Ужасная графика и великая ирония. Рецензия на «Джиу-джитсу» с Николасом Кейджем
Николас Кейдж играет бойца, которого окунули в кислотный чан из сюжетных штампов, плохой постановки драк и отсылок, не имеющих никакой сюжетной важности или обоснования. Зато у фильма есть другое, абсолютно постмодернистское толкование. За картиной, возможно, скрывается глубокая ирония и история жизни режиссера, греко-американца Димитри Логофетиса.
«Джиу-джитсу» начинается, как комикс: нарисованные кадры показывают часть Солнечной системы. Камера вместе с кометой двигается в сторону Земли. Таким образом происходит знакомство с главным героем Джейком Барнсом (Ален Мусси).
В основе сюжета лежит миф о появлении инопланетянина Бракса, который приходит на Землю каждые шесть лет в поисках достойного соперника. Джейк оказывается избранным воином, который вместе со своим Орденом должен победить враждебное существо, используя джиу-джитсу. Картина основана не на Mortal Kombat, а на комиксе самого Логофетиса (который начинал как сценарист на сиквеле «Кикбоксера», а потом не только написал, но и поставил «Кикбоксер возвращается»).
Фильм получил очень плохие оценки: 27 баллов на Metacritic. Рецензенты говорили об ужасном сюжете, плохой операторской работе и неприемлемой графике (и все это действительно присутствует). После просмотра подобных картин всегда возникает вопрос: «А как такое вообще сняли? И, главное, зачем?»
Имя центрального персонажа Джейка Барнса совпадает с именем главного героя «И восходит солнце» («Фиеста») — автобиографического романа-манифеста Эрнеста Хемингуэя о потерянном поколении ХХ века.
Подобная ссылка неудивительна — режиссер получил хорошее образование в Школе кино и телевидения Университета Лойола Мэримаунт, которая считается одной из лучших киношкол США. Режиссер всю жизнь был связан с боевыми искусствами: черный пояс по тансудо (корейское боевое искусство) и американскому кэмпо каратэ. Само название фильма, «Джиу-джитсу», говорит об одноименном собирательном термине японских боевых искусств — только им можно победить Бракса.
В фильме, очевидно, присутствует множество сцен с драками голыми руками — не зря же в касте значится Тони Джаа, известный серией фильмов о боевых искусствах «Онг Бак», а также Ален Мусси, работавший с режиссером над перезапуском «Кикбоксера». Графика, звуковое сопровождение и операторская работа оставляют желать лучшего, но, кажется, основа сюжета и месседж фильма заключается не в этом.
Иначе сложно объяснить «пластиковые» звуки и анимацию оружия из самого начала фильма и вечно меняющую ракурс камеру: зритель то находится в стороне, то смотрит глазами Джейка, то будто бы сам участвует в сражении.
Весь сюжет — это мешанина из образов, сцен и диалогов различных боевиков: в фильме читается атмосфера «Хищника» (охота на пришельца). Много иронии над образом мудреца Уайли, отданного Николасу Кейджу. Его персонаж говорит штампованные фразы в духе «Я тоже летать умею», имея в виду нелепые кувырки в воздухе, которые встречаются в фильмах о боевых искусствах. Изначальная заставка вообще напоминает вступление к фильмам по комиксам Marvel. Кстати, сам персонаж Кейджа выглядит почти как герой Денниса Хоппера в «Апокалипсис сегодня».
Главный герой не погружен в историю, зритель вместе с Джейком не понимает, что происходит большую часть времени. Встреча с Браксом и финальный бой в Долине Храмов выступают самоцелью — именно к ней и ведут члены Ордена и Уайли.
«Все пути ведут туда», — говорит Николас Кейдж в первой встрече с героем. Даже в конце фильма Джейк до конца не понимает, что происходит, кто он и какова вообще идея его сражения. Все диалоги Уайли с Джейком будто бы намекают на положение самого режиссера при работе над этим произведением (вспомните отсылку к Хемингуэю), а в особенности это проявляется в сюжетном повороте, связывающем этих персонажей.
Мотив для создания картины понятен. На вопрос о том, какую самую безумную вещь он сделал ради искусства, Логофетис ответил: «Самый безумный поступок для меня это то, что я занялся фильмом о боевых искусствах в стилистике научной фантастики». Для такого подхода сойдут и дешевая, откровенно плохая графика, и нераскрытые персонажи, и пустые диалоги.
Даже вид центрального противника говорит о перемешивании всех образов в одном и несет, скорее, нарицательный смысл. Двуногий пришелец со скрытым лицом, невидимостью, зрением-тепловизором и неубиваемым суперкостюмом — что может быть более универсальным?
Фильм имеет смысл воспринимать только как эссе — личные переживания, путь режиссера, образование и роль боевых искусств в его жизни аккумулировались в «Джиу-джитсу».
Образы и методы, которыми Логофетис передает историю, носят исключительно иронический характер. Режиссер сделал фильм в постмодернистском ключе, насмехаясь над классическими образами боевиков и критиками, но при этом оставляя место для передачи собственного опыта и представлении о пути в широком смысле.
Поэтому за хорошим фильмом к «Джиу-джитсу» идти не нужно. Обращаться к картине стоит только при желании познакомиться с личностью режиссера — а заодно с категорией «плохо» по всем техническим фронтам и правилам. Впрочем, примечателен сам факт, что режиссер сумел стать главным аттракционом фильма с Ником Кейджем в большой роли.