Впечатления от четвёртого сезона «Убивая Еву»: долгожданный финал одного из безумнейших сериалов
На стриминговых сервисах «Амедикатека», ivi, Okko, Premier и more.tv идёт четвёртый сезон «Убивая Еву» – невероятно красивого и хулиганского шпионского драмеди о любви киллерши-психопатки и сотрудницы британской разведки от создательницы «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж и сценаристки «Полового воспитания» Лоры Нил. Автор «Канобу» Александр Морозов посмотрел три серии четвёртого сезона из восьми и рассказывает, чем сериал раздражает, а чем продолжает восхищать.
Сюжет
Первый сезон «Убивая Еву» (Killing Eve) вышел в 2018 году и быстро привлёк к себе внимание. За первые 6 эпизодов сериал увеличил аудиторию телеканала BBC America на 41% и удерживал высокие рейтинги, а к финалу собрал у экранов более миллиона зрителей. Следующие сезоны сохранили высокие рейтинги. Критики высоко оценивали шоу на всём его протяжении – на Rotten Tomatoes у первых двух сезонов более 90% положительных рецензий, у третьего и четвёртого – 80%. Издания IndieWire и The Independent назвали «Убивая Еву» в числе лучших сериалов десятилетия, а газета The Guardian включила его в список 100 лучших сериалов века.
- Впечатления от 6 сезона «Острых козырьков»: последняя глава истории Шелби со звездой «Хода королевы»
«Убивая Еву» рассказывает о соперничестве и любви двух крайне непохожих женщин. Ева Поластри (Сандра О) – сотрудница британской разведки МИ-5, занятая рутиной и уставшая от размеренной жизни. Вилланель (Джоди Комер) – убийца-психопатка, работающая на сверхсекретную международную организацию «Двенадцать». Жизнь Евы кардинально меняется, когда она берётся за расследование одного из убийств Вилланель – теперь она сотрудница секретной службы МИ-6, старающаяся найти следы преступницы по всему миру. Однако работа быстро перерастает в одержимость, и между Евой и Вилланель возникает опасная связь.
События четвёртого сезона разворачиваются вскоре после финала третьего, в котором Ева и Вилланель решили расстаться. Ева покидает МИ-6 и пытается выследить членов организации «Двенадцать» своими силами. Вилланель пытается исправиться и жить нормальной жизнью, присоединившись к баптистской церкви, но сталкивается с новыми трудностями. В жизни начальницы Евы, главы секретного подразделения МИ-6 Кэролин (Фиона Шоу), и русского агента «Двенадцати» Константина (Ким Бодниа) тоже происходят большие перемены. Кэролин лишается поддержки МИ-6 и переходит на сторону ФСБ, чтобы продолжить расследование деятельности «Двенадцати». А Константин становится мэром российского города, пытаясь сбежать от тайного общества.
Плюсы
Сериал сохраняет сумасшедший стиль прошлых сезонов
Приближаясь к финалу, «Убивая Еву» остаётся из самых стильных и подрывных сериалов современного телевидения. Проект сменил несколько шоураннеров, но до сих пор близок к заданной его создательницей Фиби Уоллер-Бридж формуле. Это едкая жанровая смесь из шпионского триллера, странной лесбийской мелодрамы и чёрной комедии. И здесь есть всё, чтобы удержать зрителя у экрана: резкие сюжетные повороты, чарующий плейлист из ретро-песен и альтернативного рока, эстетизированное насилие, постоянная смена локаций и острый юмор.
В четвёртом сезоне всё также много фирменных броских титров, помогающих сориентироваться в сложной географии сериала. Никуда не делись и эффектно поставленные сцены расправ Вилланель над своими жертвами с эстетикой и ритмом музыкальных клипов. Сохранилось и извращённое чувство юмора обаятельной психопатки – за первые две серии она ударилась в религию и крестилась со всем свойственным ей эпатажем, беседовала с воображаемым Христом и буллила священника.
