Уроки аниме с Никитой Казимировым. Урок первый: кто такие цундэрэ?
Но для начала небольшой пример из жизни. Наверняка у вас в классе, группе или рабочем коллективе есть человек, который раздражает вас каждым своим словом и поступком. Не удивительно, ведь он отвечает вам взаимной ненавистью, смотрит на вас свысока или просто не держит за адекватное живое существо. Так вы день за днем терпите присутствие друг друга, пока не возникает некая нестандартная ситуация. Быть может, вам поручили совместное задание, или кому-то из вас потребовалось помощь другого.
И тогда выясняет, что персона, от которой вы часто мечтали избавиться, вовсе не так уж плоха. У вас находятся общие интересы и точки соприкосновения, да и в целом оказывается, что в ваших взаимоотношениях все не так плохо. Правда, скорее всего, на следующий день в стандартном окружении все вернется на круги своя. Зато вы уже знаете о вашем «противнике» немного больше.
Так вот, живи вы в аниме (о чем мечтают многие), зрители сказали бы, что вы столкнулись как раз с цундэрэ. Термин зародился в начале нулевых в среде фанатов японской анимации, которые постоянно обсуждали свои увлечения в Сети. Слово произошло от слияния двух видов поведения героев. «Цун-цун» означает «угрюмый, мрачный, замкнутый, колкий», а «дэрэ-дэрэ» — «безумно влюбленный, томящийся от любви». Понятия не самые близкие, но именно их контраст и позволил цундэрэ стать одним из главным архетипов аниме.
Зачастую цундэрэ — это юные девушки, которые всем видом демонстрируют, насколько им противен главный герой. Они оскорбляют его, смеются над ним, иногда доходит до рукоприкладства и более изощренных способов проявить свое превосходством. Но с развитием сюжета выясняется, что к протагонисту они питают вполне конкретные чувства любовного характера. Причем даже если все предельно очевидно, они продолжают это отрицать, а фразы вроде «я сделала это не потому, что ты мне нравишься», звучат постоянно. А многочисленные ситуации лишь подталкивают их к раскрытию своих чувств.
К примеру, герою и цундэрэ поручают заняться общим делом, в ходе которого последняя все время обзывает напарника, а под конец изливает ему душу о проблемах или сомнениях. Или во время пляжного эпизода, которые в аниме встречаются с завидной регулярностью, героиня намеренно красуется возле протагониста, пускай и делает вид, что это все совпадение, а ей глубоко на все плевать. Еще одна стандартная ситуация — празднование Дня святого Валентина, во время которого в Японии у девушек принято дарить шоколад возлюбленным. Стандартная цундэрэ обязательно заморочится, чтобы сделать конфеты ручной работы, а затем подарит их, но обставит все так, будто это просто совпадение или дань традициям.
Таким образом, в ядре каждого цундэрэ-персонажа находится как минимум два важных элемента — трансформация и игра на контрастах. С первым все предельно просто. Сначала мы видим один образ, который под влиянием внешних и внутренних факторов превращается в другой. Это создает интересную сюжетную динамику и не позволяет заскучать, да и упрекнуть после этого авторов в том, что их герои топчутся на месте, не выйдет.
С контрастами все более интересно, ведь они взывают к человеческой психологии. Людская природа устроена так, что нам приятнее вещи, которые редки и труднодоступны. Для наглядности возьмем пример из экономики. Чем больше государство производит денег и добывает ресурсов, тем меньшая у них стоимость. Так и со всеми чувствами. Если они в избытке, то не греют сердце и не приносят былого экстаза.
На этом фоне цундэрэ выгодно выделяются, ведь обычное доброе слово от них — событие исключительной редкости, что уж говорить про открытое проявление симпатии. В противовес стандартному агрессивному поведению моменты смягчения ощущается более приятно и оставляют сильное впечатление на зрителя. Говоря литературным языком, цундэрэ — ярчайшие в аниме пример антитезы, то есть противопоставления совершенно непохожих понятий.
Вышеперечисленные факторы позволили цундэрэ стать одним из самых популярных архетипов восточной анимации. Сама природа таких персонажей открывает широчайший простор для фантазии сценаристов. К ним в руки попадает готовый шаблон, который интересен сам по себе, но при этом его еще можно видоизменять самыми невероятными образами. Потому нет ничего удивительного в том, что каждый сезон мы видим как минимум одного подобного персонажа.
Также они играют на человеческих инстинктах и желаниях. Главные герои в аниме с цундэрэ намеренно создается несколько обезличенными, чтобы зритель мог ассоциировать себя с ними. И тогда аниме взывает к чувству собственного достоинства и гордости. Мол, если даже неудачник с экрана сумел склонить к себе столь недосягаемую на первой взгляд особу, то и у живого человека получится.
За годы развития сам типаж сумел достаточно измениться. Изначально цундэрэ претерпевали всего лишь одну трансформацию от неприязни к симпатии. Таких героинь называют «классическими цундэрэ». Однако единичное изменение характера связывало руки авторам и было несколько скучным, поэтому от него со временем отказались.
Современные цундэрэ способны менять настроение по нескольку раз за серию, в особо запущенных формах напоминая пациентов психиатрических лечебниц с биполярным расстройством. Благодаря этому все эпизоды с ними ощущаются безумными и неординарными, а ни главному герою, ни зрителям точно не будет тоскливо с такой феерией эмоций. Однако и к сценарию требования оказываются гораздо выше, ведь важно не превратить образы героев в карикатуры или посмешище.
