Темные силы на страже света: кинокомиксы о сверхъестественных супергероях
«Блэйд» (Blade), 1998, «Блэйд 2» (Blade 2), 2002 и «Блэйд: Троица» (Blade Trinity), 2004
Александр Трофимов и Денис Варков
Самым колоритным чернокожим супергероем, который добрался до кинокэкранов, был, конечно же, не Черная пантера, а Блэйд. Актер Уэсли Снайпс сыграл его в одноименной трилогии, которая выходила с 1998 по 2004 год. В этих фильмах была представлена удивительно жестокая война вампира-полукровки не только со своими собратьями, но и с искусственно созданными видами кровососов, которые были опасны не только для людей, но и для других вампиров.
Эти фильмы обладали особенной атмосферой. Бесконечные кровавые поединки, молчаливые поезкди по городу на рассвете/закате под меланхоличную музыку, заваленные шуршащими на ветру газетами улицы — все это создавало образ мрачного мира под тайной властью вампиров.
Если вы никогда не смотрели «Блэйда», вам однозначно стоит попробовать это сделать. Хотя бы ради музыки, кровавого экшена, абсолютно невменяемых экшен-сцен со Снайпсом, запомнившихся надолго целому поколению — вроде дискотеки с кровавым душем. Это все заложил во франшизу Стивен Норрингтон.
А вот Гильермо Дель Торо принес во франшизу потрясающие практические эффекты. Пасть мегавампиров, распахивающаяся на полметра, тщательно продумана и показана во всех деталях в крайне подробной сцене аутопсии. Тело монстра сделано просто потрясающе, все дышит, пульсирует, сочится мерзкими жидкостями и, несмотря на кажущуюся нелепость концепта раздваивающейся нижней челюсти, ее устройство продумано и объяснено. Это настолько непривычно для таких фильмов, что не может не очаровывать. Мегавампиры с этой их пастью действительно вышли жуткими — это вам не бледные метросексуалы из «Сумерек», после такого и спать не сразу ляжешь.
После Стивена Норригтона, снявшего первый фильм о Блэйде, и Гильермо Дель Торо, сумевшего сиквелом закрепить успех франшизы, третью часть поставил Дэвид Гойер — сценарист первых двух фильмов и автор комиксов, для которого этот фильм стал вторым режиссерским опытом.
Если абстрагироваться от заделов на будущее, то «Троица» — это логичное завершение трилогии. Главный борец с вампирами сталкивался с самыми разными их видами — с древними кланами, с новыми поколениями, с вампирами-мутантами, а в финале встретился лицом к лицу с первым из своего рода — с Дракулой.
На уровне идеи это работает очень круто. Тем более, что в комиксах Marvel действительно существует Дракула, и Блэйд неоднократно с ним сталкивался. Вот только очень грустно, что фильм целиком доверили Гойеру, который пожертвовал раскрытием злодея ради введения в историю, например, Ганнибала Кинга.
Этого персонажа сыграл актер Райан Рейнольдс. И, по сути, он сыграл Дэдпула за пять лет до «Росомахи: Начало» и за двенадцать лет до «Дэдпула». Его Ганнибал Кинг — тот же типаж, что и Уэйд Уилсон — профессиональный наемник, который обожает отпускать неуместные шутки. Весь его бэкграунд (раньше Ганнибал был вампиром) прописан в фильме так плохо, что забывается буквально сразу. Хотя в комиксах у него была интересная история.
«Призрачный гонщик» (Ghost Rider), 2007
Вокруг качества «Призрачного гонщика» ходит множество споров среди фанатов — большинство из них связано с тем, что в картине сильно изменили канон, а исполнитель роли Джонни Блейза — Николас Кейдж — заметно переигрывал.
Впрочем, после «Блэйда» это был первый опыт экранизации комикса про героя с потусторонними силами, малоизвестного широкой аудитории за пределами фанатов комиксов. И фильм представил уголок вселенной Marvel, который пока не исследовался даже ни разу в киновселенной.
«Призрачный гонщик» — далеко не идеальный фильм, но в первой части был хороший баланс между романтической комедией (линия Блейза и героини Ева Мендес) и исследованием потусторонних сил, разыгрывающих свои игры ради договора на тысячу душ.
