18 марта 2018
Обновлено 21.12.2018

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт»

15 марта на наши экраны вышел «Tomb Raider: Лара Крофт», очередная попытка сделать достойную экранизацию видеоигры. Это ребут киновоплощения Лары. Если два фильма с Джоли относились к старой серии игр, то новая Крофт, созданная Алисией Викандер, — экранизация перезагруженной в 2013 году игровой серии.
15 марта на наши экраны вышел «Tomb Raider: Лара Крофт», очередная попытка сделать достойную экранизацию видеоигры. Это ребут киновоплощения Лары. Если два фильма с Джоли относились к старой серии игр, то новая Крофт, созданная Алисией Викандер, — экранизация перезагруженной в 2013 году игровой серии.
Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 1

Количество игровых экранизаций едва перевалило за три десятка (если не считать мелких полулюбительских проектов, но считать поделки Уве Болла), поэтому редко какой игре выпадал шанс крутить барабан дважды. Если кино проваливалось, игру откладывали — брэнд был замаран в сознании аудитории. И все же, Лара была не первой, чья игра получила шанс на вторую попытку с новой концепцией и актерами. Hitman тоже снимали дважды, хоть оба и вышли никакими, Street fighter недавно попытались снова воплотить на экране, а полнометражных компьютерных мультфильмов по Final Fantasy все прибывает. У Mortal Kombat есть два фильма в одной серии и два сериала от разных авторов, но как две кинопопытки это засчитать не выходит.

Кинофраншиза «Расхитительницы гробниц» отличилась тем, что стала самой финансово успешной. Первая лента собрала достаточно, чтобы оправдать сиквел, а его сборы дали повод для третьей картины — студия была готова продолжать, но Джоли решила, что с нее хватит. Без Джоли, естественно, снимать было бессмысленно, франшиза держалась на ее обаянии.

Я до сих пор не уверен в том, что Анджелину можно назвать талантливой актрисой — она всегда играет некую версию дикой себя, но вот создать на экране образ, от которого невозможно оторвать глаз, сильнейший screen presence — этого у нее не отнять.

Даже нелепая «Малефисента» худо-бедно смотрится только потому, что Джоли так улыбается и сверкает глазами, что пробивает навылет. В какой-то мере, кастинг Джоли на эту роль был гениальным — и дело, конечно, не в груди (даже Джоли пришлось набивать лифчик салфетками, чтобы соответствовать нереальному игровому образу). Персонажу, который весь держался на внешнем впечатлении, а не на диалогах и прописанной истории, и актриса нужна была именно такая — способная одним взглядом, позой, поворотом головы выразить весь образ, зацепить. И она справилась на ура. Да, фильмы получились глупыми, но в меру зрелищными и драйвовыми, а главное — персонаж игры получил реальное лицо, которое теперь вспоминается при упоминании Лары Крофт естественнее, чем игровой облик.

Немногие актеры, сыгравшие персонажей видеоигр могут таким похвастаться. Не вспоминаете же вы Боба Хоскинса, думая о Марио, Тимоти Олифанта или Реперта Френда в образе Агента 47? То-то же. Да, Кэри-Хироюки Тагава навечно останется для нас «кудесником» Шен Цунгом, но это все же не тот уровень.

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 2

Я защищал Викандер до последнего — когда все начали хаять новую Лару уже потому, что грудь актрисы не дотягивает до размера таковой у героини, я писал о том, что это не лезет ни в какие ворота. Я верил в Алисию потому, насколько хороша она была в столь сложной роли робота в «Из Машины». Проблема в том, что с тех пор я видел ее в четырех картинах и нигде больше она ничем не запоминалась. Я надеялся, что «Лара» станет переломной точкой в ее карьере — массовая аудитория, наконец, полюбит ее и прочувствует ее талант, да и я перестану сомневаться. Но надеждам этим не суждено было сбыться.

«Tomb Raider: Лара Крофт» оказался безумно скучным. Скучным настолько, что на попытки вспомнить его мозг отзывается возмущением. Писать о нем скучно, обсуждать его скучно, анализировать, копаться в деталях — все это кажется абсолютно бесполезным и безнадежным.

Умерла так умерла. Новой «Лары» не получилось, возрождения вечно мертвого жанра игровых экранизаций — тем более. И нет, грудь Викандер ни при чем и даже сама Алисия тоже. То, насколько полно она воплотила образ — вопрос отдельный, крайне сложный, но на общий результат он влияет не так сильно, как кажется. Картина крайне слабая по своей задумке. Снята она довольно умело, но на мой взгляд, сама концепция до того бледная и безынтересная, что не спасла бы даже вернувшаяся к роли Джоли.

