Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 10 (10-1)
10. «Унесенные призраками», 2001
Алексей Егоров
Я думаю, многие удивились бы, не появись этот анимационный шедевр в нашем топе. «Унесенные призраками», пожалуй, первая лента, которую все вспоминают, когда речь заходит о творчестве Хаяо Миядзаки. Именно «Унесенных» почти всегда советуют людям, которые никогда не смотрели аниме, в качестве «точки входа». Это именно тот анимационный фильм, который без зазрения совести можно показать человеку практически любого возраста. И тем, кто аниме на дух не переносит. И он им, скорее всего, понравится.
«Унесенные» — это красивая сказка о злоключениях девочки по имени Тихиро, которая вместе с родителями попала в таинственный городок. Родители под воздействием магии превратились в свиней, а самой девочке пришлось устроиться на работу в местные купальни, чтобы вызволить своих родителей из-под власти магии злой колдуньи. На пути же к своей цели героине приходится познать силу дружбы, взаимовыручки и любви. А еще — повзрослеть.
Тема «взросления» героини вообще проходит через весь фильм, и видна совершенно четко. Если в начале Тихиро была плаксивой, неуверенной в себе девочкой, то под конец она стала сильной и стойкой, не потеряв при этом саму себя.
Несмотря на то, что я говорил выше — о том, что фильм можно показывать людям любого возраста — я очень сильно советую пересмотреть его в сознательном возрасте, если вы видели его только в детстве. При первом просмотре я в основном наблюдал за персонажами и за тем, как они взаимодействуют — вместе ищут выход из сложных ситуаций, поддерживают друг друга, и так далее. Но главное — ту самую тему взросления и становления личности — я, естественно, спокойно проглядел. Разумеется, мне было во-первых не до этого (потому что на экране постоянно происходило что-нибудь зрелищное и интересное), а во-вторых потому, что не позволял возраст.
При этом юной аудитории «Унесенные призраками» могут и не зайти, особенно после ярких и ориентированных на детей картин той же студии Disney. Здесь никто не спасает принцесс, не произносит напыщенных речей — короче, здесь очень мало типичной анимационной «мишуры», направленной на детей. Зато очень много подтекста, отсылок к японскому фольклору (ну-ка покажите мне на ребенка, который в нем хорошо разбирается!) и прочих вещей, которые сходу очень сложно понять. Тем не менее от своих слов я не отказываюсь — фильм хорошо подойдет и детям, потому как он отлично демонстрирует на деле, что такое дружба, привязанность и самопожертвование. Только несколько иным языком, не таким, как в западных мультфильмах.
«Унесенные призраками» — прекрасный мультфильм, который, бесспорно, заслуживает того, чтобы с ним ознакомилось как можно больше людей. И уж конечно же он заслуживает и своего места в нашем топе — просто потому, что является точно такой же живой классикой, как и все представленные здесь фильмы. Только вот он в сотню — если не в тысячу раз — добрее, чем остальные картины, представленные здесь. А это, как мне кажется, дорогого стоит.
9. «Чужие» (дилогия) 1979, 1986
Никита Казимиров
Оригинальную дилогию «Чужого», в особенности первую часть, очень легко принять за довольно простое кино. И правда, ведь что у нас есть при беглом осмотре: злой и страшный монстр методично вырезает совершенно бессильный перед неизвестной угрозой экипаж космического корабля, и все на фоне бескрайних просторов космоса. Казалось бы, обычная голливудская продукция, посмотреть и забыть. Но Ридли Скотту удалось воплотить на экране вселенную, которая живет в умах и сердцах миллионов и по сей день.
В своем «Чужом» Скотт создал классику женского образа — офицера Эллен Рипли, сильного и волевого персонажа, прекрасно сыгранного Сигурни Уивер. Фильм поднимает вопросы искусственной жизни, причем как с позиции Чужого, так и со стороны андроида Эша, а это, на секундочку, за три года до «Бегущего по лезвию». Буквально парой сцен фильму удается показать еще и присутствие злой корпорации, решившей использовать Чужого в своих целях — и вот у нас есть настоящие киберпанковые настроения. Даже про легкий налет тайны не забыли (кто же такие эти чертовы Космические жокеи?!).