Сам Джонни Блейз стал пешкой в чужой игре, и ему пришлось не только быстро учиться быть Призрачным гонщиком, но и найти способ выпутаться из положения, в которое его поставил Мефистофель. В общем-то, вполне стандартный набор штампов из комиксов, вполне удачно адаптированный на большом экране.
Вскользь затрагивая лор Призрачного гонщика из комиксов создатели фильма смогли дать зрителю тот необходимый минимум, который позволил представить персонажа, его способности (отдельный комплимент визуализации «Наказующего взора») и двойственность персонажа. В комиксах многократно исследовались взаимоотношения Гонщика и Блейза, и в фильме Николасу Кейджу удалось наглядно продемонстрировать их внутренний конфликт, не углубляясь в тему, как это был с Халком в сольных фильмах.
«Спаун» (Spawn), 1997
Экранизация одноименного комикса-долгостроя (издается до сих пор) от Тодда Макфарлейна известна, кажется, даже тем, кто никогда ее не смотрел и не слышал о персонаже. История полицейского в результате несчастного случая, ставшего мстителем в маске стала клише в комиксах (и не только), но Макфарлейн добавил к ней потусторонний сеттинг, сделав бывшего правительственного агента восставшим из мертвых с суперспособностями.
Собственно, «Спаун» — история в первую очередь о мести. Эл Симмонс вернулся с того света, понял, что был обманут демонами, но стал оружием в чужих руках (снова набор клише).
При этом Спаун обладал огромным количеством инфернальных способностей, которые помогали ему в бою — от плаща, изменяющего предметы, до адских цепей. Словом, разнообразное оружие героя помогало делать спецэффекты разнообразными.
Но по современным меркам фильм сильно устарел. Например, все сцены в Аду будут сниться вам в самых страшных кошмарах об отвратительной CGI-графике. Вся проблема в том, что CGI тогда был очень ранним, а практических спецэффектов в фильме было мало. Из-за этого пересматривать «Спауна» откровенно тяжело.
Тем не менее, грим самого Спауна запоминался, и узнать в нем Майкла Джей Уайта было нелегко. Впрочем, под такой тонной грима разглядеть было бы трудно любого актера.
«Константин: Повелитель тьмы» (Constantine), 2005
Вольная экранизация знаменитого комикса Hellblazer от Vertigo о циничном волшебнике, который не только спасал людей от демонов, духов и других потусторонних сил, но и сам создавал им новые проблемы. В экранизации образ Джона Константина обелили, сделав его исключительно положительным персонажем. Впрочем, в комиксах он таким никогда не был.
В фильме адаптировали линию из Dangerous Habits, где Джон узнал, что болен раком. В условиях жестко ограниченного времени на пути в Ад он вынужден попробовать исправить давно совершенную ошибку — самоубиство, — и заслужить право попасть в Рай. А заодно — разобраться с чем-то страшным и глобальным, что надвигается на мир живых.
Особенность «Константина», которую перенесли в фильм, заключается в том, что здесь у представителей Рая и Ада очень размытая мораль, и ангелы могут быть не лучше некоторых демонов. Именно в таком виде, например, в фильме предстает героиня Тильды Суинтон.
«Константин» — не совсем супергеройский фильм, но если брать шире и смотреть на жанр с позиции «герой спасает мир», то он все же подходит в этот список. Образ Джона заметно отличается от комиксов, но фильм получился стильным и самобытным. Далеко не всем фанатам персонажа он по вкусу, но внимания все же достоин — как минимум ради Киану Ривза в главной роли.
«Ворон» (The Crow), 1994
Фильм «Ворон» снят на основе одноименного комикса Джеймса ОʼБарра 1989 года, выпущенного издательством Caliber Press (и переизданного в последствии разными издательствами). Это история рок-музыканта Эрика Дрейвена. На него с девушкой напали неизвестные и тяжело ранили Эрика — ему пришлось, умирая, наблюдать, как они насиловали и убивали его возлюбленную. Душа Дрейвена не смогла упокоиться, поэтому он вернулся обратно в виде бессмертного Ворона, который жаждет мести.
