Главные киноразочарования 2016
Я не вижу особого смысла в перечислении убожеств, большую часть которых вы не видели и даже о существовании которых не знали. В прошлом году я сделал «10 самых больших киноразочарований года», где брызгал слюной, описывая свое отвращение к недоразумениям, которые пытались играть на ностальгии, прикрываясь именами старых проектов. Поэтому наверху списка оказались «Пробуждение силы», «Мир Юрского периода», «Терминатор: Генезис» и «Спектр».
В этом году можно было повторить: неудачных ребутов старых франшиз, сиквелов и прочих бездушных экспериментов не убавилось. Были «Черепашки-ниндзя 2» и «День Независимости: Возрождение», неудачные «Джейсон Борн» и «Джек Ричер: Никогда не возвращайся», «Тарзан: Легенда» и «Стартрек: Бесконечность», ужасные «Люди икс: Апокалипсис» и продолжение насилия над творчеством Кэрролла в «Алисе в Зазеркалье». «Кредо убийцы», скорее всего, оказалось бы в моем списке, если бы в России фильм успел выйти в декабре.
Но невозможно год за годом злиться на одно и то же – затянувшийся «кризис идей» уже не вызывает во мне столь сильных чувств, в конце года я вспоминаю перечисленные фильмы без особого раздражения.
В этом году я хочу посвятить список не злобе, а печали, самоанализу и покаянию. 10 позиций не набралось, зато о 5 оставшихся мы сможем поговорить подробно. Пятерка, которая не просто вывела меня из себя или заставила заскучать, а почти разбила мне сердце.
Не забываем включать звук в коубах– без него половина шуток непонятны.
5. «Бэтмен: Убийственная шутка» (рецензия)
DC всегда была сильна по крайней мере в одной сфере – анимационные полнометражки. Там работы студии выходили неизменно сильными, не стесняющимися крови, секса и взрослых тем. Marvel же достигала такого уровня в собственных мультфильмах лишь пару раз.
И тут студия пробует, наконец, экранизировать одну из самых легендарных историй о Бэтмене, написанную самим Аланом Муром. Причем на озвучку снова пригласили потрясающих Кевина Конроя и Марка Хэмилла, который, должно быть, ждал шанса озвучить именно эту версию Джокера годами. Результат получился ошеломительный: слабая рисовка, в кои-то веки дописанный и измененный, а не дословно перенесенный на экран сюжет.
Фильм, который должен был стать жемчужиной коллекции DC, вышел одним из самых слабых и противоречивых за долгие годы.
Спойлеры.
Возможно, это планировалось как фан-сервис, но сцена секса Барбары и Бэтмена вывела фанатов из себя. Это шло против характеров персонажей, их связь была ужасно выписана, Барбара вместо сильной женщины и равноправного партнера Темного рыцаря выглядела зависимой и слабой девочкой, которой помыкает молчаливый папик.
Конец спойлеров.
Когда дело дошло до текста Мура, от которого создатели мультфильма старались не отступать, впечатление уже было смазано. Да и сам Алан говорил, что не считает «Убийственную шутку» хорошо сохранившимся шедевром, многое там морально устарело – мультфильм высветил это особенно четко.
4. «Неоновый демон»
Я не ожидал, что он окажется в этом списке, да еще и так высоко. Я прочил его совсем в другой топ, лучших за год, возможно и на первое место. Это же Виндинг Рефн, который покорил всех «Драйвом», а меня лично – многослойным и чарующим «Только бог простит», который почти никто не понял и особо не оценил.
«Демон» – это не провальное кино, не отвратительная поделка. Нет, напротив, это один из самых красивых фильмов года (синематография тут, конечно, абсолютно крышесносная), который оказался в топе многих критиков. И все же, у меня в душе он оставил лишь разочарование – я так много ждал от Рефна, от этой истории, от столь завораживающего визуала.