Сиквел «Чужие», вышедший спустя 7 лет уже за авторством Джеймса Кэмерона, словно полностью противопоставлялся своему предшественнику. Был Чужой один — стало много, что недвусмысленно обыгрывается в названии. Основной сюжет разворачивался на космическом корабле — теперь в колонии людей. Был злой Эш — теперь добрый Бишоп. Даже акцент с хоррора сместился в сторону научно-фантастического боевика. Крайне бодрого, зрелищного и насыщенного научно-фантастического боевика.
Но самое главное достижение — это сам образ Чужого, который, по сути, основной персонаж серии. Дизайн, придуманный Гигером, пугает и привлекает одновременно, объединяет в себе биологию и механику, даже, кто бы мог подумать, близится к эротике.
А развитие Чужих, их иерархия, устройство организма — все это продумано на потрясающе высоком уровне, ты буквально начинаешь в них верить. Первые два фильма франшизы стоило бы ценить уже из-за одного этого существа, но они еще и сами по себе достаточно умные и оригинальные, чтобы с удовольствием и почти таким же напряжением, что и при первом знакомстве, пересматривать их сейчас.
Почему мы взяли только дилогию? «Чужой 3» многое потерял в производственном аду, и даже Дэвид Финчер со своим драматическим видением фильма не смог придать ему целостности. По «Чужому: Воскрешение» от Жана Пьера-Жене уже была видна стагнация концепции Чужих, в особенности по показанному в фильме «человекочужому». А «Чужой: Завет», ну… Лучше его не вспоминать, в дань заслугам первых двух частей.
Если вам интересен более подробный разбор всей франшизы, посмотрите наш киномарафон
8. «Властелин колец» (трилогия) 2001, 2002, 2003
Денис Майоров
«Властелин колец» — первый фильм, который я посмотрел в кинотеатре. Также это экранизация моей любимой книги, а заодно и самый мой любимый фильм. Поэтому мне сложно использовать хоть немного объективные категории, когда я говорю об этой великой кинотрилогии. Однако я могу передать вам мои ощущения и эмоции от фильма — надеюсь, они совпадут с вашими или хотя бы найдут отклик.
Есть сказки простые и забавные: они придуманы, чтобы развлекать — мы запоминаем лишь отдельные их детали, самые веселые, но общая картина забывается. А есть такие, которые западают в душу и остаются с нами на всю жизнь, запоминаются в мельчайших деталях. Слушая их, мы погружаемся в другой мир, сживаемся с героями, которые становятся для нас живыми, близкими. «Властелин колец» — как раз такая сказка. История о Кольце Всевластия не слишком глубока, здесь нет серых тонов — это простая, но максимально искренняя притча о добре и зле, о дружбе и преодолении жизненных тягот. Это та история, с которой каждый должен ознакомиться, тогда наш мир станет чуточку лучше, я уверен.
Экранизация Питера Джексона — не просто фильм по мотивам. Это логическое продолжение идей Джона Рональда Руэла Толкиена, следующая ступень развития его вселенной, ее высшая точка.
До 2001 года у нас не было визуального воплощения волшебных красот Средиземья, не было столь ярких визуальных образов героев истории, не было гениальной музыки Говарда Шора, которая и в отрыве от фильма рисует в голове эпизоды из книги (вот я пишу этот текст, и не могу прогнать из головы мелодию Concerning Hobbits). Да, не все детали оригинального произведения нашли отражения в фильме — в этом прелесть книги, она позволяет окунуться в мир Средиземья еще глубже, ее нужно читать. Но кино есть кино, это другая форма искусства, со своими правилами. Команда Питера Джексона оставила все самое важное, самую суть, идеально адаптировав под киноформат вселенную Толкиена, который, я уверен, был бы от кинотрилогии в восторге.
