Тренды 2017 — музыка. Стриминг, SoundCloud и рэп
Стриминг прибыльнее цифровых продаж
2017-й год начался с отчета Nielsen SoundScan, согласно которому доходы от стриминга впервые обогнали цифровые продажи. Более 30 миллионов человек (только в США) принесли стриминговым сервисам два с половиной миллиарда долларов за первую половину текущего года, что почти на 50% больше, чем в 2016.
Собственно, 60% доходов всего музыкального бизнеса в США приходится именно на стриминговые сервисы.
С этим в 2017-м смирились все, кроме, кажется, Taylor Swift. Она решила не терять деньги на дешевых прослушках, сделав свой новый альбом Reputaion доступным только для полноценной покупки на первые две недели после выпуска. За первую неделю релиз разошелся тиражом 1,238 миллионов копий, что стало абсолютным рекордом с 2015 года. Собрав сливки, певица все же разрешила сервисам стримить свой альбом. Посмотрим, станут ли другие большие артисты следовать ее примеру.
Чем цифровые продажи отличаются от традиционной розницы? Тем, что в тот же iTunes ты покупаешь не сам альбом, а лишь доступ к нему. Песни не становятся твоей собственностью, ты берешь их в аренду. Но, судя по тому, как резко цифровые продажи заменили диски, людям не так уж и важно «владеть» музыкой.
И еще нагляднее это показывает стремительный рост стриминговых сервисов, в которых даже намека на владение песнями нет.
Подписка Apple Music на месяц стоит как один альбом, но в случае ты получаешь доступ сразу ко всей музыке планеты.
Не удивительно, что многим артистам стриминг уже сегодня приносит больше денег, чем цифровые продажи. Про диски, кстати, стоит сказать, что их продажи перестали падать, а прибыль от винила даже выросла! Бородатые хипстеры все-таки продолжают покупать физические альбомы в коллекцию (мы их понимаем).
Артисты перестали анонсировать альбомы
В прошлом году Beyoncé, TI и Drake удивили своих фанатов, выпустив новые релизы без какого-либо предупреждения. В этом году тренд продолжили Jay-Z и Lil Uzi Vert. Как это сказывается на продажах? Вероятно, никак. Двадцать лет назад артисты месяцами готовили аудиторию к своим новым альбомам, чтобы успеть проинформировать максимальное количество людей.
В наши дни свежий альбом популярного исполнителя моментально заполнит твою ленту Твиттера и разлетится по всей Сети, так что в долгом заблаговременном промо больше нет необходимости.
Скорее всего, в будущем мы все чаще будем узнавать о новых альбомах любимых музыкантов пост-фактум.
На тяжелой сцене снова набирает популярность ню-метал, но продается по прежнему только стадионный поп-рок
Papa Roach вернулись с альбомом «Crooked Teeth», который звучит так, будто они написали его в 2002 году и хранили до лучших времен. В треклисте довольно органично выглядит совместный трек с тем же Machine Gun Kelly, но фитами рэперов и рокеров сегодня никого не удивишь.
Странно это не звучит — к оригинальному звуку возвращаются многие большие альтернативные группы, те же Korn и P.O.D., к примеру. Даже свежие большие релизы в жанре появляются — взять хотя бы дебютник Ded, на который мы даже писали рецензию. Многие металкор-команды тоже «облегчают» звук до ню-метала. Самый яркий пример в 2017 году — свежий альбом Ocean Grove.
Долгосрочная ли это тенденция, или веяние исключительно 2017 года — узнаем уже скоро.
При этом в чартах в этом году рок музыки очень мало, а продажами могут похвастаться только совсем уж крупные артисты: Foo Fighters, Greenday, Metallica, Linkin Park, Kid Rock, Noel Gallagherʼs High Flying Birds, Arcade Fire, Gorillaz.
Единственные по-настоящему популярные рокеры сегодня — Imagine Dragons, которые отгрузили полтора миллиона копий своего последнего альбома Evolve, и U2, продавшие 170 000 копий альбома Songs of Expirience всего за неделю.
В остальном рок, кажется, опять умирает, как он уже делал это в конце 80-х, когда на спад пошла популярность «хаэр-метала», или в середине 90-х, когда умер Курт Кобейн. В 2018-м рок умирать продолжит, особенно учитывая, что жанр лишился важной иконы — Честера Беннингтона. Когда и при каких обстоятельствах рок возродится — не угадаешь.
Рэперы перестали играть в рок
Вы наверняка слышали рэперов, которые взяли на вооружение рок-приемы — особенно экстрим вокал. Первые зачатки такого стиля на SoundCloud появились пару лет назад, самыми заметными звездами стали XXXTentacion, SCARLXRD, KillStation и Ghostermane. Семплированные гитары, длинные волосы, гроул и скрим поверх качающий рэп-битов — в 2016 казалось, что рэперам хочется быть «рок-старами» не только на словах.
А потом главный представитель трэп-метала XXXtantcion забил на гитары и выстрелил с классическим трэп-бэнгером «Look At Me» (80 миллионов прослушиваний песни), превратившись в мировую звезду. Тут нужно заметить, что хип-хоп в наши дни играет по тем же правилам, что и мировая поп-музыка — если кто-то становится успешным с необычной песней, то все принимаются тут же клонировать этот трэк в надежде запрыгнуть на хайп-трэйн.
Что было потом, предугадать несложно — остальные рэперы побросали скримить и принялись писать свои мини-хиты попроще под лайтовые биты без рок-примесей.
Затем выстрелил Lil Pump, окончательно забив гвоздь в так называемый трэп-метал. Один лишь MGK не изменяет себе и продолжает периодически заигрывать с рэп-кором в перерывах между написанием ужасно-слащавых поп-синглов.
