Впечатления от 3 сезона «Наследников»: «Игра престолов» с современными олигархами
Как появился сериал
Изначально сценарист Джесси Армстронг («Джентльмены», «Игра на понижение») написал пьесу о реально существующем человеке — британце Руперте Мёрдоке. Этот медиамагнат сумел вырасти из хозяина мелких австралийских газет и британских таблоидов в главу News Corporation. Его компания владеет газетой The Times и до недавнего времени владела студией 20th Century Fox. Пьесу Армстронга никто не купил, и он переработал текст в сценарий, а после — в нынешнюю версию сериала «Наследники». Личности Мёрдока и его детей в итоге легли в основу персонажей из сериала.
Первый сезон начинается с внезапной болезни Логана Роя (Брайан Кокс), владельца огромной корпорации Waystar Royco. Логан — человек старой закалки, его методы устаревают, принадлежащие ему телеканалы и печатные издания уступают диджитал-медиа, акции компании падают в цене. Когда отец семейства оказывается не в состоянии вести дела, на его корпорацию претендуют дети: ничем толком не занимавшийся всю жизнь Коннор (Алан Рак), правая рука отца и постоянно задействованный в Waystar Кендалл (Джерри Стронг), амбициозная Шивон (Сара Снук) и саркастичный неудачник Роман (Киран Калкин). Наследники начинают препираться, кто должен возглавить компанию вместо отца и спасти её от краха. Их дележке мешает нынешняя жена Логана, Марша (Хиам Аббасс), да и сам Логан не собирается так быстро сдаваться. В конце первого сезона Кендалл пытается предать отца и продать компанию конкурентам, но терпит неудачу.
На протяжении всего второго сезона Логан и Кендалл пытаются восстановить репутацию Waystar, спасти падающие акции и заодно потушить разгорающийся скандал. Компания устраивала для сотрудников морские круизы, на которых совершались преступления — от изнасилований до потенциального убийства, но все доказательства были уничтожены ради сохранения репутации компании. Информация об этом всё равно попадает в прессу, и о покрывательстве Waystar становится известно всем. Вместо того, чтобы спасти семью, Кендалл внезапно обвиняет во всем происходившем отца и восстаёт против него.
Первые два сезона отлично приняли критики: у обоих стабильно высокие рейтинги на сайтах-агрегаторах рецензий, а газета The Guardian даже включила «Наследников» в топ-50 лучших сериалов 2018 года. Сериал неоднократно получал разные награды за сценарий, музыкальную тему и игру актёров, а в 2020 году «Наследники» выиграли разом «Эмми» и «Золотой глобус» как лучшее драматическое шоу.
О чём третий сезон сериала
В конце второго сезона Логан предложил свалить все преступления Waystar на Кендалла. Тот согласился, но в последний момент обернулся против отца, обвинил его в покрывательстве и назвал лжецом и абьюзером. Благодаря этому в начале третьего сезона Кендалл становится героем: в медиа его хвалят за смелость и отделяют от семьи Роев-тиранов. Против Waystar готовится правительственное расследование, положение Логана становится шатким.
В попытке спасти ситуацию Логан назначает Джерри, свою советницу и крёстную Шивон, временной главой компании. Шивон занимает должность пониже и пытается спасти репутацию Waystar, а заодно и уберечь своего мужа Тома — он напрямую замешан в уничтожении всех документов и свидетельских показаний с круизов. Роман и Коннор тоже остаются на стороне отца. Но Роев преследует неудача: Кендалла поддерживает амбициозная и влиятельная адвокат Лиза Артур (Санаа Лэтэн), от компании готовы отказаться даже самые надёжные инвесторы, такие как Джош Ааронсон (Эдриан Броуди).
Чем хорош сериал «Наследники»
Яркие образы и многогранные конфликты
«Наследники» (Succession) — почти шекспировская драма о предательстве, соперничестве и абьюзе внутри семьи. В данном случае Логан ничем не отличается от постепенно сходящего с ума героя из «Короля Лир», который требовал от дочерей доказательства любви. Хотя даже Лир был более добрым и любящим отцом, чем Логан.
Логан воспитывал своих детей столь же жёстко, как вёл бизнес; они все отчаянно нуждаются в любви, поощрении и хотя бы малейшей похвале отца, но не дожидаются её. Коннор, Роман и Шивон большую часть сериала не могут избавиться от абьюзивного влияния Логана. Даже когда тот открыто говорит им, что они ни на что не годны, прогоняет, нарушает обещания и лишает всех надежд, они остаются на его стороне. Причины у всех разные: Шивон одержима амбициями и хочет реализоваться хотя бы в Waystar. Роман просто глубоко несчастный человек, который не состоялся ни в карьере, ни в любви, и прикрывает неуверенность в себе шутками и лестью в адрес отца. Коннор ни минуты не работал, но привык к халявным деньгам и роскоши, он готов сделать всё, чтобы сохранить нынешний высокий уровень жизни.