На такой впечатляющий результат работает и магия первоисточника, и профессионализм команды Джексона. Актеры справились со своими ролями так хорошо, что представить на месте Фродо кого-то, кроме Элайджа Вуда теперь просто невозможно. Арагорн — это только Вигго Мортенсен, Гимли — Джон Рис-Дэвис, а Гэндальф — Иэн МакКелен. Пейзажи Новой Зеландии Джексон показал так, что люди даже переезжают в эту страну, чтобы окружить себя атмосферой Средиземья (и это работает!). Каждый кадр «Властелина колец» выверен, каждая деталь важна: музыка, операторская работа, грим, костюмы, пейзажи — здесь все и всегда в гармонии, ни одна деталь не выбивается из общего рисунка. Более того, все элементы образуют такой ритм, что трехчасовые фильмы («Возвращение короля» и вовсе идет почти три с половиной часа) смотрятся на одном дыхании, без какой-либо усталости. Это при том, что тут хватает долгих кадров и продолжительных диалогов.
На протяжении текста я сознательно говорю о «Властелине колец» как об одном фильме. У каждой из трех картин своя атмосфера: безмятежность, переходящая в тревогу в «Братстве кольца», черные тучи, окончательно нависшие над головой в «Двух крепостях» и полная безысходность в «Возвращении короля».
Эти картины можно смотреть по отдельности, но, если устроить марафон, вы увидите, как они складываются в одно большое эпическое полотно, цельное и неразделимое.
Только в рамках одной огромной картины «Властелин колец» раскладывается на отдельные сцены, трогающие до глубины души и навсегда остающиеся с вами. Встреча Фродо и Гэндальфа в Шире, день рождения Бильбо, переход Фродо и Арвен через реку, смерть Боромира, логово Шелоб, битва при Хельмовой Пади, отбытие Фродо в Валинор и совсем старенький Бильбо, поднимающийся на корабль — до сих пор не могу сдержать слез, когда смотрю… У меня остается стойкое чувство, что я все это пережил вместе с героями. Это и делает картину великой. «Властелин колец» никогда не состарится, никогда не утратит актуальности. Пожалуйста, посмотрите этот фильм, если почему-то еще этого не сделали.
«К черту рай, после смерти я отправлюсь в Средиземье».
7. «Криминальное чтиво» 1994
Александр Трофимов
Самый влиятельный фильм Тарантино не мог не появиться в этом топе, слишком многое изменилось в нашем представлении о кино из-за этой картины. О том, как можно рассказывать истории, переплетая их в причудливые узлы, вольно обращаясь с хронологией, но при этом не запутывая зрителя. Мы привыкли хвалить за усложненный нелинейный нарратив Нолана, но Тарантино пользуется им абсолютно свободно, когда история этого требует, а когда не требует – спокойно обходится без него, не циклясь на переусложнении ради фишки.
Квентин в очередной раз показывает себя и гениальным сценаристом (за этот сценарий он получил и «Оскар» и ряд других премий) – диалоги и монологи фильма расходятся на цитаты и по сей день, настолько они емкие, звучные, мощные. И сам фильм постановкой сцен максимально работает на то, чтобы каждая из них раскрылась полностью. Как можно забыть проповеди Джулза или бессмертное:
– Everybody be cool, this is a robbery!
– Any of you fucking pricks move, and I’ll execute every motherfucking last one of ya!
Вроде ничего особенного, бандиты орут нечто подобное в каждом третьем фильме, но только здесь это запоминалось. Дело в выстроенной мелодике фразы, экспрессии актеров, вступающей заглавной музыкальной темы и уходе на фризфрейм с начальными титрами. Сцена вырывается из реальности и превращается в обложку, в тему, в пробник того, что последует дальше.
Несмотря на обилие сюжетных линий и персонажей, никто не чувствуется обделенным и отодвинутым в сторону, герои получают такое шикарное раскрытие, которого многим не удается добиться и за пару часов на экране, все персонажи вышли яркими и стали ключевыми образами для игравших их актеров. Даже внезапная и нелепая смерть Винса на унитазе чувствуется на удивление правильной и мощной.
