Скучный космос и банальная драма: рецензия на фильм «Вызов»
В прокат вышел «Вызов» — самый амбициозный российский проект последних лет. Часть сцен фильма о спасении жизни космонавта на МКС впервые в истории сняли прямо на орбите. Драма Клима Шипенко («Холоп», «Текст», «Салют-7») создавалась при поддержке Роскосмоса, а значимый национальный статус картины культивировался с помощью долгой промо-кампании. Но насколько вложенные в это кино усилия смогли оправдать его цель? Автор «Канобу» Николай Кубрак отвечает на три ключевых вопроса, которые помогут вам решить — стоит ли посмотреть первый снятый в космосе фильм или лучше сэкономить три часа.
«Вызов» — зрелищное кино?
Скорее это очень дорогое кино, снятое с беспрецедентными усилиями. «Вызов» — не аттракцион и не блокбастер в полном смысле слова, а камерная медицинская драма, формула которой заботливо прикрыта фразой режиссёра Клима Шипенко: «Это кино о любви».
У «Вызова» нет ни масштаба, ни размашистого экшена. Космос здесь лишь фон. Все космические сцены сняты в тесных отсеках МКС, остальные – в павильонах или созданы с помощью графики, и тут и там сплошь статичные кадры. «Вызов» – не «Гравитация». Тут нет ни выверенного саспенса, ни разнообразного действия. Большая часть фильма – диалоги, раскрытие пары ключевых персонажей и подготовка к полёту. При этом «Вызов» идёт почти три часа, но толком никак не развлекает зрителя. Музыка не запоминается, хорошего юмора нет, напряжения не почувствовать, а вместо экшена – личная драма главной героини.
Это и не художественное кино в привычном понимании. Половина важных действующих лиц – не профессиональные актёры, а космонавты. Играют они ужасно, но понятно почему – не их профиль, а времени на актёрские курсы явно не выделить. На контрасте с потрясающим перфомансом Юлии Пересильд («Битва за Севастополь», «Трое», «Петровы в гриппе») деревянность всего остального экипажа моментально убивает всю магию кино и веру в этот вымышленный мир.
«Вызов» получился насквозь искусственным и постановочным. Удовольствие заряженный зритель может получить лишь от факта первенства в космическом кино, идеологической накачки и чисто технических моментов. Даже насмотренных людей наверняка впечатлит монтаж и операторская работа. Сложно представить, как в невесомости и в тесноте отсеков разместили свет, звук и камеру. Но для большей части аудитории сцены в космосе покажутся просто скучными полётами по станции.
Игра Юлии Пересильд – единственный по-настоящему яркий и живой элемент фильма. Одна из талантливейших русских актрис проделала грандиозную работу: она хороша что в драматических земных сценах, что в сложных для организма космических. В остальном «Вызов» напрочь лишён жизни – он холодный и пустой как космос.
Это можно было снять на Земле?
Да. Причём так было бы намного проще, дешевле и зрелищнее. Например, в этом году выйдет ещё один российский космический фильм «Свободное падение». Специально под проект переоборудовали огромный павильон, а условия космоса будут сымитированы с помощью технологий. Это первый российский фильм, который сняли полностью в виртуальных декорациях. Команда собрала сложные системы освещения, датчиков и креплений. Уже трейлер (его сейчас показывают в кинотеатрах, но пока нет на ютубе) выглядит эффектнее всех космических сцен «Вызова».
«Гравитацию» тоже снимали на Земле — в итоге получился один из лучших 3D-аттракционов в истории. При этом номинально фильм ближе всего к «Вызову» — это тоже драма о ценности жизни с фокусом на сложного женского персонажа. Отличие искусственной невесомости от реальной заметят только специалисты. Для рядового зрителя космос «Гравитации» вполне реален.
Всё благодаря креативу съёмочной группы — оператор Эммануэль Любецки вместе с художниками разработал специальную подвижную комнату со сложной системой освещения. В итоге благодаря 3D, VFX, реалистичному свету и таланту креативной группы в небольшом павильоне сняли вполне реалистичный космический фильм.
Стэнли Кубрику в 1968 году удалось проделать тот же фокус, но даже без помощи графики — космонавт Алексей Леонов называл лучшим космическим фильмом именно «2001 год: Космическая Одиссея».
Смелость искусства в способности решать сложные проблемы творческим методом. Зрители всегда рады обмануться талантливой иллюзией. Но «Вызов» идёт против магии кино.