Глава семейства умело манипулирует этими слабостями, дёргает за ниточки, устраивая из семейных отношений шоу. Единственный, кто сопротивляется этому процессу — Кендалл, потрясающий по продуманности персонаж, который к третьему сезону успел полностью преобразиться. При всех унижениях, ошибках, при серьёзной наркотической зависимости и отсутствии поддержки от близких он сумел не прогнуться, сохранить свою волю и пойти против отца. Его судьба в сериале волнует и интригует больше всего: кажется, в любую минуту Кендалл может сдаться и убежать обратно к Логану, как он уже делал это в первом сезоне. Но герой шаг за шагом уходит всё дальше от токсичной семьи, причём не всегда порядочными и честными способами.
Типичный раунд унижений от Логана Роя
Ещё образ Логана близок к безумному королю Таргариену из «Игры престолов»: это человек, который так долго упивался властью, что окончательно потерял связь с реальностью. Когда в третьем сезоне в его офис приходят следователи из ФБР, Логан просто отвечает: «Нахрен ФБР!» — ведь так он поступал со всеми врагами. И советникам всё труднее и труднее объяснить ему, что не все проблемы в мире можно решить силой, а ФБР нельзя просто послать куда подальше.
Поэтому «Наследники» — не только история одной семьи. Это ещё и эпичная драма о том, как представители «старого» мира, уже отжившие свой век магнаты и тираны продолжают цепляться за власть. Логан не успевает за модными веяниями, не понимает, как подавать информацию в современных медиа, по старинке называя крупный онлайн-портал «каким-то сайтом». И его фундаментальная неспособность меняться и адаптироваться приводит к ужасным последствиям — подставляет Waystar под судебные иски, осуждение общества и, возможно, будущее банкротство.
Близость к реальности
Авторы «Наследников» очень подробно разобрались в крупных медийных скандалах XXI века и отталкивались от реальных событий, отмечает The New York Times. Когда Армстронг писал сценарий, он опирался не только на образ и историю главы News Corp. С ним делились секретами журналисты, которые не раз наблюдали за слиянием и поглощением компаний. Армстронг плотно работал со сценаристкой Люси Преббл, которая отлично разбиралась в деле энергетической компании «Энрон» 2001 года, руководство которой годами фальсифицировало документы и отчёты о прибыли, поэтому название этой компании стало именем нарицательным.
Шоу использует все возможные элементы корпоративного ада и беззакония: подлог документов, тайные сделки и сговоры, ложь инвесторам и культуру харрасмента.
Благодаря этому «Наследники» не перестанут быть актуальными, сколько бы лет не прошло с выхода первого сезона. Медийные скандалы бесконечны: за делом «Энрона» следует скандал с корпорацией News of the World, за ними — волна #MeToo, а самая свежая история с игровой компанией Blizzard развивается с сентября 2021 года (ознакомиться с ней можно в подробном разборе «Канобу»). Через год или два по Showtime пойдёт четвертый сезон «Наследников», а в новостях будет греметь очередная история разоблачения.
- Впечатления от «Американской истории преступлений: Импичмент»: как выглядит главный скандал США 90-х
В третьем сезоне скандальная тема раскрывается ещё более остро. Герои пытают друг друга на тему того, кто знал об истории с круизами. Все, кто замешан в этом деле, срочно ищут козла отпущения и заручаются поддержкой адвокатов. Популярные новостные медиа, публичные люди и даже YouTube-шоу разбирают по косточкам семью Рой, их ошибки и моральный облик, пока все члены семьи усиленно сохраняют лицо в прессе. Каждое их слово разглядывается под микроскопом, и даже неубедительный твит Кендалла — который всеми силами старается поступить правильно — делает его объектом для издёвок. И хотя часть персонажей сама виновата в происходящем, в этом медийном аду им сложно не сочувствовать.
При этом Логан всё ещё может вызвать личный самолёт и улететь в другую страну, которая не экстрадирует преступников в США, а его дети живут в дорогущих отельных номерах и квартирах. «Наследники» рисуют до боли знакомую картину, в которой воры и фактические преступники продолжают пользоваться награбленными благами и жить в роскоши.