Потрясающая картина, великолепный пример сложной, многомерной истории, рассказанной настоящим мастером.
6. «Бегущий по лезвию» (дилогия) 1982, 2017
Никита Богуславский
Изначально в топ должен был попасть только оригинальный фильм — не попади я на предварительный показ второй части всего за день до публикации финальной десятки, лента Дени Вильнева осталась бы в стороне. Но обстоятельства сами сложились так, чтобы «Бегущий по лезвию 2049» попал в список лучших кинолент всех времён и народов едва ли не заочно, до официального выхода в прокат.
Про оригинал, думаю, слышали все — в 1982 году после долгого и мучительного производства Ридли Скотт выпустил фильм, который навсегда изменил жанр кинофантастики и буквально создал визуальный образ киберпанка.
Если вы его не смотрели, крайне рекомендую наверстать, но сейчас смотреть «Бегущего по лезвию» может быть сложновато. Он темный, медленный, с минимумом спецэффектов в экшене. Но ради такой операторской работы, мира и актеров можно вытерпеть что угодно.
Все же такого атмосферного, воздушного, насыщенного кадра не дает ничто, кроме старой, снятой на пленку фантастики — это роднит «Бегущего» с «Терминатором», «Чужим», «Звездными войнами» и «Одиссеей».
А вот про второй фильм, который в 2017 году выпустил уже молодой Дени Вильнев, хочется рассказать подробнее. Прежде всего, он совсем другой — это самый правильный вид сиквела, который дополняет, а не эксплуатирует мир, и, главное, не пытается реанимировать и вернуть в строй героев, история которых завершилась.
Повествование смещено на 30 лет вперёд, мир будущего изменился, а в центре нового конфликта уже другие, непохожие на предшественников персонажи, которые решают другие, более глобальные и масштабные проблемы. За 35 лет наш мир тоже изменился, и на кино технический прогресс отразился сильнее всего. Там, где Скотту приходилось экономить и изобретать практические эффекты, Вильнев даёт волю воображению и не стесняется задействовать всю мощь современной графики для создания максимально эффектных фантастических пейзажей, интерьеров, экшен-сцен и даже героев.
При этом второй фильм все же получился проще — он отлично работает с детективной линией и внутренним миром персонажей, но не затрагивает таких крупных идей, не несет в себе философии первой части. Сам по себе он не попал бы в первую десятку, но то, как хорошо яркий экшен и захватывающий визуальный ряд сиквела дополняет глубокий и по-настоящему культовый оригинал, позволило «Бегущему по лезвию» удержать одно из высших мест в качестве дилогии.
5. «Матрица» 1999
Денис Варков
«Матрица» рассказывает о мрачном будущем, в котором люди живут в искусственной симуляции, которую поддерживают машины, а их тела используются в качестве источника энергии. Хакер по прозвищу Нео узнает об этом и начинает борьбу с машинами, путешествуя внутри «Матрицы». Фильм братьев Вачовски (тогда еще братьев) оказался настолько популярен, что стал началом полноценной франшизы, которая повлияла на многие научно-фантастические произведения.
«Матрица» принесла популярность жанру киберпанка и фильмов о виртуальной реальности, в которых главной темой становится манипулирование человечеством в той или иной форме.
Это глубокий фильм, в котором множество слоев и подтем. Кто-то увидит здесь борьбу с системой, в буквальном смысле лишившей людей жизни, кто-то заметит метафору к неминуемому Концу Света, который будет вызван искусственным интеллектом, а кто-то разглядит в фильме революционные мотивы, а Нео в их глазах будет борцом со сложившейся системой, поднимающим людей на восстание против устоявшегося режима. Это не упоминая бесчисленных религиозных параллелей. О философии «Матрицы» написана не одна книга.