В комиксе, как и в фильме, ОʼБарр пишет о том, что люди когда-то верили, что после смерти ворон провожает душу человека в мир мертвых. Но иногда он возвращает душу обратно, чтобы она наказала зло. Именно это и произошло с Дрейвеном. Он стал антигероем против своей воли.
ОʼБарр придумал эту историю после того, как в автокатастрофе погибла его возлюбленная. И атмосфера смерти не покинула проект. Исполнитель главной роли Брэндан Ли (сын Брюса Ли) погиб на съемках, так как в бутафорском пистолете оказалась заглушка. Она попала актеру в живот и застряла в позвоночнике, из-за чего он скончался из-за обширной потери крови. Фильм пришлось заканчивать с помощью дублеров и использования компьютерной графики.
«Ворон» цеплял мрачностью и нестандартным подходом. По сути, это простая история о мести, но фантастическая подоплека отдавала настоящей философией и создавала ощущение новизны. Чтобы наказать тех, кто его убил, Эрику достаточно было просто воскреснуть. Если его вернули к жизни, значит есть потусторонние силы, есть Рай и Ад. И убийцы-насильники будут гореть в огне за содеянное. Дрейвену не нужно было жестоко расправляться с ними, так как он хотел, чтобы они сами понимали, что их ждет. Ведь убить его повторно у них не выйдет.
К сожалению, все продолжения «Ворона» вышли посредственными и не стоят внимания. Лучше прочтите оригинальный комикс. Рисунок Джеймса ОʼБарра вас впечатлит.
«Тень» (The Shadow), 1994
Александр Башкиров
Давно уехавший на Восток американец Ламонт Крэнстон (Алек Болдуин) возвращается в Нью-Йорк 1933 года с набором уникальных способностей — он умеет затуманивать разум, становиться невидимым и телекинетически управлять некоторыми объектами. Единственное, чего Крэнстон не в состоянии скрыть ни при каких обстоятельствах — это собственную Тень…
Если вы усмотрели параллели с Бэтменом — это потому, что создатели Темного рыцаря в 30-х годах вдохновлялись именно радиосериалом и бульварными журналами с участием Тени, одного из самых известных и долгоиграющих персонажей американской массовой культуры. Как и Одинокий Рейнджер или Док Сэвэйдж (фильм о котором все пытается снять Шейн Блэк), Тень пришел с радио, это прежде всего глубокий голос, характерный зловещий смех и коронная фраза:
Кто знает, какое зло скрывается в сердцах людей? Тень знает!
Домысливали и доводили до экрана образ один из самых известных сценаристов, Дэвид Кепп (проверьте: он наверняка написал 2-3 из ваших самых любимых фильмов, а также 5-6 из самых ненавистных), и создатель «Горца», потрясающий клипмейкер и визуальный стилист Рассел Малкэхи. The Shadow — очень красивый и необычный фильм, затмевающий и «Доктора Стрэнджа», и «Хеллбоев» по использованию мистики в повседневных окружениях. Причем повседневность здесь — из 30-х годов, тоже гиперстилизованных в духе Индианы Джонса или «Дика Трэйси». Удивительные ракурсы, декорации, использование макетов и оптических иллюзий… Визуально «Тень» — одна из самых непонятных, недооцененных и незаслуженно забытых супергеройских картин.
Сюжетное наполнение тоже достойное — хотя, может быть, излишне запутанное и неконфликтное по современным меркам. Герой и злодей мирно беседуют и подсылают друг к другу зазомбированных подчиненных вместо того, чтобы сойтись в открытом поединке. Много экранного времени уделяется нестандартным даже на сегодняшний день методам работы Тени. Он создает огромную сеть так или иначе обязанных ему агентов, и в целом ведет себя скорее как очень принципиальный сверхзлодей с уклоном в антигеройство, а не супергерой в привычном понимании. Много вы знаете супергероев из числа бывших наркобаронов и полевых командиров? Это более темный, нестандартный и неоднозначный персонаж, чем даже Бэтмен, и глаза и голос Болдуина вполне передают мятежную, мятущуюся душу героя.
Тень-вообще топ. Смотреть этот мрачный фильм когда ты недоросль-те ещё ощищениеца.