Вместо решения нетривиальной проблемы, авторы просто летят в космос, чтобы показать настоящую невесомость. При этом самые эффектные сцены в итоге всё равно были сняты в павильоне. Стоило ли оно того? С политической точки зрения — да. С творческой — нет. «Вызов» — важная «ачивка» для государства, которое достигло первенства в буквальном освоении космоса кинематографом.
Но за большую актрису Юлию Пересильд и успешного молодого режиссёра-ремесленника Клима Шипенко можно порадоваться — они пережили уникальный опыт и попробовали новый метод съёмок. Работа их команды впечатляет — на МКС Шипенко в одиночку управлял камерами, светом, звуком и сохранил весь материал. Пересильд самостоятельно занималась гримом и костюмами. Об этом интересно рассказывать режиссёрам и киноманам, но для целевой аудитории – это не отменяет скуку финального зрелища.
В выдуманном мире «Вызова» невозможно раствориться, это кино работает только если ты постоянно помнишь о космических съёмках и учитываешь все побочки этой затеи.
Необычное поведение причёски Пересильд, нестандартные ракурсы, виды Земли и непривычный свет Солнца — это, конечно, нечто новое для кино. Но в трёхчасовом фильме всего перечисленного максимум минут на пять. Все космически сцены занимают меньше половины хронометража. Большая часть фильма — скучная и клишированная возня на Земле. Да, сцены с МКС уникальны, но они же принесли ряд творческих неудач фильма — деревянную актёрскую игру непрофессионалов, скудный сюжет и скованность тонкими стенками МКС. Получился любопытный эксперимент, но вовсе не художественное кино в привычном значении.
Для кого этот фильм?
«Вызов» – государственное кино, которое отрабатывает определённую идеологическую линию. Поэтому в широком смысле — это кино для для тех, кто смотрит федеральные каналы, и всё ещё спорит, были ли американцы на Луне. Для таких людей даже есть персональное отражение внутри фильма — мама главной героини. Чувствуется, что это кино создавалось как реаниматор забытой космической гонки СССР и США. Ну, или как вариант своеобразного дорогостоящего подарка Валентине Терешковой за её услугу — не зря ведь на неё по ходу фильма то и дело косвенно ссылаются, кокетливо избегая прямого упоминания.
Из «Вызова» сделали космический караван из скреп и любимых тегов ностальгии. Шутки про Америку, юмор в духе семейного застолья, мечты по утраченному СССР, православные атрибуты, символ сочинской олимпиады, стих про родину из «Брата-2» — фильм переполнен приметами российского ангажированного кино, но какую пользу может нести это возвращение в прошлое для зрителя? Или для цельности и ценности художественного произведения? Как итог, из-за необходимости «перевыполнить госзаказ», фильму не хватило энергии создать правдоподобное измерение – не удаётся поверить не только в его конструкцию, но и в содержание.
Но это не вина съёмочной команды, а промах продюсеров, которые затеяли снять дорогущую трёхчасовую рекламу российского космического туризма — не самая актуальная проблема современности. В «Вызове» прослеживаются и другие две цели — бизнесовая и социальная. Первая ставит задачу собрать как можно больше денег в прокате и вызывать ажиотаж. Вторая — попытка сделать ещё одну визитку страны, как ЧМ-2018 или Сочи-2014. Поэтому «Вызов» кажется весьма уникальным кейсом с абсолютно инфантильной целью впечатлить запад. Но преследовать подобные имиджевые задачи в кино – уже незрело.
Официально бюджет проекта составил 1,155 млрд рублей. Теперь фильму нужно побить рекорд «Чебурашки», чтобы окупиться. Но это недостижимо — при производстве вряд ли считали все расходы Роскосмоса. Поэтому вполне закономерно, что в «Вызове» присутствует до смешного навязчивый и топорный продакт-плейсмент. Известный мобильный оператор тут единственный, чья сеть ловит в Центре управления полётами. Приложение мобильного банка открывается и работает даже в космосе — героиня переводит деньги прямо с МКС. А босс главного федерального канала страны может найти номер абсолютно любого человека и пролоббировать свои интересы.
По итогу «Вызов» будто бы сам напрашивается на разделочный стол к киноблогерам и критикам. Авторы и продюсеры как нарочно собрали флеш-рояль из самым ненавистных стереотипов, которыми редко захаживающий в кинотеатры обыватель ругает российское кино. Если такому человеку фильм понравится, то шалость удалась — безжизненный конструктор из клише и рекламы сработал. Если обычный зритель возненавидит фильм, то у идейных вдохновителей проекта будет повод задуматься — можно ли вечно эксплуатировать ностальгию по прошлому и культ мёртвых легенд.