Джоли сыграла Лара в 26, Викандер — в 29 (и да, именно Алисия играет куда более молодую версию). У обеих есть «Оскары» за роли второго плана. Иронично, но несмотря на то, что Викандер на мой взгляд более талантливая и разносторонняя актриса, статуэтка Джоли более заслуженная — ее роль второго плана была куда более сложной и проработанной, чем в случае Викандер.

Джоли сыграла Лара в 26, Викандер — в 29 (и да, именно Алисия играет куда более молодую версию). У обеих есть «Оскары» за роли второго плана. Иронично, но несмотря на то, что Викандер на мой взгляд более талантливая и разносторонняя актриса, статуэтка Джоли более заслуженная — ее роль второго плана была куда более сложной и проработанной, чем в случае Викандер.

Иронично, что это одна из самых близких к первоисточнику адаптаций — детали игры тут встречаются постоянно, даже целые сцены, и мы впервые встаем перед фактом — ну вот вам сняли очень близко к игре, дальше что, фильм-то от этого выиграл хоть что-то? Стал интереснее и ценнее?

Если бы экранизацию делали вообще оторванной от старых и новых игр, мы бы выли о том, что все переврали — и зачем надо было городить свой посредственный огород, когда в игре все уже есть, бери да снимай. Ну вот, по сути, взяли и сняли, плюс-минус. Хорошим фильмом это все равно не стало.

Сюжет крутится даже не вокруг гробниц по сути, а вокруг пропавшего 7 лет назад отца Лары. Она не хочет подписывать бумаги о признании его мертвым, которые нужны, чтобы вступить в наследство — надежда для нее важнее, поэтому она не поступает в колледж, а выживает в Лондоне как прочая молодежь — доставляет пиццу, пускается в авантюры ради пары тысяч фунтов. Показать богатую аристократку выживающей на улицах — само по себе интересная идея (впрочем, мы видели ее и в «Бэтмен: Начало»), но в этой картине она выходит блекло, как и все остальное.

Велогонка по улицам Лондона, как это ни смешно, становится самой живой, напряженной и увлекательной сценой в фильме.

Путем решения загадок, оставленных отцом, Лара набредает на его след и отправляется туда, где он погиб — на таинственный остров Яматай.

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 4

Сложно сказать, почему именно фильм перестает вызывать какой-либо интерес во второй половине — ведь именно там начинается, наконец, самое крутое. Выживание на острове, битвы с наемниками, решение смертельных головоломок. И все это почему-то не вызывает ни напряжения, ни сопереживания. Но ведь снято-то то довольно неплохо, реальные трюки, компетентный экшен — в чем же дело?

Возможно, в 2018-м подобные сцены просто уже не особо интересны — мы пресытились боями роботов, мутантов, супергероев, космическими сражениями и прочим, поэтому скачки по камням — это уже слишком просто. Но я не очень в это верю, иначе бы эскалация экшена быстро уткнулась бы в потолок и задохнулась. Можно показывать более скромные по масштабам конфликты так, что они будут смотреться увлекательнее масштабной сцены битвы двух армий. Здесь этого не происходит.

Возможно, нам просто нет дела до этих героев — ни Лара, ни ее отец и их любовь не могут создать достаточной привязки к фильму, зацепить, заставить болеть за героиню.

Все персонажи второго плана, как и злодей, не вызывают вообще никаких эмоций — их в принципе даже не пытались прописывать. Вот и выходит, что история не срабатывает на самом базовом уровне, не дает установить эмоциональный контакт. А без него, как известно, и экшен не работает — с чего сердцу зрителя замирать на прыжках героя под пулями, если на героя плевать?

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 5

Думаю, что главная проблема картины, похоронившая ее шансы на успех, в том, что история и концепция подачи изначально были слабыми. Нет в них чего-то по-настоящему нового и увлекательного, нет своей изюминки. И списывание с игры тут выглядит не в лучшем свете — оно не оправдывает провала. Главным было сделать интересный фильм, а не показать кат-сцены в исполнении Викандер, если первое не выполнено, остальное просто перестает иметь значение. Как вы любите игру, как вы тяжело тренировались для съемок — все это обесценивается и теряет всякий вес.

Я играл в старые Tomb Raider не так много, а из ребута пробовал лишь вторую часть, и она совершенно мне не зашла, но насколько я понимаю, игра 2013 года во многом держалась на личных отношениях Лары и ее спутников, разбившихся вместе с ней на Яматае. В фильме этого пласта попросту нет и думаю, это сильно бьет по картине.

Если бы Лара пыталась спасти дорогих ей людей и с некоторыми еще бы и не успевала — это дало бы шанс на нормальную драму, которого мы так и не получили. Дэниэла Ву в фильм вставили только для того, чтобы позаигрывать с богатым китайским рынком, как обычно. Его персонаж, Лу Рен, Ларе никто, любви между ними нет, да и дружба едва только наметилась, поэтому на роль «дорогого человека» он не тянет. Обидно и то, что неплохому актеру, который так хорошо дерется, что ему доверили главную роль в сериале, строящемся вокруг боев (я про «В пустыне смерти»), в «Ларе» не дают даже помахать ногами. Вместо этого он стреляет и бьет людей прикладом.