Для некоторых людей будущее, где человечество было превращено в источник питания для машин, более предпочтительно, чем тот вариант, при котором они будут жить на руинах старого мира, не зная, где найти ресурсы для выживания. Главные герои пытаются бороться с этим, но не все люди разделяют их взгляды. Некоторые просто не хотят «просыпаться» и возвращаться в реальный мир. В «Матрице» им гораздо лучше, и они, находясь там, не нуждаются ни в чем.
«Матрица» впечатляет еще и тем, что борьба главных героев с машинами не предполагает светлого будущего для человечества. Они хотят пробудить людей, показать им, во что превратилась планета, пока они были во сне, но при этом правильно ли они поступают, приводя в ужасный киберпанковый мир тысячи неготовых к нему людей? Подобных сложных с этической точки зрения вопросов в фильме много.
Нео проходит путь от рядового борца с машинами до мессии, способного в реальном мире творить чудеса. Он вдохновляет людей на борьбу, сам постепенно пытаясь осознать свое место в этом мире. Кто он – революционер, жертва обстоятельств, мессия, борец с режимом, попавшие в первые ряды повстанцев или заурядный программист-фантазер, решивший, что он – последняя надежда человечества?
Или же он – лишь винтик огромной машины, а вся его революция – лишь часть цикла по переработке людей, запланированная и полезная для системы?
Фильм умело сочетает в себе интересные диалоги, увлекательные экшен-сцены и панорамные кадры, впечатляющие зрителей даже сегодня, 18 лет спустя. «Матрица» задает высокую планку для научно-фантастических фильмов, и едва ли какой-то другой фильм смог также глубоко раскрыть тему. Мне вспоминается лишь вышедший в том же 1999 году «Тринадцатый этаж», фильм, оставшийся незамеченным из-за ошеломительного успеха «Матрицы», но который при этом тоже заслуживает внимания.
4. «2001 год: Космическая одиссея» 1968
Георгий Копьев
Как может выглядеть жизнь за пределами Земли? Да как угодно. Однажды мы долетим до незнакомых планет и будем думать, что мы первооткрыватели. При этом, ступив на новую землю, мы можем даже не осознавать, что вокруг нас находится разумная жизнь — в соседней звездной системе она может развиться настолько иначе, что у нас просто не будет возможности узнать о ее существовании.
Из-за глупости и ограниченности нашего представления о том, что такое жизнь, на какой-нибудь далекой планете мы можем уничтожать целые поколения разумных существ одним только дыханием. С чего мы вообще взяли, что где-то очень далеко, развиваясь в такой же изоляции, как мы, иная форма жизни будет хоть отдаленно напоминать человека или животное с нашей планеты?
Стенли Кубрик снял свою «Космическую одиссею» полвека назад, и с тех пор не было создано произведения, которое бы так же убедительно вещало о неотвратимости следующего шага эволюции.
Я люблю то, как в «одиссее» Кубрик показывает историю, вместо того, чтобы рассказывать ее через монологи и диалоги. Это же кино, и кино должно показывать! Люблю и то, что он оставляет нам додумывать второстепенные для сюжета моменты. «Космическая одиссея» — это не просто научная фантастика, это тяжелая драма, которая безусловно заслуживает место в первой десятке любого кинотопа.
3. «Терминатор» (дилогия) 1984, 1991
Сергей Цилюрик
За какую задачу ни взялся бы Джеймс Кэмерон, все у него получается наилучшим образом. Сиквел к гениальному триллеру стал гениальным боевиком. Фильм про тонущий корабль увлек миллионы зрителей. Зрелищное инопланетное пересказание «Покахотнас» превратилось в самый кассовый фильм в истории. Ремейк французской комедии обернулся и отличным боевиком, и отличной комедией. Как это у него получается — одна из величайших тайн современности.
Но истоки этого величия были видны куда раньше. Еще в 84-м, продав права на франшизу за один доллар, Кэмерон снял дешевый, но оттого не менее (а скорее более) впечатляющий нуарный триллер про неутомимого убийцу из будущего. Терминатор в исполнении Арнольда Шварценеггера казался непобедимым, бессмертным дамокловым мечом, нависшим над Сарой Коннор.
