Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина

Антон Кашарнов
Рассказываем о персонаже, без упоминания которого представить импринт издательства DC Comics 10-20 лет назад было попросту невозможно. Джон Константин — один из самых известных волшебников и плутов в поп-культуре. И комиксы о нем теперь издаются на русском языке.

Кто такой Джон Константин? Это вечно курящий чародей в строгом костюме и потертом кожаном пальто. Он мошенник, плут, предатель, сволочь и обладатель других всевозможных титулов, которые характеризуют человека далеко не лучшим образом.

Ему ничего не стоит пойти по головам, даже если для этого придется пожертвовать своими друзьями. Голубоглазому блондину легко сегодня вести дела с гангстерами из самых неблагополучных районов современного Лондона, завтра подставить человека и при этом получить большой денежный куш от заказчика, а на следующий день этот прохиндей придет в ваш дом и изгонит из него всех осевших там призраков. Все самые отвратительные и грязные слухи про него — правда, даже несколько смягченная. Благородные поступки вроде спасения мира он совершал не из альтруистичных побуждений. За этим почти всегда стоял хитрый расчет.

Так за что же он получил признание фанатов? Как раз именно за то, что вел себя совсем не так, как привычные герои мейнстримовых комиксов. Это в нем и привлекало.

В отличие от всевозможных комиксных супергероев, сверхлюдей и богов Константин всегда был близок к читателю. Шутки шутками, но при всем своем могуществе он навсегда оставался простым человеком. Хоть он и прожженный циник, но и ему знакомы такие чувства, как страх, сомнение, угрызение совести — даже любовь. Словом, все как у простых людей.

Своим появлением голубоглазый антигерой обязан британскому сценаристу Алану Муру (в то время только начавшему завоевывать почтение у американской публики), а также художникам Стивену Биссетту и Джону Тотлебену. На тот момент все трое работали над комиксом The Saga of Swamp Thing. Авторы давно хотели изобразить Стинга — фронтмена группы The Police (они тогда активно слушали новую британскую волну) и предложили свою задумку писателю. Позже на странице одного из выпусков создатели оставят отсылку к настоящему имени музыканта — на борту небольшой лодки будет красоваться надпись «Достопочтенный Гордон Самнер».

Впервые Константин появился в The Saga of Swamp Thing #25 в качестве… обыкновенного зеваки в толпе, ведь первоначально Мур даже и не намеревался как-то особенно выделять персонажа. Но Биссетт и его коллега по-дружески пригрозили сценаристу, что с «двойником» нужно сделать «хоть что-нибудь», потому что они и дальше собирались продолжать его рисовать. Заговорщикам повезло — в руководстве DC ничего не знали о «шантаже». Это также не было известно и Карен Бергер, редактору серии на тот момент. В дальнейшем и она внесет свой значимый вклад в развитие образа героя.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14334

Кстати, руководство компании было всерьез обеспокоено тем, что исполнитель может подать на них в суд за использования своего образа. К этому моменту Стинг успел сняться в двух фильмах на сверхъестественную тему. Его роли и стали основой для создания внешнего образа персонажа Джона. До разбирательств, к счастью, дело не дошло.

Полноценным дебютом Константина можно считать The Saga of Swamp Thing #37, в котором тот предстал перед читателями в своей привычной роли наглеца, не лишенного притягательной харизмы. По воле Мура именно ему пришлось стать наставником (но никак не другом) для зеленого великана и заставить того оторвать свой цветочный зад с насиженных мест. Такое выбивание из колеи помогло сверхъестественному «овощу» узнать правду о самом себе и познакомиться с богатым магическим уголком вселенной DC.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14335
Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14336

Для сценариста голубоглазый маг стал также очередным способом выйти за пределы устоявшихся канонов и рамок. По признанию писателя, тогда чаще всего в роли чародеев было принято изображать пожилых старцев, слишком строгих и правильных — представителей среднего класса. Мур был убежден, что такие люди не способны выжить вне пределов своей привычной зоны комфорта. Тогда ему и пришла в голову мысль создать волшебника, который будет как можно ближе к пролетариату и улицам. Причем подчеркнуто «британского».

Кстати, выдуманный оккультист смог сыграть шутку и со своим создателем. Спустя много лет Алан зашел в один лондонский бар для того чтобы перекусить… и внезапно там увидел свое творение вживую. Было ли это настоящей магией или Мур попросту переборщил с галлюциногенными грибами (к тому времени он всерьез увлекся эзотерикой) — решать вам.