Говоря откровенно, понятие цундэрэ в наше время несколько упрощено, на деле оно включает в себя целый спектр типажей. Женского персонажа, которого можно отнести к цундэрэ, правильно называть цундэрэкко. Также существует еще несколько подвидов «сложных характеров»:
- Цунахо — персонаж, который слишком глуп в отношениях, чтобы вести себя адекватно. Попытки оставаться холодными и беспристрастными у таких в конечном счете заканчиваются провалом;
- Цунтэрэ — практически копия цундэрэ, только слишком застенчивая, чтобы не выдавать свои истинные чувства. Потому она постоянно краснеет, когда смотрит на объект интереса;
- Цундора — очень замкнутые и колкие персонажи, не зря в названии обыгрывается слово «тундра». Такие обычно остаются язвительными до самого конца, даже если главный герой сумел заслужить их уважение;
- Цунгирэ — максимально холодные персонажи, которые похожи на бомбы замедленного действия. Если не растопить лед вокруг их сердца как можно скорее, это может привести к нервному срыву и непредсказуемым последствиям;
- Дэрэцун — полная противоположность цундэрэ. То есть в начале отношений они очень приятные и милые, но со временем начинают проявляться свою сложную, почти дьявольскую натуру.
Предвидя вопросы — да, мужские персонажи-цундэрэ тоже существуют, и в поведении ничем не отличаются от женщин. Чаще они появляются в историях, рассчитанных на школьниц и студенток. Пример — Кея Сата из аниме «Волчица и черный принц». Но иногда парни-цундэрэ встречаются и в оторванных от романтики историях, скажем, в Dragon Ball Z и Fullmetal Alchemist.
При этом не стоит путать цундэрэ с просто несколько нелюдимыми и замкнутыми персонажами, которые начинают понемногу доверять главному герою (пример — Леон из пятого сезона «ДжоДжо»). Ведь в основе типажа всегда лежит максимально контрастное превращение из врага в чуть ли не любовника. Впрочем, небольшие вкрапления цундэрэ-гена можно найти в очень большом количестве героев аниме.
Цундэрэ часто становятся любимыми персонажами многих фанатов аниме, а вокруг них образуются целые культы. Такова цена популярности, особенно если речь идет о японских произведениях. Но факт остается фактом — цундэрэ стали одним из самых ярких тропов аниме и манги, без которых последние существовать уже не могут.
А напоследок давайте вспомним самые яркие и необычные примеры цундэрэ из различных аниме.
Аска Лэнгли Сорью («Евангелион»)
Одна из главных цундэрэ во всем мире. Нахальная, высокомерная и самоуверенная девушка, считающая, что только она может справиться с проблемами первостепенной важности. На деле скрывает под маской эгоизма ворох комплексов. Потому к главному герою Синдзи она за сюжет аниме успела проявить, кажется, всю палитру человеческих чувств.
Айсака Тайга («Торадора!»)
Из-за своего небольшого роста и постоянного стремления оскорбить окружающих девушка получила прозвище «карманный тигр». Успела отвергнуть множество парней. Родом из богатой семьи, потому совершенно не умеет делать ничего по хозяйству. Но Тайгу проще простого обидеть и заставить сомневаться в себе, что она пытается скрыть.
Рин Тосака («Судьба/Ночь схватки»)
Представительница великого рода магов, готовая пойти на все, чтобы заполучить Святой Грааль. В школе считается одной из лучших учениц, но девушка поддерживает этот статус лишь для того, чтобы люди держались от нее в стороне. Внутри глубоко переживает о близких людях и любит иногда подшучивать над ними.
Хомура Акэми («Девочка-волшебница Мадока»)
Загадочная волшебница, в начале сюжета аниме всеми силами пытающаяся остановить Мадоку. Холодная и отстраненная, никогда не раскрывает свои истинные мотивы. На деле знает о мире вокруг больше всех и безумно любит Мадоку.
Хитаги Сэндзегахара («Цикл историй»)
Самая необычная цундэрэ в этом списке. Остра на язык и враждебно настроена почти ко всем. С друзьями — очень озорная, любит издеваться над ними и выставлять себя в лучшем свете. Старается скрывать истинные переживания даже от себя самой и принимает любые удары судьбы. Любопытный факт — девушка осознает, что похожа на цундэрэ, потому намеренно старается соответствовать этому архетипу.
Микото Мисака («Индекс волшебства»)
Могущественный эспер, способная создавать сильное электромагнитное поле и разгонять металлические объекты до огромных скоростей. Из-за своих сил считает себя «высшим классом», но сильно переживает, когда у нее что-то не выходит. Постепенно влюбляется в главного героя Тому и становится более дружелюбной к другим людям.
Шана («Пламенный взор Шаны»)
Импульсивная девушка, сконцентрированная на уничтожении монстров под названием Багровые Томогара. Считает главного героя Юдзи всего лишь «факелом» и инструментом для исполнения ее воли. Постепенно влюбляется в него, но продолжает отрицать это, реагируя на все неудобные вопросы многочисленными «заткнись!».
А какие цундэрэ больше всего нравятся вам? И что еще вы хотели бы узнать из наших «Уроков аниме»? Расскажите в комментариях!
Больше об аниме и манге
- Вспоминаем мангу и аниме «Берсерк» — и размышляем о возможной американской экранизации
- Лучшие аниме-сериалы о постапокалипсисе
- Лучшие этти-аниме (18+)
- Почему не нужен «Боруто»
- Лучшие эпизоды аниме-сериала «Наруто»
- Почему вам стоит посмотреть Kakegurui
- Лучшие аниме о зомби
- Лучшие романтические аниме
- Лучшие аниме о «попаданцах» и других мирах
- 10 худших аниме 2018
- 10 лучших аниме 2018
- С чего начать смотреть аниме? Лучшая японская анимация для новичков
Аска \о/