Это история модели, приехавшей в Лос Анджелес. Она молода и очень красива, причем ее красота – естественная, что тут же замечают ее коллеги-модели, которые давно держатся в бизнесе лишь за счет косметических операций. Девушка быстро продвигается наверх, обгоняя других, конкуренция перерастает во все более жестокое противостояние.
«Демон» разочаровал меня своей простотой. В конце не остается почти ничего, кроме вопроса «И это все?».
Неясна и логика сюжета, на редкость вменяемого и односложного для Рефна, почему все вышло так предсказуемо и прямолинейно – непонятно. Я вовсе не отговариваю вас смотреть эту картину – она гораздо лучше большинства лент, вышедших за этот год. Но лично меня Рефн разочаровал – не жестокостью или мерзостью, а именно простотой, смазанной концовкой. Неясно, зачем вообще было городить весь этот огород. Словно убийцей и впрямь оказался дворецкий.
Спойлеры.
В начале фильма нам показывают девушку-простушку из провинции, приехавшую в большой город. Ее встречают другие модели и играют с ней, как с мышкой. Дальше Рефн начинает выводить метафору «мир моделей – клубок змей» и сравнивать новых знакомых героини с хищницами. Они спрашивают ее – еда она или секс. Стоит ей отвергнуть притязания визажистки, перестать быть сексом, ее превращают в еду. Буквально.
То есть нам в самом начале толсто намекнули, что эти тетки ее сожрут из ревности, как Белоснежку, и они ее сжирают. Где поворот? Где интрига? Поезд выехал в пункт Б и прибыл в пункт Б. Занавес. Зачем была линия с тем, что героиня становится такой же холодной сукой как остальные модели – она же никуда не привела? Она так и не стала холодной и убили ее не в результате того, что она стала сукой. Убили ее как раз потому, что она так и осталась такой, какой приехала – зажатой, стеснительной и беспомощной. Она оказалась недостаточно раскрепощенной для лесби-опыта – и это подписало ей приговор. Недостаточно сильной для того, чтобы дать отпор – и это решило исход боя.
Особенно меня разочаровала сама бойня – она была короткой и бестолковой, опять де без каких-либо сюрпризов. Особенно меня вывела фраза «Мама называла меня опасной». Опасная, ага, через минуту – беспомощная загнанная жертва, которую просто скидывают в бассейн, как мешок костей. Где хоть какая-то животная ярость в ней, где хоть шанс на спасение? Я попросту не понял, в чем мораль такой истории. Если весь месседж в том, что модели – звери, а погоня за красотой – тщета и пыль, то окей, спасибо, капитан.
Вы в курсе какие шекспировские страсти, сколько ненависти, зависти и обид вертится в мире косплея? Это абсолютный мрак, туда, как в бездну, заглядывать страшно. После этого все сказки про поедания глазок кажутся каким-то картонным театром.
Неужели Рефн так обиделся на то, что его тонких параллелей в «Только бог простит» никто не понял, что следующий фильм сделал простым, как бревно? Может, это и сработало, учитывая, что «Демон» понравился критикам больше. Несмотря на некрофилию и каннибализм. Еда или секс my ass.
Конец спойлеров.
3. «Охотники за привидениями» (рецензия)
Думаю, наличие этого фильма в списке не удивит никого, разве что озадачит позиция – не на первом месте? Но на самом деле, я не настолько большой фанат оригинального фильма, чтобы быть всерьез оскорбленным ремейком.
Несмотря на то, что это не самое большое мое разочарование (я изначально многого от него не ждал), этот ребут – однозначно самый омерзительный фильм года. Омерзительно в нем все – и как студия обошлась с создателями оригинала, выперев из проекта неугодного им Айвана Райтмана, заставив актеров появиться в камео, причем в ролях новых персонажей. И то, как они насрали в душу фанатам, отменив события первых фильмов, и как при этом мелочно подлизывались к ним же ворованными из отмененных картин мелодиями, логотипами, машинами и протонными ранцами.
И особенно мерзко было то, как Sony попыталась спасти картину от общественного негодования, выставив всех, кто ее ругал, сексистами.
