Рожденный 3 июля: лучшие роли Тома Круза. От «Грани будущего» до «Соучастника»
Почетное упоминание: «Солдаты неудачи» (Tropic Thunder), 2008
Комедийный шедевр Бена Стиллера мы уже включали в лучшие фильмы Роберта Дауни-младшего. Торопитесь смотреть, пока его не выпилили со всех возможных платформ за роль в «блэкфэйсе», за которую Дауни был номинирован на Оскара.
Роль Тома Круза в фильме держалась в секрете, но была разглашена через сделанные папарацци фото. Ее не было в сценарии — Круз должен был появиться в небольшом камео в качестве агента героя Стиллера (которого в итоге сыграл Мэтью Макконахи). Но вместе со Стиллером Круз прямо на площадке сымпровизировал нового персонажа, очень крутого и омерзительного студийного топ-менеджера. Он оказался собирательным образом вообще всех киноворотил того времени, от Харви Уайнштайна до Ари Эмануэля.
Круз носит фальшивую лысину, толстый костюм с жирными фальшивыми руками и танцует под песню Low от рэппера Фло Рида. Пожалуй, самое дикое перевоплощение актера — ни одна из частей «Миссии невыполнимой» и рядом не валялась. А в сценах переговоров с террористами, захватившими героя Стиллера, нашлось место и для шикарной актерской игры.
5. «Соучастник» (Collateral), 2004
Второй или третий лучший фильм великого режиссера и сценариста Майкла Манна, автора «Схватки» с Де Ниро и Пачино, «Вора» с Джеймсом Кааном и Manhunter с Уильямом Питерсеном. На этот раз Манн работает в качестве приглашенного режиссера, воплощая в жизнь оригинальный сценарий Стюарта Битти.
Сразу же: Битти — плохой писатель, что видно как из свободно доступных в сети ранних версий сценарий, так и по сохранившейся в итоговом фильме концовке. Она здесь тупая, прямолинейная, в худшем духе типовых голливудских триллеров. Но до этого Манн и всячески поддерживающий его Круз создали на основе посредственной истории один из самых реалистичных и любопытных триллеров из жизни современного киллера.
Уж не помню в каком интервью Манн намекал, что Винсент Круза — родной брат Нила, персонажа Роберта Де Ниро в «Схватке». И между героями действительно много общего. Речь не только об их манере одеваться и прическах. Речь о том, как через мельчайшие детали, которые эти очень сдержанные люди позволяют себе обронить о своем прошлом, режиссер пускает реальную жизнь в пошлейшие образы «неуловимого сверхпреступника» или «неуязвимого суперкиллера».
Винсент Круза — не сборище штампов в духе Джона Уика. В первых двух актах фильма веришь каждому его движению, каждому слову. Да, вот именно так и вел бы себя бывший сотрудник спецслужб или армейский спецназовец, теперь выполняющий контракты, мимикрируя под преуспевающего бизнесмена. Образ его действий — садиться к незнакомому таксисту и заставлять развозить себя «по заказам» — вызывает серьезные сомнения, но по крайней мере привязанности Круза именно к этому такси создали серьезную мотивацию.
Самое гениальное в фильме: до самого конца мы не знаем, говорил ли Винсент хоть одно искреннее слово таксисту Максу (Джейми Фокс). Или все, что он говорит и делает, находясь в такси, — всего лишь камуфляж, средство для усыпления бдительности невольного соучастника его преступлений, от которого рано или поздно придется хладнокровно избавиться.
4. «Миссия невыполнима» (Mission: Impossible), 1996
Все еще лучшая часть личного шпионского франчайза Круизера, в котором он играет придуманного специально для него суперагента Итана Ханта. Этого персонажа не было в оригинальном сериале 60-х и его перезагрузке из 80-х годов. Собственно, всю труппу действующих лиц из сериала Mission: Impossible убивают в первой же сцене фильма.
Остается герой Круза — в буквальном смысле слова против всех. В отличном сценарии Дэвида Кеппа и Ричарда Тауни нет, кажется, ни одного героя, который не старался бы так или иначе подставить, предать или убить Итана. И в первом фильме серии Крузу приходится не только бегать, драться и стрелять — хотя и этого тут хватает. Ему приходится работать головой в духе классических шпионских кинолент 60-х и 70-х, чтобы выпутаться из невозможной ситуации и вывести на чистую воду настоящего «крота» в IMF.
Помимо героической актерской работы Круза — которому тут действительно приходится разнопланово играть, просто чтобы выжить! — интересна работа с гримом. Никакого CG тут нет, все это настоящие латексные маски, которые носит Круз, изображая других персонажей помимо Ханта. Занимался ими великий Роб Ботин, создатель практических эффектов к «Вспомнить все», «Робокопу» и «Нечто» Джона Карпентера.
3. «Цвет денег» (The Color of Money), 1986
Гениальный «спортивный фильм» Мартина Скорсезе, который он сам считает самой бездушной и коммерческой своей работой. Прекрасный сценарий классика криминального жанра Ричарда Прайса (сейчас вы его можете знать по сериалам «Двойка», «Прослушка» и «Однажды ночью») рассказывает о завязавшем бильярдисте, который решает взять под крыло юного вундеркинда и его девушку.