«Тропики» все еще качают
Дееее-спаааа-сиии-то! (Четыре с половиной миллиарда просмотров). Да, карибские мотивы и около-дэнсхол никуда не собираются уходить. Свои 3 миллиарда просмотров Ed Sheeran получил во многом благодаря тропическому звуку своего «Shape Of You». Бывшая хулиганка Myley Cyrus тоже пересела на тропики (с опозданием, конечно) в «Malibu», French Montana и Sway Lee достали всех со своим «Unforettable», а Drake и Rihanna, кажется, еще долго будут эксплуатировать популярность своего карибского хита «Work», продолжая делать песни в такой стилистике.
Причина, очевидно, в том, что за последние годы жирный и кислотный EDM-звук успел утомить людей прямой бочкой.
Хаус, конечно, никуда не делся, но его серьезно потеснил более естественный дансхол с его минималистическими, но все еще качающими инструменталами.
SoundCloud стал главным поставщиком новых звезд
Крупные лейблы все еще важны и нужны, что бы кто ни говорил — хороший менеджмент и инвестиции еще никому не навредили. Другое дело, что в наши дни артисты становятся звездами еще до того, как получают контракт от мейджора (после чего, конечно, они все равно становятся в разы популярнее).
Социальные сети — идеальный индикатор первозданного, не искусственного хайпа.
Как только кто-то записывает по-настоящему интересную песню, она моментально облетает Интернет и становится вирусной. Одна из главных песен года, которую вы не могли пропустить (Rockstar), написана как раз выходцем с SoundCloud. XXXTantcion, Dylan Brady, Lil Pump, Bryson Tiller, Lil Peep, Night Lovel, Lil Yachti — все эти ребята набрали популярность выкладывая песни на этом музыкальном сервисе. В России, впрочем, роль SoundCloud играет социальная сеть VK — Пошлая Молли, Пасош, Буерак и Face стали звездами именно благодаря публикациям ВКонтакте.
Рэп становится самой популярной музыкой планеты
Загляните в любой топ-чарт главных песен сезона — большая часть списка будет состоять из рэперов.
Причины? В середине нулевых западная музыкальная индустрия испытала жесткую передозировку слащавости — бесконечные бойсбэнды со смазливыми солистами и прилизанные девочки-певички успели утомить массового слушателя.
Сбалансировать медиа-пространство пришлось брутальным парням, но не слишком: тяжелый рок предсказуемо оказался слишком агрессивным для среднестатистической аудитории. А хвастливые ребята, рассказывающие о своей крутой жизни, вдруг оказались неплохими сонграйтерами.
Сладкие белые мальчики никуда не исчезли (Бибер все еще занимает важное место на мировой поп-сцене), но байки из гетто о собственной крутости, переложенные на радио-френдли мотивы, оказались необычайно популярными.
Но для этого ему пришлось перестать быть рэпом
Да, рэперы перестали читать и начали петь! У кого-то получается лучше, кто-то не может справиться без автотюна, но в целом их песни стали звучать в разы мелодичнее и прилипчивее. Собственно, это основная причина такой масштабной популярности рэпа в наши дни. Хип-хоп стал новой попсой, и не только по своему статусу и востребованности, но и по форме.
Хип-хоп в чистой форме сегодня можно услышать разве что от Eminem или Kendrick Lamar, но и те все чаще поют и приглашают Rihanna и Beyonce на припев. Vince Staples, конечно, хорош, но с его тру-рэпчиком в нашу эру большой звездой ему никогда не стать.
Поп-звезды моложе, чем Windows XP
Jaden Smith недавно исполнилось 19 лет, Desiigner написал «Panda» в 18, а одной из главных звезд года Lil Pump и вовсе 17 лет! И это я молчу про 14-летнюю Bhad Barbie, чей вышедший в августе клип набрал 50 миллионов просмотров за три месяца.
Почему так происходит? Дети, рожденные в эпоху Интернета, с самого детства впитывают в себя информацию терабайтами и быстрее адаптируются к трендам. В их руках социальные сети — идеальная возможность самореализации, которой они и пользуются. Почему это популярно? У многих из них получаются действительно цепкие песни.
А что там в России?
Все очень предсказуемо: рэп правит миром. Oxxxymiron, Баста и Тимати собирают десятки тысяч человек на крупнейших площадках страны, Face и Pharaoh стали главными предметами дискуссий на переменах во всех российских школах, а каждый выпуск Versus собирает миллионы просмотров. Последний альбом Face, кстати, побил рекорды по количеству репостов ВКонтакте — пост с релизом собрал 30 тысяч шэйров за первые несколько дней. Гнойный — звезда популярного шоу на СТС. Баттлы обсуждают на Первом канале, в то время как Андрей Панин, Сергей Дружко Тина Канделаки и Дмитрий Маликов вовсю читают рэп.
Не рэпом единым, конечно: читатели «Афиши» поправили свои монокли и фанатеют от «ироничной» музыки, которая позиционируют себя как арт-проекты. Рок внезапно ожил в лице саркастичных Буерак и Пасош, а Пошлая Молли, выпустив дебютный ЕР в начале года, всего спустя месяц начали собирать тысячи людей на своих концертах. Группа «Мальбэк» — совсем не рок, а «новая русская поп-музыка», но без монокля также слушать не рекомендуется. Туда же и Луна — мода на пост-советскую эстетику продолжает набирать обороты
Лейблы и продюсеры в России совсем канули в лету — Максим Фадеев в этом году представил публике около десятка свежих имен, но все проекты потерпели провал и лишь SEREBRO (в каком уже составе по счету?) нравится людям. Группа Грибы (которую продюсировал тот же человек, что и Луну) успела всех довести до тошноты своим невероятно популярным хитом Тает Лед, но вскоре пропала с радаров и закончила концертную деятельность.