Это было почти гениально – ты ругаешь этот кусок дерьма – значит ты ненавидишь женщин, живешь в подвале родительского дома, и ты задрот. Вау. Это даже сработало – многие критики попали под атаку интернет-военов, а остальные просто побоялись ругать фильм.
Ну и, конечно, мерзким был сам фильм, его туповатый сюжет, его светящиеся призраки и особенно – весь этот убогий импровизационный юморок, который выпердывали запертые в своем личном кошмаре актрисы. Если бы 2016-й был порогом, то «охотницы» – огромный кусок дерьма прямо на дверном коврике, который на первый взгляд выглядит собачьим, но ты не можешь вечно скрываться от иссушающего осознания того, что кто-то может быть настолько уродлив и пуст внутри, чтобы сделать нечто такое.
Второе и первое места
Впервые на «Канобу» я решил открыто признать свою ошибку и посыпать голову пеплом. Есть два фильма, на чей счет я ошибся. Позволил эмоциям, ожиданиям и самообману взять верх, не увидел истинного положения вещей. Это «Бэтмен против Супермена» (рецензия) и «Отряд самоубийц» (рецензия). Подводя итоги года, я понял, что не имею право сглаживать углы и прощать Снайдеру и его киновселенной просчеты гигантского масштаба.
Переубедила меня довольно простая вещь – прошло полгода, и я пересмотрел «БпС» и «Отряд» дома – расширенные версии. В глаза сразу бросалось то, что дополнительные сцены не спасли ни тот ни другой фильм. Сделали чуть лучше «Зарю справедливости» (яснее виден план Лютора), а «Отряд» и вовсе почти не отличается от того, что мы видели в кино.
Повторный просмотр сильно отличается от первого. Уже нет сюрпризов сюжета, нет страхов и надежд, вы с фильмом остаетесь действительно наедине.
Сможет он увлечь вас, не полагаясь на раскрученный маховик хайпа, ваших ожиданий и теорий, на твисты и непредсказуемость? Сумеет ли погрузить в себя второй раз, увлечь моментом, деталями – уже знакомыми, но не менее интересными, окажется ли способен открыть второй слой, новое прочтение, которого мы не заметили в первый раз?
Многие фильмы становятся лишь интереснее при втором просмотре – запутанные вещи вроде «Врага», «Только бог простит», «Олдбоя», «Помни», «Бойцовского клуба» или сериалов вроде «Мира дикого запада» раскрываются по-другому, когда уже знаешь основной твист. Оказывается, указания на него встречались с самого начала, их так приятно замечать и обогащать свое восприятие произведения. Эти двое от второго просмотра не выиграли ничего. Вся сумбурность повествования, несуразность основного сюжета, бредовость диалогов – все это полезло на первый план. Это было мучительно.
Я решил поставить оба фильма на первую строчку, так как не мог решить, какой разочаровал меня больше. «Бэтмен против Супермена» получился лучше – в нем по крайней мере были запоминающиеся сцены, кадры, образы, я еще буду пересматривать его в будущем.
«Отряд самоубийц» же я просто не смог досмотреть до конца. Досидел до середины и сдался – выключил, терпеть это больше было невозможно. Там не было ничего, абсолютный вакуум, который всасывает в себя твое время и надежды на интересную историю, живых персонажей и развитие киновселенной.
Я уже почти поставил «Отряд» на первую строчку, но потом понял, что даже если «Бэтмен против Супермена» и не вышел настолько ужасным, именно он разбил мне сердце. Это был ключевой фильм, способный спасти киновcеленную DC, доказать всем, что видение Снайдера со всем его убивающим Суперменом, разрушенным Метрополисом и мрачной гаммой – оправданно, оно вело куда-то и теперь мы видим, зачем это все было нужно.
«БпС» доказал, что Снайдер по-прежнему отличный визуальщик, но на роль главного режиссера киновселенной и тем более – на роль ее архитектора и стратега он не подходит абсолютно.