Главного героя играет Пол Ньюман в, возможно, лучшей своей роли — это его возвращение к образу, который он создал в классическом черно-белом фильме The Hustler 59 года. Сценарий построен на мельчайших нюансах поведения Эдди Фелсона. Сначала он учит паренька холодной и беспринципной жизни бильярдиста, играющего только на деньги, а потом ужасается тому, какого монстра Франкенштейна с кием в руках он создал.
Но в процессе в Эдди вдруг пробуждается давно забытый азарт, огонь настоящего игрока, готового сразиться с кем угодно и когда угодно — неважно, что стоит на кону (и стоит ли там хоть что-нибудь).
Само собой, молодой Круз в расцвете сил играет придурковатого новичка Винсента. Он умудряется не только не потеряться на фоне Ньюмана, но и составить ему достойную конкуренцию в сценах игры на бильярде — самых чистых психологических этюдах, которые только есть в кино (за возможным исключением фильмов про покер). А в кульминационной сцене матча на турнире так и вовсе переигрывает маэстро — во всех смыслах.
Кстати: название игры Doom произошло из одной сцены этого великого фильма. Им мы тоже обязаны Тому Крузу!
2. «Грань будущего» (Edge of Tomorrow), 2014
Оригинальный light novel японского автора Хироси Сакуразаки All You Need is Kill — воплощение литературного дилетанства. Это набор штампов из плохого аниме и скверной манги (юный крутой солдат, война с пришельцами, пошлейшая любовная линия с первой попавшейся привлекательной незнакомкой), который вытаскивает разве что общая идея военного «Дня сурка».
Несколько американских авторов написали по ее мотивам ряд столь же бездарных сценариев. Но потом появился Круз и привел на проект своего постоянного сценариста Кристофера Маккуорри (с Маккуорри он познакомился на съемках лучшего своего фильма, о котором я расскажу ниже). Результат — один из самых впечатляющих, интеллигентных и нестандартных научно-фантастических фильмов в истории, который портит лишь отвратительная последняя треть. Но ее можно не смотреть, оборвав действие потрясающей сценой на ферме.
Картина поражает неожиданным героем — Круз играет майора-пиарщика. Это штабная крыса, законченный трус и манипулятор, который отличается от «героя» Сакуразаки так, как вообще могут отличаться два персонажа в произведениях одного жанра. Прекрасные боевые сцены, компетентно созданные Дагом Лайманом (с которым Круизер вроде как собирается лететь в космос снимать первый фильм на орбите), уложены под детальный и тонко подмеченный военный быт. Война с пришельцами тут — грязная, тяжелая, но нужная операция по аналогии с высадкой в Нормандии. Отношения между старшим и младшим офицерским составом, не говоря уж о рядовых бойцах, тут уловлены не хуже, чем в «Валькирии».
Ну и любовная линия между героями Круза и Эмили Блант — невозможная, бессмертная, оборванная на полуслове в пользу унылого разрешения конфликта в духе «Дня независимости» или других идиотских боевиков, позволяющих покончить с инопланетным недругом одним ударом.
Сцена на ферме производит такой сокрушительный эффект, потому что мы не знаем, сколько раз майор Круза пытался спасти сержанта Блант. Сколько лет, сколько повторов, сколько переигрываний с одним и тем же результатом. Их может быть миллион — а может быть и больше. И Круз в первых 2/3 фильма превосходно сыграл человека, который предпочел жизнь любимой женщины победе в войне.
1. «Операция „Валькирия“» (Valkyrie), 2008
Просто-напросто лучший фильм Тома Круза. Образцовый военный триллер, поставленный по гениальному сценарию Кристофера Маккуорри Брайаном Сингером — с которым Маккуорри когда-то начинал на оскароносных «Подозрительных лицах». Сингер тут тоже показывает лучшую свою режиссуру — круче, чем в The Usual Suspects. Это его «Список Шиндлера», первое настоящее, взрослое и большое кино режиссера, снимавшего жанровые триллеры и развлекалочки по комиксам. И, кажется, последнее.
Круз из кожи вон лезет, чтобы как следует сыграть полковника Клауса фон Штауффенберга, человека без глаза и большей части пальцев на руках. В июле 1944 года он пытается организовать и исполнить покушение на Адольфа Гитлера. В сценах в Ставке фюрера Круз показывает настоящий мастер-класс игры в триллерах со сверхвысокими ставками — а Маккуорри с Сингером выжимают из воссозданной по минутам документальной хроники покушения максимум жанрового, хичкоковского саспенса.
После несколько предсказуемого результата покушения фильм сбавляет обороты, но все равно держит напряжение. Там уже вопрос не в том, сумеют ли заговорщики опрокинуть режим. И даже не в том, попадут ли они в руки СС. Основной источник напряжения — в том, кто из путчистов успеет покончить с собой, кого поставят к стенке, а кто погибнет под пытками… и у кого и на сколько хватит воли идти до печального конца.