В сиквеле все то, к чему мы успели привыкнуть за первую часть, перевернулось с ног на голову. Терминатор-Арнольд теперь на стороне героев… и он больше не непобедим.
«Терминатор 2», освобожденный от бюджетных ограничений, расправил плечи, словно атлант, и пошатнул устои киноиндустрии. На его фоне практически все боевики, вышедшие до него, и практически все, вышедшие в течение еще лет десяти, смотрелись убого. При невероятных темпах развития спецэффектов «Терминатор 2» в 1991 году смог показать такое, что отлично смотрится и сейчас, в 2017-м, и наверняка будет выглядеть впечатляюще еще много десятков лет. Отдельно стоит отметить изобретательность Джеймса Кэмерона: каждая экшен-сцена фильма не просто уникальна, но и креативно обыгрывает уникальные особенности обоих терминаторов. Смотреть за тем, на что способен Т-1000 и как его пытается обыграть более слабый Т-800, очень увлекательно.
Но этим «Терминатор 2» не ограничивается. Фильм работает и как боевик, и как напряженный триллер, и как трогательная история о персонажах. «Терминатор 2» уделяет много внимания и Джону, и Саре Коннор, и самому Т-800 — достаточно, чтобы прощание в конце казалось действительно трогательным, а фильм смог увлечь даже людей, совершенно не интересующихся боевиками.
2. «Звездные войны» (трилогия) 1977, 1980, 1983
Александр Башкиров
В одной из прошлых десяток, включавшей «Трех негодяев в скрытой крепости», я рассказывал о том, почему оригинал Куросавы всегда будет лучше подражаний… самое известное из которых — Star Wars Джорджа Лукаса. Но «Звездные войны» — это не просто подражание японскому самурайскому приключенческому кино. Гений Лукаса в том, что он увидел общие черты и в японском, и в американском, и в европейском кинематографе, и сумел их реализовать в одном фильме, зацепив при этом еще и литературные фэнтези и фантастику.
Первые «Звездные войны» — это и самурайский фильм, и вестерн, и британское военное кино. Почему атака на Звезду Смерти — единственная в истории франчайза реалистичная боевая сцена, переговоры пилотов в которой звучат настолько аутентично? Да потому, что вся эта сцена, реплика за репликой и кадр за кадром, позаимствована из британской военной драмы The Dam Busters, которая предельно реалистично рассказывала о настоящей операции времен Второй мировой. Вот откуда в «Звездных войнах» взялись первое, неудачное попадание торпедой в вентиляционную шахту реактора и спокойное, сдержанное самопожертвование идущих на смерть взрослых мужчин.
Это же касается и сцен на Татуине: они настолько прекрасны потому, что это классика Куросавы и Джона Форда, пусть в ней теперь и участвуют роботы, пришельцы и имперские штурмовики. Цитаты заложены в Star Wars на уровне сценария, режиссерских и монтажных приемов, саундтрека… Но вместо с тем Лукас — достаточно талантливый и самобытный режиссер (смотрите его THX 1138 и «Американское граффити»), чтобы все это талантливо и творчески переосмыслить.
Фильм производит одинаковое впечатление на маленьких детей, подростков и взрослых людей, что само по себе — научная фантастика.
Кого-то привлекает эскапизм истории, кого-то наоборот — бескомпромиссная жестокость сюжета (Альдераан) и реализм батальной сцены, в этом фильме одинаково цепляют ярко отсвечивающая поверхность и спокойная холодная глубина, очевидные и неочевидные моменты.
О финале, в котором все сюжетные линии увязываются воедино, завершаются все арки героев, и мы переходим от ситуации полнейшего отчаяния к ликованию самой светлой победы в истории кино за считанные СЕКУНДЫ экранного времени, читают лекции. Я серьезно: именно лекциями о финале Star Wars Майкл Арндт, сценарист бюджетной комедийной драмы «Маленькая мисс Счастье», в свое время привлек внимание Disney и получил место сценариста седьмого эпизода «Звездных войн».