Он мыслит кадрами, гифками, пафосными позами, которые крышесносно выглядят на постерах и в трейлерах, но из которых невозможно склеить вменяемую историю. Как только зритель приходит в кинотеатр и убеждается, что все эти пафосные кадры не скреплены между собой ничем кроме жидких соплей якобысюжета, фильм разваливается. И уже не важно, насколько крут бэтмобиль и броня, насколько удачен кастинг Аффлека. Этот фильм не склеить даже фанатской слепотой и оправданиями.
В нем, как и в «Отряде», есть ряд колоссальных просчетов, которые уже не исправить никакой режиссерской версией. И я не про то, что Бэтмен убивает – пусть бы. Было бы объяснение такому выбору.
«БпС» должен был концентрироваться на одной вещи – идеологические разногласия Уэйна и Кента. Показать, как они пришли к таким разным взглядам, что укрепило их позицию, показать их споры, попытки прийти к мирному решению, показать осознание того, что это невозможно – и только тогда – финальную битву. В комиксе история выигрывала и от того, что эти двое были друзьями много лет, но иного выбора у них не осталось кроме как драться до последнего. Там хорошо показывали, что Супермен не так идеален – он прогнулся под правительство из-за чувства вины, «комплекса полноценности», а Бэтмен и впрямь начинал перегибать палку, уходить дальше в безумие.
В фильме их конфликт начинается бредово – это манипуляции Лютора – и кончается еще более по-идиотски, потому что мамки были тезками.
«БпC» убивает надежду на будущее киновселенной DC – не видно, что у руля могут оказаться люди, которые ставят во главу угла историю и персонажей. Да, сольными «Бэтменами» займется сам Аффлек. Да, он привлечен к съемкам «Лиги» в качестве продюсера, но по сути студия, скорее всего, дала ему полномочия одергивать Снайдера и помогать ему не забывать про смысл фильма и про плавность повествования. Сработает ли такой тандем – увидим. Но особой веры нет.
«Отряд самоубийц» же в сухом остатке производит крайне странное впечатление – подарочной коробки в великолепной сверкающей обертке, внутри которой еще коробка – с ленточками и бантами, там – еще одна с ватой и шуршащей бумагой. Под всем этим шуршевом и блестячевом – ничего. Ни сюжета, ни интересных локаций, ни шуток, ни экшен-сцен. Персонажи – единственное, что получилось более-менее любопытно, но они вызывают одну мысль – я хочу посмотреть с ними фильм. Любой другой, но не этот. Этого просто нет.
У меня правда нет никакой конкретизированной критики – вниманию просто было не за что зацепиться, это фильм, который не имеет ничего, ради чего его стоит смотреть. Пустые сцены, одна за другой.
Спасибо за образ Харли, за наводку на талантливых 21 Pilots, за обманутые ожидания и разбитые мечты. Мы лучше посмотрим анимационный «Нападение на Аркхем». Там был хитрый план отряда, еще более хитрый план Бэтмена, там было хоть что-то. Эйр же оказался не способен выжать из кучи суперзлодеев даже одной хоть мало-мальски интересной экшен-сцены. Это надо уметь.
Итог
В общем и целом, год сам по себе был разочаровывающим. Блокбастеры были серыми и стандартными, сносными, но не более. Никакого взрыва, который станет легендой, вроде «Безумного Макса: Дорога ярости» не было – разве что «Хардкор», но массовая публика его не заметила. Умного кино опять же было совсем мало, приходилось скрести по сусекам, чтобы разыскать хоть что-то. Фильмов, доводящих до слез свежестью и новаторством не было вообще. Весь год, отсутствие неких прорывных картин, равно как и проседание слоя фестивального кино, производит гнетущее впечатление. И все же, это разговор уже больше для «Киноитогов 2016», которые появятся на сайте на днях.
Не забудьте написать, какие фильмы вывели вас из себя, разозлили или ввергли в депрессию в этом году.