Он выглядел как Джон Константин. Он посмотрел на меня, заглянул мне прямо в глаза, улыбнулся, по-заговорщически кивнул и потом просто пошел в другой угол закусочной.

За довольно короткий срок Джон покорил читателей и других авторов комиксов. Тот же Нил Гейман наседал на Мура и просил не убивать блондина — слишком уж он оказался хорош. В январе 1988 года вышел первый выпуск сольного комикса о голубоглазом маге под названием Hellblazer. Сперва ему собирались дать заглавие Hellraiser, но этому помешал одноименный культовый фильм ужасов Клайва Баркера.

Первоначально серия выходила именно как «комикс от DC», но с 1993 года «переехала» в импринт Vertigo. Hellblazer и другие комиксы этого подразделения были ориентированы исключительно на взрослого читателя, поэтому они не боялись затрагивать соответствующие темы. Необходимо изобразить упадок представителей британской знати? Не вопрос! Нужно показать разрушительное влияние фанатизма, будь это оголтелый расизм или религиозный фундаментализм? Легко! Вставить политическую сатиру или высказаться о наболевшем? Пожалуйста.

Находилось место и вопросу о сексуальной ориентации: те же бисексуальные наклонности Джона были ярко продемонстрированы в одной из важных сюжетных арок, а среди его знакомых были и ЛГБТ-персонажи. Нет, это не походило на потакание современным воинам социальной справедливости — сценаристам хватало ума касаться этой темы вполне ненавязчиво.

Кроме того, в серии постепенно раскрывались подробности прошлого колдуна, порой весьма трагичного и неприятного.

Кстати, в честь 30-летия серии тот же вышеупомянутый Стинг написал вступление для сборника с лучшими сюжетами о циничном колдуне. А также записал соответствующий ролик, в котором поздравил «брата-близнеца».

У комикса было несколько характерных особенностей, придавших ему своеобразную уникальность.

Во-первых, хоть поначалу Джон и жил в том же мире, что и супергерои DC, но в дальнейшем серия от этого всячески отстранялась. Перед читателями был чуть ли не привычный им мир: волшебство и все, что с ним связано, не играли в жизни обыкновенных людей какую-то большую роль. Хотя это и не мешало магу иногда появляться в других комиксах издательства на правах камео или приглашенного персонажа.

Во-вторых, в отличие от многих популярных героев комиксов, Константин реально старел. Причем некоторые номера были посвящены тому, как он отмечал свои дни рождения. Например, в свой 50-летний юбилей он даже обзавелся тремя демоническими детьми.

В-третьих, редакторами было поставлено условие, что раз уж Мур сделал персонажа жителем Британии, то и писать о нем должны представители Туманного Альбиона. Этот принцип нарушался всего несколько раз, когда за серию садились авторы-американцы в лице Джейсона Аарона и Брайана Азарелло.

Как и в случае с другими долгоиграющими комиксами, у серии были свои взлеты и падения. Но одно остается неоспоримым — именно эту серию действительно интереснео читать. Увы, последующие попытки DC всячески пропихнуть персонажа в свою обновленную вселенную (после Flashpoint) оказывались провальными. Поверьте — потратите время, а удовольствия от прочтения не получите вовсе.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14337
Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14338

На сегодняшний день именно эта серия стала самым долгим из выпускавшимся комиксов о Константине. За 25 лет (последний номер вышел в марте 2013 года) над персонажем работало множество авторов и художников. Приведу для вас небольшой топ любимых историй о Джоне. Предупреждаю, список этот чисто личный, так что с моим выбором вы можете и не согласиться.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14339

«Ньюкасловская трилогия»

  • Сценарий: Джейми Делано и Джейсон Аарон;
  • Художники: Ричард Пирс Рейнер, Марк Бэкингхэм и Шон Мерфи;
  • Что читать: 11, 245, 246.

Не старайтесь искать сборник с подобным названием — оно условное. Дело в том, что один из самых ключевых моментов прошлого Джона связан с городом Ньюкасл. Именно там из-за своего высокомерия и неумелых действий Константин ненароком отправил невинную девочку Астру в Ад.

Последствия этого инцидента еще долго преследовали героя. А осознание того, что ему придется жить с этим бременем, обогатили и углубили образ Константина.

