Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

3 июля исполнилось 58 лет одному из моих любимых актеров — Тому Крузу. Круз начал играть в кино в ранних 80-х и за 40 лет актерской карьеры успел сняться во множестве прекрасных фильмов. Он несколько раз менял амплуа — от вечного «голливудского мальчика» до крепыша неопределенного возраста, из принципа не целующего своих партнерш по картинам. Ниже я отобрал и отранжировал для «Канобу» самые, на мой взгляд, достойные и разноплановые его перформансы.
3 июля исполнилось 58 лет одному из моих любимых актеров — Тому Крузу. Круз начал играть в кино в ранних 80-х и за 40 лет актерской карьеры успел сняться во множестве прекрасных фильмов. Он несколько раз менял амплуа — от вечного «голливудского мальчика» до крепыша неопределенного возраста, из принципа не целующего своих партнерш по картинам. Ниже я отобрал и отранжировал для «Канобу» самые, на мой взгляд, достойные и разноплановые его перформансы.

Почетное упоминание: «Солдаты неудачи» (Tropic Thunder), 2008

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Комедийный шедевр Бена Стиллера мы уже включали в лучшие фильмы Роберта Дауни-младшего. Торопитесь смотреть, пока его не выпилили со всех возможных платформ за роль в «блэкфэйсе», за которую Дауни был номинирован на Оскара.

Роль Тома Круза в фильме держалась в секрете, но была разглашена через сделанные папарацци фото. Ее не было в сценарии — Круз должен был появиться в небольшом камео в качестве агента героя Стиллера (которого в итоге сыграл Мэтью Макконахи). Но вместе со Стиллером Круз прямо на площадке сымпровизировал нового персонажа, очень крутого и омерзительного студийного топ-менеджера. Он оказался собирательным образом вообще всех киноворотил того времени, от Харви Уайнштайна до Ари Эмануэля.

Круз носит фальшивую лысину, толстый костюм с жирными фальшивыми руками и танцует под песню Low от рэппера Фло Рида. Пожалуй, самое дикое перевоплощение актера — ни одна из частей «Миссии невыполнимой» и рядом не валялась. А в сценах переговоров с террористами, захватившими героя Стиллера, нашлось место и для шикарной актерской игры.

5. «Соучастник» (Collateral), 2004

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Второй или третий лучший фильм великого режиссера и сценариста Майкла Манна, автора «Схватки» с Де Ниро и Пачино, «Вора» с Джеймсом Кааном и Manhunter с Уильямом Питерсеном. На этот раз Манн работает в качестве приглашенного режиссера, воплощая в жизнь оригинальный сценарий Стюарта Битти.

Сразу же: Битти — плохой писатель, что видно как из свободно доступных в сети ранних версий сценарий, так и по сохранившейся в итоговом фильме концовке. Она здесь тупая, прямолинейная, в худшем духе типовых голливудских триллеров. Но до этого Манн и всячески поддерживающий его Круз создали на основе посредственной истории один из самых реалистичных и любопытных триллеров из жизни современного киллера.

Уж не помню в каком интервью Манн намекал, что Винсент Круза — родной брат Нила, персонажа Роберта Де Ниро в «Схватке». И между героями действительно много общего. Речь не только об их манере одеваться и прическах. Речь о том, как через мельчайшие детали, которые эти очень сдержанные люди позволяют себе обронить о своем прошлом, режиссер пускает реальную жизнь в пошлейшие образы «неуловимого сверхпреступника» или «неуязвимого суперкиллера».

Винсент Круза — не сборище штампов в духе Джона Уика. В первых двух актах фильма веришь каждому его движению, каждому слову. Да, вот именно так и вел бы себя бывший сотрудник спецслужб или армейский спецназовец, теперь выполняющий контракты, мимикрируя под преуспевающего бизнесмена. Образ его действий — садиться к незнакомому таксисту и заставлять развозить себя «по заказам» — вызывает серьезные сомнения, но по крайней мере привязанности Круза именно к этому такси создали серьезную мотивацию.

Самое гениальное в фильме: до самого конца мы не знаем, говорил ли Винсент хоть одно искреннее слово таксисту Максу (Джейми Фокс). Или все, что он говорит и делает, находясь в такси, — всего лишь камуфляж, средство для усыпления бдительности невольного соучастника его преступлений, от которого рано или поздно придется хладнокровно избавиться.

4. «Миссия невыполнима» (Mission: Impossible), 1996

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Все еще лучшая часть личного шпионского франчайза Круизера, в котором он играет придуманного специально для него суперагента Итана Ханта. Этого персонажа не было в оригинальном сериале 60-х и его перезагрузке из 80-х годов. Собственно, всю труппу действующих лиц из сериала Mission: Impossible убивают в первой же сцене фильма.

Остается герой Круза — в буквальном смысле слова против всех. В отличном сценарии Дэвида Кеппа и Ричарда Тауни нет, кажется, ни одного героя, который не старался бы так или иначе подставить, предать или убить Итана. И в первом фильме серии Крузу приходится не только бегать, драться и стрелять — хотя и этого тут хватает. Ему приходится работать головой в духе классических шпионских кинолент 60-х и 70-х, чтобы выпутаться из невозможной ситуации и вывести на чистую воду настоящего «крота» в IMF.

Помимо героической актерской работы Круза — которому тут действительно приходится разнопланово играть, просто чтобы выжить! — интересна работа с гримом. Никакого CG тут нет, все это настоящие латексные маски, которые носит Круз, изображая других персонажей помимо Ханта. Занимался ими великий Роб Ботин, создатель практических эффектов к «Вспомнить все», «Робокопу» и «Нечто» Джона Карпентера.

