25 ноября 2020
Обновлено 26.11.2020

Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем

Создание боевиков — дело дорогое и сложное. Основными элементами таких фильмов всегда выступали отличные спецэффекты, постановка боев и масштабные сцены. Всего этого у «Джиу-джитсу» Димитри Логофетиса нет. Рассказываем о картине, релиз которой в онлайн-кинотеатрах РФ состоялся 24 ноября.
Создание боевиков — дело дорогое и сложное. Основными элементами таких фильмов всегда выступали отличные спецэффекты, постановка боев и масштабные сцены. Всего этого у «Джиу-джитсу» Димитри Логофетиса нет. Рассказываем о картине, релиз которой в онлайн-кинотеатрах РФ состоялся 24 ноября.

Николас Кейдж играет бойца, которого окунули в кислотный чан из сюжетных штампов, плохой постановки драк и отсылок, не имеющих никакой сюжетной важности или обоснования. Зато у фильма есть другое, абсолютно постмодернистское толкование. За картиной, возможно, скрывается глубокая ирония и история жизни режиссера, греко-американца Димитри Логофетиса.

Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем - фото 1

«Джиу-джитсу» начинается, как комикс: нарисованные кадры показывают часть Солнечной системы. Камера вместе с кометой двигается в сторону Земли. Таким образом происходит знакомство с главным героем Джейком Барнсом (Ален Мусси).

В основе сюжета лежит миф о появлении инопланетянина Бракса, который приходит на Землю каждые шесть лет в поисках достойного соперника. Джейк оказывается избранным воином, который вместе со своим Орденом должен победить враждебное существо, используя джиу-джитсу. Картина основана не на Mortal Kombat, а на комиксе самого Логофетиса (который начинал как сценарист на сиквеле «Кикбоксера», а потом не только написал, но и поставил «Кикбоксер возвращается»).

Фильм получил очень плохие оценки: 27 баллов на Metacritic. Рецензенты говорили об ужасном сюжете, плохой операторской работе и неприемлемой графике (и все это действительно присутствует). После просмотра подобных картин всегда возникает вопрос: «А как такое вообще сняли? И, главное, зачем?»

Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем - фото 2

Имя центрального персонажа Джейка Барнса совпадает с именем главного героя «И восходит солнце» («Фиеста») — автобиографического романа-манифеста Эрнеста Хемингуэя о потерянном поколении ХХ века.

Подобная ссылка неудивительна — режиссер получил хорошее образование в Школе кино и телевидения Университета Лойола Мэримаунт, которая считается одной из лучших киношкол США. Режиссер всю жизнь был связан с боевыми искусствами: черный пояс по тансудо (корейское боевое искусство) и американскому кэмпо каратэ. Само название фильма, «Джиу-джитсу», говорит об одноименном собирательном термине японских боевых искусств — только им можно победить Бракса.

В фильме, очевидно, присутствует множество сцен с драками голыми руками — не зря же в касте значится Тони Джаа, известный серией фильмов о боевых искусствах «Онг Бак», а также Ален Мусси, работавший с режиссером над перезапуском «Кикбоксера». Графика, звуковое сопровождение и операторская работа оставляют желать лучшего, но, кажется, основа сюжета и месседж фильма заключается не в этом.

Иначе сложно объяснить «пластиковые» звуки и анимацию оружия из самого начала фильма и вечно меняющую ракурс камеру: зритель то находится в стороне, то смотрит глазами Джейка, то будто бы сам участвует в сражении.

Весь сюжет — это мешанина из образов, сцен и диалогов различных боевиков: в фильме читается атмосфера «Хищника» (охота на пришельца). Много иронии над образом мудреца Уайли, отданного Николасу Кейджу. Его персонаж говорит штампованные фразы в духе «Я тоже летать умею», имея в виду нелепые кувырки в воздухе, которые встречаются в фильмах о боевых искусствах. Изначальная заставка вообще напоминает вступление к фильмам по комиксам Marvel. Кстати, сам персонаж Кейджа выглядит почти как герой Денниса Хоппера в «Апокалипсис сегодня».

Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем - фото 3

Главный герой не погружен в историю, зритель вместе с Джейком не понимает, что происходит большую часть времени. Встреча с Браксом и финальный бой в Долине Храмов выступают самоцелью — именно к ней и ведут члены Ордена и Уайли.

«Все пути ведут туда», — говорит Николас Кейдж в первой встрече с героем. Даже в конце фильма Джейк до конца не понимает, что происходит, кто он и какова вообще идея его сражения. Все диалоги Уайли с Джейком будто бы намекают на положение самого режиссера при работе над этим произведением (вспомните отсылку к Хемингуэю), а в особенности это проявляется в сюжетном повороте, связывающем этих персонажей.

Мотив для создания картины понятен. На вопрос о том, какую самую безумную вещь он сделал ради искусства, Логофетис ответил: «Самый безумный поступок для меня это то, что я занялся фильмом о боевых искусствах в стилистике научной фантастики». Для такого подхода сойдут и дешевая, откровенно плохая графика, и нераскрытые персонажи, и пустые диалоги.

Даже вид центрального противника говорит о перемешивании всех образов в одном и несет, скорее, нарицательный смысл. Двуногий пришелец со скрытым лицом, невидимостью, зрением-тепловизором и неубиваемым суперкостюмом — что может быть более универсальным?

Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем - фото 4

Фильм имеет смысл воспринимать только как эссе — личные переживания, путь режиссера, образование и роль боевых искусств в его жизни аккумулировались в «Джиу-джитсу».

Образы и методы, которыми Логофетис передает историю, носят исключительно иронический характер. Режиссер сделал фильм в постмодернистском ключе, насмехаясь над классическими образами боевиков и критиками, но при этом оставляя место для передачи собственного опыта и представлении о пути в широком смысле.

Поэтому за хорошим фильмом к «Джиу-джитсу» идти не нужно. Обращаться к картине стоит только при желании познакомиться с личностью режиссера — а заодно с категорией «плохо» по всем техническим фронтам и правилам. Впрочем, примечателен сам факт, что режиссер сумел стать главным аттракционом фильма с Ником Кейджем в большой роли.

Комментарии 10
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Алексей Калита
Алексей Калита
Кейдж - один из любимейших моих актеров с давних времен, вот жаль, что проблемы с деньгами (вроде как, не проверял) побуждают последние лет 10 минимум сниматься во всякой шняге, где ему просто нечего играть. Даже не знаю, стоит ли надеяться на лучшее, ведь актер как бы и не молод уже, и по-моему кроме как во всякий трэшак сниматься его больше никуда не зовут. Невероятно прискорбно, так быть не должно конечно. Но имеем, что имеем.