Я категорически не согласен с моими коллегами, проголосовавшими за «Звездные войны» как трилогию. Трилогия в целом имеет весьма отдаленное отношение к кино, даже к развлекательному. Empire Strikes Back — утренний субботний мультик, главный герой которого проводит большую часть фильма, общаясь с куклой-маппетом в фальшивой пещере. Return of the Jedi, за исключением пары гениальных, шекспировских сцен с Императором, Вейдером и Люком, — это вообще детский утренник, создателям которого не хватило денег даже на нормальные куклы и кукловодов (вместо этого на роль эвоков пригласили актеров-лилипутов). Но оригинальные, не тронутые цифрой и подзаголовками Star Wars 1977 года выпуска — великолепный авторский фильм и одна из важнейших работ в истории кинематографа.
Александр Трофимов
Сашу, как обычно, немного заносит, но я уже привык успокаивать себя теорией, что он прибыл из измерения, где все наоборот, поэтому ему простительно писать статью «какой кат Блейдраннера смотреть» и советовать там НЕ смотреть единственную правильную версию – Final Cut. Или вот отрезать от оригинальной трилогии «ЗВ» два фильма.
Отличие «Империи» и «Джедая» от «Надежды», первого фильма, в том, что они уже не такие цельные, однородные и самодостаточные. Но это не значит, что отдельная «Новая надежда» и полная трилогия равноценны – если бы сиквелов не было, «Звездные войны» никогда не стали бы тем феноменом, каким являются сегодня.
Без них у нас бы не было ни общей арки ключевых персонажей, развивающихся по мере трилогии, ни более-менее приличных сражений на световых мечах, ни битвы на Хоте, ни Облачного Города, ни Дагобы и Йоды. Не было не только ключевого для саги «Я твой отец», не существовало бы вообще встречи отца и сына. Во втором фильме Люк дерется с Вейдером сначала как с собственным призраком, внутренним демоном, в пещере Дагобы, затем как с врагом, похитившим его друзей, а в третьей картине – уже как с отцом, с падшим джедаем, предателем Света и, закольцовывая линию, как с отражением себя, в которое Люк боится превратится настолько, что в конце отбрасывает меч – он готов умереть, лишь бы не стать таким как Вейдер и Палпатин, понимая, что на Темной стороне сможет сгубить больше жизней, чем сейчас пытается спасти с мечом в руке (подробнее я писал об этом в «уникальности оригинальной трилогии Лукаса»).
Первый фильм был лишь затравкой, представлением героев, «приключением», коротким подвигом для поднятия настроения, но настоящие испытания лежали впереди.
Если смотреть на эти картины узко – лишь как на кусок развлечения, то да, первый фильм можно выделять как самый цельный и самодостаточный, но если видеть сагу как шедевр воплощения архетипов, сращение всех вечных тем и историй в одно произведение, то тут становится очевидно, что вырывать «Надежду» из троицы будет недальновидным решением.
Да, в сиквелах появляются все более странные элементы и целые арки, которые выпадают из общей линии и странно смотрятся в основной серии – эвоки, вся история с вызволением Хана из плена Джаббы (люди, в итоге свергнувшие Императора, не могут разнести какого-то местного мафиози). Это смазывает впечатление, но точно не обесценивает сиквелы, поэтому в топе стоит именно трилогия Лукаса – заслуженно. Потому что более универсальных, как по темам и архетипам, так и по охвату аудитории, фильмов попросту больше никто не снял.
1. ???
Что должно быть на вершине топа кино? Какая картина способна стоять на пьедестале без стеснения и неуверенности? Это точно не «Шоушенк», который оказывается на первой строчке не по сознательному выбору зрителей (да, мол, это величайший фильм всех времен), а потому, что мало кто смог не проникнуться им и поставить низкую оценку. И это не «Гражданин Кейн» – картина великая, монументальная и пронизанная духом бунтарства, экспериментов и креатива во всем. Но все-таки «Кейн» слишком давно стал ленивой затычкой топов – можно не думать, поставить снова его и никто не станет возмущаться. Нам не хотелось так поступать.
