Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
В российский прокат 7 октября выйдет двадцать пятый фильм о Джеймсе Бонде — «Не время умирать» (No Time to Die). Роль агента 007 вновь исполнил Дэниэл Крэйг — в пятый и последний раз в своей карьере. Автор «Канобу» Ангелина Гура рассказывает, каким получилось прощание с крэйговским Бондом, и выдерживает ли фильм сравнение с лучшими представителями франшизы.
В российский прокат 7 октября выйдет двадцать пятый фильм о Джеймсе Бонде — «Не время умирать» (No Time to Die). Роль агента 007 вновь исполнил Дэниэл Крэйг — в пятый и последний раз в своей карьере. Автор «Канобу» Ангелина Гура рассказывает, каким получилось прощание с крэйговским Бондом, и выдерживает ли фильм сравнение с лучшими представителями франшизы.

Сюжет

Фильм с первых кадров представляет зрителю нового противника Бонда — Люцифера Сафина (Рами Малек), который приходит в дом одного из агентов «Спектра» в белоснежной маске, чтобы убить близких виновника его личной трагедии. Жену агента он расстреливает, а дочь решает пощадить. Так зритель узнает о травмирующем прошлом возлюбленной Бонда — ведь той самой девочкой оказывается Мадлен Суонн (роль которой вновь сыграла Леа Сейду).

От воспоминаний картина переключается к безмятежному настоящему: Джеймс Бонд и Мадлен Суонн наслаждаются обществом друг друга, путешествуя по миру и пытаясь жить обыкновенной жизнью после событий предыдущего фильма, когда Бонд бросил вызов преступной организации «Спектр». Агент 007 отправляется на кладбище, чтобы посетить могилу Веспер Линд — той самой женщины, ради которой он хотел оставить службу в «Казино Рояль». Надгробие Линд взрывается, а самого Бонда начинают преследовать люди «Спектра».

Чудом оторвавшись, он возвращается в гостиницу за Мадлен и задаёт ей единственный вопрос: «Как они узнали, где мы?» Та не находит, что ответить, и Бонд понимает, что у его возлюбленной слишком много тайн, которыми она не спешит делиться. Оторвавшись от преследователей, Джеймс и Мадлен расстаются на вокзале, где Бонд сообщает, что они больше не увидятся.

Зрителей встречают неизменно фантастические титры под лиричную и одновременно беспокойную композицию No Time to Die в исполнении Билли Айлиш, которая задаёт нужный настрой — больше счастливых моментов мы в фильме не увидим. Спустя пять лет знаменитый британский агент окончательно покончил со службой и поселился на Ямайке, где наслаждается беспечной жизнью после расставания с Мадлен. Его заслуженный отдых прерывает давний друг и агент ЦРУ — Феликс Лейтер (Джеффри Райт), знакомый зрителям по фильмам «Казино Рояль» (2006) и «Квант милосердия». По его просьбе Бонду нужно выйти на учёного Вальдо Обручева, связанного со сверхсекретной биологической разработкой, способной уничтожить мир.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Плюсы фильма: шутки, многожанровость и прекрасные виды

Хронометраж «Не время умирать» составляет 2 часа 43 минуты, но из-за обилия действия, событий, смены локаций и действующих лиц время пролетает незаметно. Запутаться в шпионских хитросплетениях также невозможно: персонажи будут не раз акцентировать внимание на том, что они должны сейчас непременно сделать.

Отдельного упоминания достойна Ана де Армас («Достать ножи»). У неё пусть была небольшая, но яркая роль начинающего агента и спутницы Бонда по имени Палома, для которой настоящее задание «в поле» оказывается первым, и именно она должна помочь агенту выйти на след Обручева. Героиня используется для создания комических ситуаций: впервые встретившись с Бондом, ведёт его в укромное место и начинает расстегивать пуговицы на рубашке. В ответ на реплику напарника о необходимости для начала поближе познакомиться, Паломе объясняет, что ей просто не терпится вручить подопечному новый костюм.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Такого рода забавные моменты естественно вписываются в приключенческий шпионский триллер, главная тема которого — это месть за смерть близких. Бонд язвит в свойственной ему холодной джентльменской манере: узнав, что глава отдела технического снаряжения Q (Бен Уишоу) живет с котом породы сфинкс, не удерживается от высказывания: «Знаешь, с шерстью тоже продаются».