К тому же, это одни их этих выпусков, где авторы касаются лихого панковского прошлого чародея.

«Кровавые гвоздики»/Blooody Carnations

  • Сценарий: Питер Миллиган;
  • Художники: Джузеппе Камунколи, Стефано Ландини и Саймон Бизли;
  • Что читать: 271-275.

В это сложно поверить, но даже такой человек, как Джон, временами умудрялся вступать в искренние романтические отношения. Правда, чаще всего они длились недолго, да и заканчивались не вполне удачно.

Епифания Грейвз намного младше Константина, к тому же ее отец — известный криминальный авторитет из Лондона. Он заставил девушку в детстве взяться за изучение алхимии, так что к своим 24 годам она стала разбираться в сверхъестественном не хуже своего будущего мужа.

Возникшая симпатия между Пифи и Джоном приводит последнего к тому что он оказался готов связать себя узами брака с девушкой. Близкие друзья колдуна не могли поверить в подобный поворот событий, а многочисленным врагам колдуна в Аду совсем не хотелось, чтобы он был счастлив. Если у обычных людей нет свадьбы без драки, то в случае с Константином на подобном мероприятии не обойтись без крови, серы и оторванных конечностей.

К моменту бракосочетания над серией работал сценарист Питер Миллиган, и его дальнейшие попытки изменить привычный статус-кво у персонажа могли вызвать неоднозначную реакцию поклонников. Чего уж там, я сам вечно спорю с Ибрагимом Аль Сабахи (кстати, именно он писал про «Константина» в наш Топ 100 комиксов и манги по версии «Канобу») о том, насколько Миллиган испортил Джона как персонажа. Лично мне кажется, что он этого не сделал. Хотя от некоторых его идей я тоже не в восторге.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14340
Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14341

«Грехи отца»/Sins of The Father

  • Сценарий: Пол Дженкинс;
  • Художник: Шон Филлипс;
  • Что читать: 100.

Детство Константина нельзя назвать счастливым. При его рождении умерла мать, к тому же находясь в ен утробе он задушил своего брата-близнеца. Воспитанием мальчика и его старшей сестры Шерил занимался родной отец Томас, который был алкоголиком и скандалистом, поэтому при любом случае ругал и избивал Джона, обвиняя в смерти любимой жены. Счастливое семейство, не правда ли?

На мой взгляд, период Пола Дженкинса на серии был одним из самых скучных. Но именно в 100-м выпуске Hellblazer сценарист смог проявить себя, окончательно поставив точку в отношениях между отцом и сыном.

Джону раскрылась страшная тайна — он не был причиной смерти брата и матери. Вина полностью лежала на Томасе, заставившем жену сделать аборт на четвертом месяце беременности. «Заботливый» отец оправдывал это тем, что на прокорм троих детей у семьи просто не хватило бы денежных средств.

Как видите, привычный сюжетный троп (к которому обожает прибегать тот же Стивен Кинг) о том, что некоторые люди могут быть хуже любых демонов и других страшных тварей, здесь получил вполне неплохую реализацию.

«Дьявольский плащ»/The Devil»s Trench Coat

  • Сценарий: Питер Миллиган;
  • **Художники:**Джузеппе Камунколи, Гэл Бертранд;
  • Что читать: 283-286.

Одним из самых постоянных атрибутов блондина-антигероя была тяга к сигаретам и то, что он всегда ходил в одном и том же пальто. Казалось бы, что в нем такого примечательного?

За долгие годы между плащом и магом образовалась довольно тесная связь. Пальто настолько пропиталось магией, что стало этаким сверхъестественным «громоотводом» для своего хозяина. Мало того — оно умудрилось обрести собственное сознание и некоторые магические способности. И если какой-нибудь посторонний человек надевал его на себя, то шинель подчиняла беднягу себе или придавала своему носителю черты характера Константина.

Даже находясь в разных уголках Лондона (к этому времени плащ был украден племянницей Джона Джеммой Мастерс) вещь и хозяин могли влиять друг на друга. Например, когда пальто попытались сжечь, то огонь перекинулся на его законного владельца.

Что меня привлекает в этой сюжетной арке? Черный юмор и некоторый здравый налет трэшовости.

Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14342
Посланец Ада: вспоминаем историю Джона Константина | Канобу - Изображение 14343

«Опасные привычки»/ Dangerous Habits

  • Сценарий: Гарт Эннис;
  • **Художник:**Уилл Симпсон;
  • Что читать: 41-46.

