутить про подростковый суицид. Также приятно видеть, как сценаристы пока что вкладываются в каждый сюжетный поворот.
Их любимый прием — резкий обман зрительских ожиданий того, кто окажется вампиром, а кто жертвой. Это не новый прием, на нем строится первая сцена «Баффи, истребительницы вампиров». В «Вампирах» он повторяется несколько раз и доводится до абсурда.
Скажем, финальный твист из пилота может показаться глупым — после него даже может пропасть желание смотреть сериал дальше. Но уже первые две секунды второй серии подменяют его совсем другим твистом — человек, про которого мы думали, что он вампир, оказывается обычным человеком со вставными зубами. Это не то чтобы сверхумно (или логически замотивированно), но по крайней мере креативно.
Авторы благоразумно не стали использовать прием псевдо-документалки из обеих версий «Рельных упырей», хотя шоу явно задумывалось как российская версия этого фильма и сериала. Основная идея та же — показать быт одной «семьи» вампиров из разных стран и столетий. Каждый из них одновременно представляет какой-то общественный слой и приносит свою культурно-историческую нагрузку.
Юрий Стоянов сыграл патриарха этой семьи — перворожденного вампира Святослава Вернидубовича — в снятом еще в 2018 году пилоте, потом ушел с проекта из-за большой занятости и посоветовал на свое место Михаила Ефремова. Создатели отсняли 40% материала итогового сериала с Ефремовым в главной роли. Но в 2020 году съемки пришлось остановить из-за пандемии, произошло ДТП с участием Ефремова, начался судебный процесс по делу актера. Пока Ефремов находился в СИЗО, авторы снова обратились к Стоянову, который согласился вернуться в сериал. Все уже готовые сцены со Святославом пересняли со Стояновым.
Но если не быть в курсе всей этой истории, никого другого в качестве основной движущей силы шоу представить себе нельзя. Стоянов здесь настолько же важен и органичен, что и Брайан Крэнстон в «Во все тяжкие» или Боб Оденкерк в «Лучше звоните Солу».
Актерское мастерство Стоянова очевидно в каждой сцене, также он несет на себе огромную мета-нагрузку. Ведь у Святослава лицо всего пост-советского пространства из «Городка». Изъясняется он в основном поговорками, как минимум одну из которых, как выясняется, именно он в свое время и ввел в русский язык («сила есть — ума не надо»).
Он ностальгирует то по Сталину, то по Ивану Грозному (а то и по тому, и другому сразу), едва-едва перемещается с места на место и большую часть экранного времени тратит на то, чтобы обзывать самого юного вампира Женю (Глеб Калюжный из «14+» и «Трудных подростков») дебилом. Но это не комедийное — во всяком случае, не чисто комедийное, — амплуа. Персонажа Стоянова трудно уложить в какие-то рамки.
Просто то, как он молча смотрит на Женю или любого другого собеседника в напряженной ситуации, раскрывает в персонаже жутковатые глубины. Потом дело и вовсе доходит до экшен-сцены с применением компьютерной графики. Сама по себе графика смотрится дешево, а экшен в сцене минимальный. Но актер вытаскивает и ее — самим тоном голоса после своего вампирского эксцесса, и тем, как быстро и качественно он уходит обратно в амплуа придурковатого дедушки-сталиниста.
Сам Женя отвечает за самые актуальные шутки про YouTube, подростковый селф-харм и наркоманию. Зумерскую повестку и актер, и сценаристы отрабатывают, хотя Женек — самый бесполезный для сюжета персонаж, первые две серии используемый только в качестве комедийного героя.
Самый слабый персонаж — следователь-капитан Смоленского уголовного розыска Аннушка (Екатерина Кузнецова). Она одновременно пытается и раскрыть дело для вампиров, и замять его для людей. Это совершенно типовая, стандартная сильная и независимая женщина-следователь из современного российского сериала. Правда, с одной небольшой (и спойлерной) оговоркой.
Впервые увидев красавицу-блондинку в кожаной жилетке, я сразу подумал, что она похожа на Викторию Серас, героиню известной манги и аниме «Хеллсинг», кое-как вписанную в реалии работы провинциальных российских следователей. Но решил, что мне померещилось — или что в крайнем случае это такая завуалированная, небольшая отсылочка для фанатов…
Формально в семью входит еще только один вампир — врач Жан Иванович (Артем Ткаченко), обращенный в 1812 году, но до сих пор использующий в речи французские выражения. Что выглядит до смешного уместно для прожженного «сельского интеллигента» — звезды провинциальной больницы, хладнокровного профессионала и большого интеллектуала, любимца женщин, вот уже которое десятилетие оттеняющего простонародное хамство Святослава.
Это классный персонаж с массой шуток про современную (и не очень) медицину. Но главное достоинство сериала после Стоянова — это экс-супруга Жана Ивановича, заглядывающая буквально на пару сцен Ольга (Ольга Мединыч), бывшая графиня, которая в наши дни преподает актерское мастерство и руководит студенческим театром.
Это тоже абсолютно достоверный персонаж, пусть, может быть, и не из нашего десятилетия или даже тысячелетия. Каждое движение, каждая фраза, каждое действие Ольги — с двойным или тройным дном. Сквозь них видны не только современная интеллигентность и годы советской богемной жизни, но и то царское, дворянское прошлое, из которого вышли отношения Жана и Ольги.
Затаившиеся в провинции вурдалак-интеллигент и недобитая кровопийца «из графьев» представляют очень яркую и одновременно очень типичную для русскоязычного кино и литературы парочку. Да и жизни, наверное, тоже.
Детективов про расследование серии убийств в региональном городке даже у нас снимают множество. Чистым сериалом о кровососах трудно состязаться не только с десятками западных аналогов, но и с упомянутыми в начале этого материала «заменителями» от русских авторов. Вместо этого под видом вампирского детектива нам предлагают даже не социальную критику современности, а обработку архетипов из русскоязычных фикшна и реальности в условиях современного Смоленска. Причем делается это на уровне, не многим уступающем самому выдающемуся произведению «провинциального фэнтези» в принципе — первой новелле «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
В первом сезоне осталось всего шесть серий, которые покажут, состоялись ли «Вампиры средней полосы» как детектив. Второй эпизод заканчивается клиффхэнгером: непонятно, растянется ли расследование на остаток сезона, или его завершат уже в начале третьей серии, а дальше пойдут другие сюжетные линии (а то и вовсе процедурал).
Но две премьерные серии — смешное, умное и захватывающее произведение. Авторы на два шага опережают зрителя и в плане отсылок, и в рисунке расследования. Шутки тут самые разные, но почти все на одном и том же уровне, к качеству съемки претензий никаких, а актерские работы Cтоянова и Ольги Медынич так и вовсе лучшие в карьере этих артистов.
В принципе, за два часа такого качественного контента можно авансом простить Маслову, Акимову и Симоновой любые срывы в дальнейшем (и не только в «Вампирах средней полосы»). Если этого делать не придется, и сериал окажется цельным и хорошим, давайте считать это приятным бонусом и ждать уже запущенный в производство второй сезон.