Одна из сценаристок «Не время умирать» — создательница сериала «Дрянь» и первого сезона «Убивая Еву» Фиби Уоллер-Бридж, которая явно отвечает за самые забавные гэги из фильма. Вместе с режиссёром Кэри Фукунагой они умело перебирают жанры: переходы от мелодрамы к боевику, затем к комедии, а потом обратно к экшену заметны, но при этом уместны. Как и в случае с «Убивая Еву», они вписываются в рамки связной истории и шпионской франшизы.

И происходит всё на фоне фантастически красивых локаций. Спокойную жизнь Бонда нам рисуют в солнечной и безмятежной Италии, дальнейшие погони и перестрелки происходят, на резком контрасте, в заснеженной Норвегии. Любой выпуск бондианы — немного туристический справочник, но и в двадцать пятом фильме франшиза способна удивить зрителя видами не менее знойных Ямайки и Кубы, а также затерянным островом где-то в океане между Россией и Японией.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Минусы фильма

Слабый и до боли предсказуемый сюжет

Улучшения в плане сценария касаются только отдельных диалогов и шуток, выведенных на современный уровень. Стандартный для любой части бондианы набор сюжетных ходов в «Не время умирать» даже не попытались как-то усложнить или сделать менее очевидным — хотя на эти события мы в буквальном смысле смотрим в двадцать пятый раз!

Есть угроза человечеству, которую останавливает Джеймс Бонд. Суть угрозы следующая: в руки главного антагониста Сафина попало биологическое оружие под названием «Геракл» (секретная разработка британского правительства), созданное на основе наноботов. В наноботов закладывается ДНК предназначенного к ликвидации человека — попав в его организм, «Геракл» немедленно убивает носителя. При этом наноботы остаются в теле убитого навсегда и могут, к примеру, убить близких родственников, если те просто дотронутся до мёртвого человека. По сути, наноботы способны уничтожать десятки тысяч людей со схожим ДНК за раз, а при определённых модификациях — всё человечество.

В успехе Бонда не сомневаешься, даже когда у него нет полномочий агента Британской разведки, а его знаменитый номер (и лицензия на убийство) присвоены другому. В поисках необходимой для борьбы с угрозой информации Бонду помогают Q и Манипенни (Наоми Харрис), нарушая все правила и ставя под удар работу MИ-6. Все это происходит несерьёзно, играючи, как будто на кон не поставлена судьба всего мира. Даже глава британской внешней разведки M (Рэйф Файнс) после громких разбирательств с Бондом в своём кабинете машет рукой и позволяет бывшему 007 действовать по собственному усмотрению.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Главный злодей без мотивации

Люцифер Сафин неспроста появился в самом начале фильма и убил мать Мадлен. Создатели Бонда хотели представить его силой куда более устрашающей и смертоносной, которая переплюнула бы даже главного противника Бонда — Эрнста Блофельда из предыдущих фильмов. Сафин ловко втянул в свою игру и Мадлен, и Бонда, и даже самого Блофельда, демонстрируя интеллектуальное превосходство и осведомленность о жизни каждого из действующих лиц.

Вот только с мотивацией у Сафина большие проблемы: в самом начале зрителю дают понять, что его основная цель расправиться с убийцей своей семьи — отцом Мадлен — мистером Уайтом, знакомым по предыдущим фильмам франшизы. На этом амбициозные планы Сафина не заканчиваются, и он решает уничтожить всю организацию «Спектр», а после и весь мир. Но на вопрос почему ответа так и нет.

Его характер также не раскрывают и мы просто не понимаем, что вообще мотивирует этого человека? Власть, деньги, злость на весь мир из-за чудовищной несправедливости в отношении его семьи? Этого зритель так и не узнает, а Люцифер останется просто обычным злодеем.

Создатели даже снабдили Сафина набором клишированных и псевдо-возвышенных фраз в духе: «Спасённая и забранная жизнь стоят равно одинаково». Отсутствие мотивации можно было бы компенсировать харизмой антагониста, но Рами Малек не внушает ужаса, хотя его намерения уничтожить мир должны пугать. Да и на обаятельного психопата его персонаж не похож — он тихий, невзрачный, безликий (особенно на фоне ярких антагонистов Хавьера Бардема и Мадса Миккельсена из прошлых «Бондов» с Крэйгом). Тут могла бы помочь сильная внутренняя идея, движущая героя: но кто он и почему хочет устроить геноцид, нам так и не объясняют.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Неудачное прощание с Бондом для Крэйга

То, что фильм заканчивает пятнадцатилетнюю историю крэйговского Бонда, понятно не только из заявлений самих создателей, которые уже обозначили, что начнут искать замену актёру не раньше следующего года. «Не время умирать» плавно подводит зрителя к однозначному финалу для одного из самых знаменитых киноперсонажей.