3. «Цвет денег» (The Color of Money), 1986

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Гениальный «спортивный фильм» Мартина Скорсезе, который он сам считает самой бездушной и коммерческой своей работой. Прекрасный сценарий классика криминального жанра Ричарда Прайса (сейчас вы его можете знать по сериалам «Двойка», «Прослушка» и «Однажды ночью») рассказывает о завязавшем бильярдисте, который решает взять под крыло юного вундеркинда и его девушку.

Главного героя играет Пол Ньюман в, возможно, лучшей своей роли — это его возвращение к образу, который он создал в классическом черно-белом фильме The Hustler 59 года. Сценарий построен на мельчайших нюансах поведения Эдди Фелсона. Сначала он учит паренька холодной и беспринципной жизни бильярдиста, играющего только на деньги, а потом ужасается тому, какого монстра Франкенштейна с кием в руках он создал.

Но в процессе в Эдди вдруг пробуждается давно забытый азарт, огонь настоящего игрока, готового сразиться с кем угодно и когда угодно — неважно, что стоит на кону (и стоит ли там хоть что-нибудь).

Само собой, молодой Круз в расцвете сил играет придурковатого новичка Винсента. Он умудряется не только не потеряться на фоне Ньюмана, но и составить ему достойную конкуренцию в сценах игры на бильярде — самых чистых психологических этюдах, которые только есть в кино (за возможным исключением фильмов про покер). А в кульминационной сцене матча на турнире так и вовсе переигрывает маэстро — во всех смыслах.

Кстати: название игры Doom произошло из одной сцены этого великого фильма. Им мы тоже обязаны Тому Крузу!

2. «Грань будущего» (Edge of Tomorrow), 2014

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Оригинальный light novel японского автора Хироси Сакуразаки All You Need is Kill — воплощение литературного дилетанства. Это набор штампов из плохого аниме и скверной манги (юный крутой солдат, война с пришельцами, пошлейшая любовная линия с первой попавшейся привлекательной незнакомкой), который вытаскивает разве что общая идея военного «Дня сурка».

Несколько американских авторов написали по ее мотивам ряд столь же бездарных сценариев. Но потом появился Круз и привел на проект своего постоянного сценариста Кристофера Маккуорри (с Маккуорри он познакомился на съемках лучшего своего фильма, о котором я расскажу ниже). Результат — один из самых впечатляющих, интеллигентных и нестандартных научно-фантастических фильмов в истории, который портит лишь отвратительная последняя треть. Но ее можно не смотреть, оборвав действие потрясающей сценой на ферме.

Картина поражает неожиданным героем — Круз играет майора-пиарщика. Это штабная крыса, законченный трус и манипулятор, который отличается от «героя» Сакуразаки так, как вообще могут отличаться два персонажа в произведениях одного жанра. Прекрасные боевые сцены, компетентно созданные Дагом Лайманом (с которым Круизер вроде как собирается лететь в космос снимать первый фильм на орбите), уложены под детальный и тонко подмеченный военный быт. Война с пришельцами тут — грязная, тяжелая, но нужная операция по аналогии с высадкой в Нормандии. Отношения между старшим и младшим офицерским составом, не говоря уж о рядовых бойцах, тут уловлены не хуже, чем в «Валькирии».

Ну и любовная линия между героями Круза и Эмили Блант — невозможная, бессмертная, оборванная на полуслове в пользу унылого разрешения конфликта в духе «Дня независимости» или других идиотских боевиков, позволяющих покончить с инопланетным недругом одним ударом.

Сцена на ферме производит такой сокрушительный эффект, потому что мы не знаем, сколько раз майор Круза пытался спасти сержанта Блант. Сколько лет, сколько повторов, сколько переигрываний с одним и тем же результатом. Их может быть миллион — а может быть и больше. И Круз в первых 2/3 фильма превосходно сыграл человека, который предпочел жизнь любимой женщины победе в войне.

1. «Операция „Валькирия“» (Valkyrie), 2008

Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»

Просто-напросто лучший фильм Тома Круза. Образцовый военный триллер, поставленный по гениальному сценарию Кристофера Маккуорри Брайаном Сингером — с которым Маккуорри когда-то начинал на оскароносных «Подозрительных лицах». Сингер тут тоже показывает лучшую свою режиссуру — круче, чем в The Usual Suspects. Это его «Список Шиндлера», первое настоящее, взрослое и большое кино режиссера, снимавшего жанровые триллеры и развлекалочки по комиксам. И, кажется, последнее.

Круз из кожи вон лезет, чтобы как следует сыграть полковника Клауса фон Штауффенберга, человека без глаза и большей части пальцев на руках. В июле 1944 года он пытается организовать и исполнить покушение на Адольфа Гитлера. В сценах в Ставке фюрера Круз показывает настоящий мастер-класс игры в триллерах со сверхвысокими ставками — а Маккуорри с Сингером выжимают из воссозданной по минутам документальной хроники покушения максимум жанрового, хичкоковского саспенса.

После несколько предсказуемого результата покушения фильм сбавляет обороты, но все равно держит напряжение. Там уже вопрос не в том, сумеют ли заговорщики опрокинуть режим. И даже не в том, попадут ли они в руки СС. Основной источник напряжения — в том, кто из путчистов успеет покончить с собой, кого поставят к стенке, а кто погибнет под пытками… и у кого и на сколько хватит воли идти до печального конца.