Чёрный юмор и максимально тревожная атмосфера
Герои «Наследников» постоянно загнаны в безвыходные ситуации, из которых приходится выпутываться ценой собственной гордости, а иногда и рассудка. Кендалл большую часть времени натужно улыбается в ответ на жёсткие, неприятные шутки и издевательства отца; он выглядит как человек, который давит в себе любую обиду (пока не сломается). Ещё один член семьи, кузен Грэг, вечно страдает из-за дурацких поручений остальных Роев. Оказавшись в тупике из-за очередной заведомо невыполнимой просьбы, он подолгу молчит, будто вот-вот заплачет. Всё общение в семье состоит из таких вымученных улыбок, неловких пауз и недосказанностей. Редкие персонажи — такие, как Логан, Марша или деловые партнеры вне семьи — позволяют себе говорить то, что действительно думают.
Более того, даже пространство вокруг героев постоянно похоже на клетку: они прячутся друг от друга, ведут тайные разговоры в машинах и ванных комнатах, ютятся в углу на шумных вечеринках, чтобы их не было слышно. В третьем сезоне невыносимо долгая сцена разговора между детьми Логана проходит в детской спальне, где ничего нельзя трогать. Всё это создаёт давящую, выматывающую атмосферу: зрителя буквально прессуют тем, как всем персонажам дискомфортно друг с другом. И в некоторые моменты шоу невольно задаёшься вопросом, может ли хоть кто-то из главных героев вести себя адекватно.
Но при этом третий сезон «Наследников» продолжает поражать уровнем абсурда и шуток на грани дурного вкуса. Например, в четвертом эпизоде Шив делает официальное заявление от лица компании и уверяет, что Waystar очень серьёзно относится к обвинениям в сексуальных домогательствах. В это время в зале из всех динамиков начинает играть песня Rape Me (в переводе — «Изнасилуй меня») группы Nirvana. Это извращённая, неуместная шутка, на которой и строится любая сильная драмеди — сочетание отвратительного и трагичного. Положение героев обычно настолько критическое, что над ним можно только смеяться.
Слабости третьего сезона
В третьем сезоне есть несколько моментов, которые могли бы развернуть действие на 360 градусов и быстро привести его к развязке. В предыдущих сезонах такие моменты были элементами неожиданности. А что, если кузен Грэг в очередной раз поменяет сторону? А что, если нагрузка на Логана Роя снова доведёт его до больницы? А если Кендалл струсит, Шив — не промолчит, Роман неожиданно воспримет ситуацию серьёзно и примет важное решение? Но в первых эпизодах нового сезона такое скорее начинает раздражать, чем интриговать. Ставки в «Наследниках» стали как никогда высокими, а действие при этом только замедлилось; хочется попросить семью Роев поскорее решить свой конфликт, иначе они рискуют потерять внимание зрителя.
В первом и втором сезоне динамичные эпизоды сменялись более спокойными: в течение основного сюжета вдруг могла вклиниться серия, которая полностью проходит в так называемых комнатах паники — убежищах на случай чрезвычайных ситуаций. Сценаристы сохраняли напряжение, вводя новых серьёзных врагов, как компанию PGM и её лидеров, не менее хитрых и властных, чем Логан.
Третий сезон не лишен интересных сюжетных поворотов и напряжения, история Роев по-прежнему увлекает, но становится банальнее и проще. Авторы сериала будто прошли полный круг и вернулись к тому, что было в первом сезоне: кулуарным интригам, коротанию времени в переговорках и попыткам обмануть друг друга. Даже угроза в виде ФБР, которое расследует дело Логана и Waystar, не способна напугать всерьёз — это не новые харизматичные герои, а безликое правосудие.
Вердикт
«Наследники» — блестящее, уникальное по задумке шоу, ведь его авторы превратили перекладывание корпоративных бумаг, делёжку наследства и бесконечно неловкие семейные разговоры в зрелище не хуже фэнтези-сериала HBO. В третьем сезоне герои со всеми проблемами, амбициями и болезненными привязанностями наконец идут на самую настоящую войну: Логан Рой против Кендалла Роя. И зная их бэкграунд, не раз увидев, как персонажи предают, обманывают и скрывают истинные мотивы, зрители всё равно вряд ли смогут угадать хотя бы один сюжетный поворот.
Но при этом авторы сериала не предлагают в третьем сезоне ничего нового: это очередной виток противостояния отца и сына, в котором другим персонажам остаётся только выбирать сторону. «Наследников» точно стоит смотреть дальше — но невозможно в процессе просмотра отделаться от лёгкой тревоги, что Джесси Армстронг не сможет завершить сериал столь же эпично, как он начинался. А впереди, по словам Армстронга, ещё как минимум один-два сезона.