Именно при Гарте Эннисе серия начала приобретать свой культовый статус. Поэтому лучше всего постараться прочитать все выпуски, к которым он приложил руку.

Писателю нравилось, что Джон всегда оставался «обычным человеком». Благодаря этому Гарт, по его словам, мог писать истории о герое, который движим вполне понятными мотивами и желаниями.

«Привычки» стали дебютом Энниса на серии… и поначалу он вообще не имел представления о том, что можно сделать со светловолосым магом. Поэтому он попросту решился его убить, подарив Константину рак в неизлечимой форме. Никаких проклятий или происков недоброжелателей. Ведь если вы каждый день выкуриваете много сигает, то кого вам обвинять, как не себя, раз у вас такие проблемы со здоровьем? И как любому из нас, кто оказался в подобной ситуации, Джону совсем не хотелось умирать…

Дальнейший пересказ сюжета я считаю ненужным, иначе испорчу удовольствие тем, кто еще не читал комикс. А знатоки и без меня знают все подробности. Именно здесь ирландец ввел в жизнь Джона одного из самых опасных недругов — Первого из Падших. До своего самого последнего появления в комиксе он продолжал оставаться сволочью не хуже Константина.

Именно с этого тома «Азбука» начала издавать Константина в России. Но, чтобы читатель был немного в курсе о прошлом персонажа, выпустили еще и ваншот «Ньюкасл» от Джейми Делано.

Конец спойлеров

Стоит упомянуть и о воплощениях Константина вне комиксов. Большинству зрителей сразу же вспомнится одноименный фильм 2005 года с Киану Ривзом в главной роли. Сценарной основой для картины послужили вышеупомянутые «Опасные привычки» Гарта Энниса и Уилла Симпсона, хотя некоторые персонажи (тот же Папа Миднайт) были позаимствованы у Джейми Делано, первого сценариста Hellblazer.

Достоверно изобразить англичанина актер бы не сумел, поэтому история персонажа подверглась значительной переработке. Теперь Джон стал коренным американцем, у которого с детства есть дар видеть демонов и ангелов. Подростком герой совершил самоубийство, не выдержав такого подарка судьбы. Целых две минуты он был в Аду, пока врачи скорой помощи не спасли его. Поэтому Джон пытается любым способом получить искупление у Небесной канцелярии и после своей смерти от рака не угодить обратно в Преисподнюю, где его лично дожидается Люцифер (сыгран Петером Стормаре).

Характер киноверсии Джона тоже значительно отличался. Если в комиксе это харизматичный плут, то в фильме он больше представлен мрачным циником, который совершает добрые дела из-под палки ради обретения спасительного прощения.

С 2014 по 2015 годы на американском канале NBC выходил телесериал «Константин». На этот раз пальто надел британский актер Мэтт Райан. Лично я смотрел всего лишь две серии, и мне совершенно не понравилось, каким его сделали авторы.

Я уверен, что такой персонаж как Джон, может полноценно существовать только в рамках «взрослого рейтинга». Которому, увы, попросту нет места на эфирных телеканалах, где сильны многочисленные цензурные и бюджетные ограничения. Шоу продлилось всего 13 эпизодов и было закрыто. Но версия Райана продолжила появляться в «Стреле» и «Легендах завтрашнего дня» на канале CW.

А вот где волшебник показал себя хорошо, так это в анимации. Мультфильмы «Темная Лига справедливости» и «Константин: Город демонов» представили героя довольно близко к своему первоначальному образу из комиксов. Что в первой, что в другой картине персонажа озвучил тот же Мэтт Райан.

Кстати, именно Константин послужил прообразом внешнего вида для ангела Кастиэля в сериале «Сверхъестественное».

Увы, но сейчас Константин переживает не лучшие времена как персонаж, ведь интерес читателей к нему значительно упал из-за неумения новых авторов писать о нем интересные истории.

Мне думается, что лучшим решением для издательства DC будет «убрать» его на дальнюю полку и не беспокоить в течение нескольких (а то и десятков) лет, чтобы потом он снова внезапно появился как черт из табакерки и привлек к себе внимание. Как когда-то давно на страницах комикса о Болотной твари.

  • У Джона Константина появилась новая серия комиксов
  • Герои с силами тьмы на страже справедливости

Последние статьи