Бонд изменился с момента выхода «Казино Рояль»: у него появилась настоящая семья, ради благополучия которой он готов пожертвовать всем. Это не вяжется с образом несокрушимого агента разведки, которого вечно окружают женщины, легко поддающиеся его обаянию. Определённый пройденный этап и личностный рост для Бонда создателям последних фильмов удалось показать. Но сюжетный замысел «Не время умирать» больше похож на дежурный выпуск киносаги об агенте 007, чем на завершающий фильм всей истории крэйговского Бонда.

Лишь финал ставит точку для агента, что не вызывает должных эмоций на фоне самой простой истории из жизни агента МИ-6. Со всем своим бондианским пафосом создатели так и не смогли закончить крэйговскую сагу с размахом, да так, чтобы пробило до глубины души. Крэйг ушёл, но особенных эмоций это не вызывает, так как обязательно будут следующий фильм… и следующий Бонд.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Бесполезная женщина-007

Ещё до выхода фильма стало известно, что статус 007 после ухода Джеймса Бонда, достанется другому агенту. Номер приняла на себя Номи, роль которой исполнила Лашана Линч (Мария Рамбо в «Капитане Марвел»). Похоже, ход нужен был только для того, чтобы показать первую женщину в статусе агента с лицензией на убийство. Каждый раз сталкиваясь с Бондом, Номи идёт в открытое наступление, пытаясь его всячески задеть и напомнить о том, кто теперь со статусом 007.

Выглядит это глупо, учитывая, что она должна представлять из себя профессионала, не уступающего Бонду. Её попытки самоутвердиться выглядят вдвойне нелепо, учитывая, что за весь фильм Номи не сделала ничего полезного для дела.

Если убрать персонажа Линч из фильма, то он просто станет чуть короче и не потеряет ни крупицы сюжета. Добавляя женщину-агента 007 в фильм, создателям стоило показать, почему она достойна этого звания, а не устраивать между Бондом и Номи соревнование, у кого лучше подвешен язык.

Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались

Вердикт

Кинокритик Variety Оуэн Глейберман в рецензии на «Не время умирать» назвал фильм лучшим после «Казино Рояль» (2006), так как он идеально жанрово сбалансирован, другие критики, наоборот, пишут, что фильм не выдерживает сравнения с «007: Координаты „Скайфолл“» (2012). И действительно, напряженная игра в покер из «Казино Рояль» и холодно-отстранённая атмосфера «Скайфолла» то и дело всплывают в памяти при просмотре двадцать пятого «Бонда»: это вершины крэйговской бондианы, с которыми новую картину нельзя не сравнивать.

При этом сюжета ни той, ни другой картины вы, скорее всего, не вспомните. Бондиана привлекала другим: уверенным и обаятельным Бондом, красивыми и опасными женщинами и удивительными локациями, а также зрелищным экшеном. «Не время умирать» может предложить лишь уставшего Крэйга, который уже вышел из возраста непобедимого шпиона; бойких, но бесполезных женщин-агентов вместо спутниц Бонда; погони и перестрелки, которые снято масштабно и качественно, но по изобретательности проигрывают не только «Скайфоллу» и «Казино Рояль», но и обеим частям Kingsman, явно пародирующим экшен-моменты старых и новых «Бондов».

В 2021 году фильмы о Джеймсе Бонде создаются всё по тому же рецепту, что и картины о 007 из прошлого века: с нереалистичными, сыплющими клише злодеями и героем, который не замечает попавших в него пуль. И всё же действие франшизы не уходит в юмор, комиксность и пародийность, происходит в мире близком, к реальному. Поэтому в новом фильме хотелось бы увидеть реально опасного антагониста с чёткой целью и объяснимой мотивацией; главного героя, который сомневается в себе и переживает за других, потому что понимает серьёзные последствия своих действий для мира и своих близких.

Первые трейлеры Бонда задавали нужный тон под мрачноватую песню Билли Айлиш — No Time to Die. Казалось, что в этот раз создатели разгуляются на полную и представят зрителю тяжёлую историю, полную драматизма и по-настоящему опасных игр с сильным антагонистом, чтобы завершение истории Бонда-Крэйга ощущалось в полной мере. Вместо этого «Не время умирать» стал ещё одним фильмом из бондианы, о котором вы забудете уже к выходу следующего фильма с новым Джеймсом Бондом.

Обложка и фото: кадры из фильма «Не время умирать»