Нужно учитывать и то, что наш топ отличается от большинства, мы хотели собрать в него все самые знаковые для индустрии и для широкого зрителя вещи, не гоняясь за фестивальным и авторским кино, которое при всей своей гениальности, остается за кадром для массовой аудитории и никак не влияет на индустрию в целом.
Если представить кинематограф как поток длиною в сотню с лишним лет – какими будут его основные части? Какую рыбу будет заметно издалека, а что будет в самом его сердце?
Мы примеряли разные фильмы на эту позицию, но все смотрелось неправильно, как попытка приставить руку или ногу на место головы. Пока не поняли, что ответ все время был перед глазами – и этот выбор внезапно преображал весь топ, структурировал его, определял основную мысль. Развлекательное кино может быть сколь угодно популярным и влиятельным, оно может звать людей в путешествие и уводить в другие миры, насыщать их жизнь красками, но в сердце кинематографа всегда будет картина, которая не идет на компромиссы, которая является воплощением киноязыка и киновосприятия мира, рассказывающая не менее вечную и универсальную историю, чем «Звездные войны», только жестче, безжалостнее и мощнее.
1. «Семь самураев» 1954
Александр Трофимов
Фильм Куросавы не устарел. Его можно и нужно смотреть сейчас, можно и нужно будет смотреть через 50 и 100 лет, он как никакой другой ярко демонстрирует, что несмотря на то, что камеры становились все совершеннее, люди за ними не всегда понимали, что с этой камерой делать. Что не любая запись сцены – это уже кино.
История довольно проста и цепляет уже завязкой, именно поэтому мы видели ее варианты множество раз: деревня страдает от разбойников, но не может защитить себя, поэтому обращается за помощью к горстке героев. Те должны не просто сами перебить бандитов – численный перевес не позволит им этого сделать – но организовать самих крестьян, чтобы они могли дать отпор своему врагу. Мы видели это в «Великолепной семерке» (дважды, учитывая ремейк), видели во «Флике» от Pixar, теперь посмотрите на оригинальную версию (если еще не видели), потому что она по-прежнему самая лучшая.
Несмотря на большое количество великолепно снятого реалистичного экшена, это не приключенческое кино про то как кучка рыцарей спасает беззащитных крестьян от плохишей, это социальная драма о кастовом разделении и человеческой природе.
Бандиты здесь – не безусловное зло, они тоже заложники этой жесткой системы. Крестьяне – не чистые агнцы, они просят самураев о спасении, но при этом прячут от них еду и дочерей, не торопятся сами защищать свою деревню – это темные, мелкие и мелочные люди, забитые жизнью до крайнего состояния. Страх во множестве проявлений заполняет всю их душу, так что там почти не остается места для благодарности, благородства, храбрости. Самураи тоже показаны не идеальными, они тоже заложники этого склада и вынуждены рисковать жизнью ради людей, которые врут и малодушничают, да и к воину, у которого нет достойной родословной, они не торопятся относиться как к равному, даже на флаге семерки он изображен другим символом.
Обязательно посмотрите этот фильм, он не только доказывает, что старые фильмы можно смотреть не через силу, а по-настоящему увлекаясь и уходя с головой в историю, искренне наслаждаясь экшеном, но переворачивает представление о кино вообще.
Топ оглашен целиком, но через неделю будет еще один материал – итоговый, в котором все наши сто картин вместе с нашими впечатлениями от них будут собраны в одну огромную статью, чтобы людям не приходилось разыскивать разные фильмы по десяткам, а полный список можно было охватить взглядом и вот теперь уже начать жаловаться на то, что в списке не на том месте, а чего тут не оказалось вовсе.
Первая часть топа: позиции 100-91 (там же озвучивается логика составления списка)
Вторая часть топа: позиции 90-81
Третья часть топа: позиции 80-71
Четвертая часть топа: позиции 70-61
Пятая часть топа: позиции 60-51
Шестая часть топа: позиции 50-41
Седьмая часть топа: позиции 40-31