Однако сердцем сериала по-прежнему остаётся не энергичный саундтрек и не динамично поставленные сцены, а британская актриса Джоди Комер. Комер прославилась именно благодаря роли Вилланель, завоевав премию «Эмми» за работу над вторым сезоном, а в 2021-м снялась в «Последней дуэли» Ридли Скотта и «Главном герое» Шона Леви. Она сыграла один из самых запоминающихся сериальных образов последних лет – харизматичную и обаятельную антигероиню, которой удаётся сопереживать, даже несмотря на её жестокость и социопатию.
Так сериал перерабатывает традицию «сложных мужчин» – персонажей-социопатов из таких сериалов, как «Декстер», «Клан Сопрано» и «Во все тяжкие», вызывающих сочувствие вопреки всем недостаткам. Огромный талант и диапазон Комер, способной быть в кадре одновременно забавной комикессой, жуткой убийцей и травмированной девушкой с мрачным прошлым, – это тот локомотив, который тащит сериал вперёд даже в неудачные моменты.
Близится разгадка главной тайны сериала
В четвёртом сезоне Ева продолжает идти по следу таинственной организации «Двенадцать» и выходит на Елену (французская актриса Камилль Коттен из «Дома Gucci») – одну из наёмниц «Двенадцати», также желающую раскрыть личности своих нанимателей. Она покинула МИ-6 и занимается расследованием самостоятельно – как и её бывшая начальница Кэролин, которая перешла на сторону русских, чтобы получить больше ресурсов и свободы для расследования.
Кроме того, к противостоянию с организацией может присоединиться и Вилланель, провалившая попытку уверовать в Бога и завязать с убийствами. Сериал наконец-то подбирается к разрешению одной из главных интриг сериала: кто стоит за тайным обществом «Двенадцать»? И это сильно мотивирует добраться до финала.
Минусы
Бесконечные самоповторы
За три сезона сериала Ева и Вилланель успели поочерёдно отправить друг друга в больницу с серьёзными ранениями, несколько раз импульсивно расстаться, а затем осознанно и красиво разойтись. В первых сериях четвёртого сезона чувствуется, что героини, каждая из которых безуспешно старается жить в одиночестве, неизбежно сойдутся вместе. Финальный сезон должен поставить точку в этих странных отношениях, однако есть шанс, что к этому моменту мало кто будет за них переживать.
«Убивая Еву» слишком часто меняет динамику отношений Евы и Вилланель, недостаточно глубоко вдаётся в их чувства и мотивы и повторяется. Любовная линия начинает напоминать мыльную оперу, где персонажи расходятся исключительно ради того, чтобы снова сойтись, и поставляет сюжетные повороты ради сюжетных поворотов. Да, у этого сумасшедшего и кровавого романа всё ещё есть свой шарм, но в химии между героинями с каждым сезоном всё сильнее чувствуется искусственный привкус, и финальный сезон пока следует этой тенденции.
В напряжённой сцене с участием Евы и киллера Елены во втором эпизоде чувствуется не только угроза главной героине, но и большое эротическое напряжение – намёк на то, что Ева так и не смогла побороть влечение к психопаткам. При этом Ева образца четвёртого сезона – уже далеко не та пассивная жертва, какой она была в начале сериала. В первой же сцене сезона она заявляется к Константину в байкерском костюме и простреливает ему руку, и в этот момент её легко спутать с Вилланель. Она выросла как персонаж и получила контроль над своей жизнью, но этот рост моментально обесценится, если Ева в очередной раз вернётся в абьюзивные отношения с Вилланель.
Вердикт: смотреть даже тем, кто запутался в отношениях Евы и Вилланель
Закручивая роман любовную линию всё сильнее, к четвёртому сезону создатели «Убивая Еву» перестарались и растеряли весомую часть химии между героинями и логику их поведения. Вдобавок за три последних сезона, снятых после ухода Фиби Уоллер-Бридж, сериал ни разу не выдержал планку, заданную создательницей в первом сезоне. Шутки слегка побледнели, надолго запоминающихся сцен и диалогов стало меньше, мотивации героев сложнее понять.
Но «Убивая Еву» – по-прежнему самобытное и интригующее шоу, которое мастерски смешивает жанры и опирается на талант великолепного каста актёров. Чем бы ни закончился четвёртый сезон, его первые серии интригуют – ставки растут, кровь льётся рекой, сюжет закручивается, а Джоди Комер всё также сияет, как безумный бриллиант.