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 6

Вряд ли я выражу общее мнение, ведь мое погружение в игровую серию было не слишком глубоким, но для меня Лара — это история о противостоянии человека и окружения. Людишки, как союзники, так и враги, на мой взгляд лишь портят картину, притягивают ее к чему-то куда более банальному и знакомому, чего полно везде. Мне кажется, что в Ларе было нечто такое, чего не было ни в Индиане Джонсе, ни в Дрейке. Я помню эмоции от одной из первых игр — твоими врагами были пещеры, подводные озера, гробницы, ловушки, изредка какие-нибудь собаки. Естественно, были и люди, но людей память старательно оттирает в сторону, чтобы не замутнять образ.

Я бы попытался построить экранизацию именно от этого — к черту культы и тайные организации, злодеев и наемников, это все уже стоит комом в горле. Пусть Лара весь фильм идет по гробнице, получает раны, выживает, разгадывает сложные загадки.

Ей тяжело, но она не просто человек, угодивший в беду, мы видим, что для нее это — и есть жизнь, она не просто адреналиновый наркоман, Лара чувствует прикосновение к древности, к чему-то изначальному.

Проходя испытание погибших цивилизаций, она доказывает, что достойна их сокровищ и их мудрости. И это признание, ощущение принадлежности к почти исчезнувшей культуре, ритуальное воскрешение ее путем прохождения испытаний этого народа, и есть главная цель героини. Да, фильм одного актера — без диалогов вообще, без персонажей второго плана, это крайне сложно и рискованно, хоть и недорого. И такие фильмы снимают, но только не в надежде сорвать кассу, поэтому сделать из этого блокбастер вряд ли бы вышло, да и пытаться бы не стали. Но только такая Лара — оставленная наедине со своей стихией, говорящая с мертвыми через их загадки, стала бы для меня той самой. И, естественно, она должна была медленно выходить в стойку на руках с подтягивания на уступ по ctrl+shift. Иначе какая она Лара?

Рецензия на «Tomb Raider: Лара Крофт» - фото 7

Итог

Фильм вышел наглухо проходным, скучным настолько, что даже назвать его фильмом «на один раз» не выходит — вряд ли вы высидите и первый просмотр до конца. Картину не назовешь каким-то диким трэшем, которого полно в жанре экранизаций игр, все сделано вроде вполне компетентно, но почему-то все это работает чем дальше, тем хуже. Пара идиотских решений персонажей, вызывающих фейспалм, тут тоже на месте, без них никуда, но они лишь добивают впечатление, поэтому несильно выпирают из общего разочарования.

Основная проблема, как это чаще всего и бывает с проклятым жанром гейм-муви (я писал о 5 главных проблемах экранизаций игр отдельно), в сценарии и подходе к материалу. История попросту недостаточно интересна, а персонажи прописаны из рук вон плохо, отчего фильму сложно зацепить хоть чем-нибудь. Несколько сцен, большинство из которых срисованы с игры, сделаны и впрямь добротно, но их лучше посмотреть отдельно на youtube, чем мучаться ради них весь фильм. Особого контекста для них он все равно не создает.

Викандер в провале обвинить не получается. Никакая грудь не спасла бы этот пшик. Алисия много тренировалась и это заметно сказывается на качестве сцен, она достойно отыгрывает всю боль и превозмогание своей героини, но с тем, что это все же был мискаст я теперь, после долгих колебаний, вынужден согласиться.

Шведке не хватает не размера лифчика, не актерского таланта, не роста и объема мышц — ей фатально не хватает яркости. Сексапильности, харизмы, изюминки. Эта Лара выходит серой и плоской, простите за каламбур.

Да, ее пытались сделать более реальной, человечной и приземленной, но в данном конкретном случае это дало слишком сильную отдачу. Лара должна излучать силу, авантюризм, драйв, быть воплощением духа приключений, несгибаемой воли и тяги к разгадкам тайн вселенной. Этой же Ларе все до барабана кроме собственного отца — по идее, эта деталь должна сблизить ее со зрителем, но в итоге она скорее отталкивает, потому что превращает Расхитительницу из абсурдно-крутого героя с необычным стилем жизни в серую мышку, зацикленную на папочке.

Больше о «Tomb Raider: Лара Крофт»

Комментарии 74
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
falloutfan92
falloutfan92
Ожидаемо, все ожидаемо. Ожидаемо хреновый фильм, ожидаемо разгромная рецензия на него, ожидаемо никакая Ларка. Эх, что у нас там дальше..."Тихоокеанский рубеж 2", "Первому игроку приготовиться"? Скорей бы.