Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на «Шазам!»

4 апреля на наши экраны вышел «Шазам» (Shazam!) — экранизация комиксов о Билли Бэтсоне, 12-летнем пацане, который может превращаться в, по сути, магическую копию Супермена, произнеся волшебное слово. Герой, изначально носивший имя Капитан Марвел, был придуман 80 лет назад… Хотя, давайте по порядку, потому что истории создания Шазама, если честно, кажется мне чуть ли не увлекательнее его магических приключений.
4 апреля на наши экраны вышел «Шазам» (Shazam!) — экранизация комиксов о Билли Бэтсоне, 12-летнем пацане, который может превращаться в, по сути, магическую копию Супермена, произнеся волшебное слово. Герой, изначально носивший имя Капитан Марвел, был придуман 80 лет назад… Хотя, давайте по порядку, потому что истории создания Шазама, если честно, кажется мне чуть ли не увлекательнее его магических приключений.
Рецензия на «Шазам!»

В 1938 году на прилавках появляются комиксы о «Супермене», который быстро становится сверх-популярным, давая начало золотому веку комиксов.

Годом позже, в 1939-м, появляется Бэтмен, а также еще один герой, который быстро поднимается в топ и обгоняет по продажам даже самого Супермена, которого откровенно копирует — Капитан Марвел издательства «Фосет Комикс». По иронии, которая станет очевидна ниже, героя, изначально названного Капитан Гром, пришлось назвать Марвелом в последний момент — потому что Капитан Гром был торговой маркой другого издательства.

Супермен пролезает во все потребительские сферы в виде брендированных товаров, но из-за договора с создававшей его мультфильм Paramount не может получить киноэкранизацию. В 1941 году Капитан Марвел обгоняет его и становится первым в мире супергероем на киноэкране.

DC, тогда еще носившая название National Comics Publications, подает в суд на Fawcett Publications за плагиат Супермена. Судебная тяжба тянется 12 лет. После первых десяти лет было вынесено первое решение — в пользу, внезапно, Шазама.

Оказалось, что издательство Супермена забыло поставить знак копирайта на некоторых страницах своих комиксов, что скомпрометировало торговую марку. Получилось, что Супермен — общественное достояние и использовать его может кто угодно.

Оплошность быстро исправили и подали апелляцию по делу, иск признали правомерным и направили на повторное слушание. Fawcett Publications сдались и уладили все с DC вне суда, заплатили 400 тысяч долларов (примерно 4 миллиона по нынешним меркам) и пообещали прекратить печатать комиксы с персонажами комиксов семьи Марвел. И прекратили. Уже в 1953-54 годах.

Некоторые авторы, работавшие над Шазамом, затем перебрались в убившую их серию DC и начали там работать над Суперменом, которого некогда копировали, даже врисовывая хулиганские камео Шазама в комиксы Кларка. Забавно и то, что Супс не стеснялся воровать в ответ. Ведь такая вроде неотъемлемая часть его набора способностей как полет появилась впервые именно у Шазама. А его главный злодей, показанный в фильме доктор Сивано, стал прообразом безумных ученых — привычных противников многих супергероев в дальнейшем. Лысый ученый в роли врага Супермена по странному совпадению тоже появился вскоре после представления Сивано.

Невольно вспоминаешь уморительные рассказы Кевина Смита о том, как он писал ребут «Супермен жив» и продюсер Джон Питерс требовал от него, чтобы Кларк сражался с гигантским пауком и полярным медведем, но не имел способности летать. Может, Питерс вовсе не псих, не понимающий персонажа, а прошаренный фанат, желавший вернуть Супса к его корням.

Изначально я подумал, что, так как имя «Капитан Марвел» из-за судебного процесса по сути потеряло копирайт, издательство «Атлас Комикс» спокойно подобрало с земли слово, некогда ассоциировавшееся с самым продаваемым комиксом, и прилепило себе в название, превратившись в Marvel Comics. На самом деле «Marvel Comics» было названием онгоинга, серии комиксов, выпускавшегося еще в 1939 году издательством Timely Comics, позже ставшим Atlas Comics, а в 61 году с приходом Стэна Ли — Marvel Comics.

В 1967 Marvel создает своего Капитана Марвел, так как это имя Шазама потеряло торговую марку (того самого Мар-Велла, позднее передающего силы Кэрол Дэнверс).

В 1972 году DC, разыскивая способы разнообразить свой набор героев, выкупает у засуженной ими Fawcett Publications их персонажей, включая оригинального Капитана Марвел. Но называть его Капитаном Марвел на обложке или упаковках мерча они не могут — такие рамки установили Marvel Comics, поэтому серия называется Шазам. В самом комиксе героя все еще называют Капитаном Марвел — до перезагрузки вселенной ВС в 2011 году, когда издательство решило окончательно переименовать его в Шазама и выкинуть «Капитана Марвел» отовсюду, чтобы не путать людей и усилить узнаваемость брэнда.

Такая вот история о том, как издательство Marvel вернуло себе слово Marvel, которое первым поместило на обложку в 1939 году, и которое Шазам подтянул себе на 70 лет, а DC вернула себе сплагиаченный концепт Супермена, а затем вживило его в собственный мир, поставив рядом с прототипом, потому что внезапно оказалось, что Шазам достаточно отличается от Кларка, чтобы это не выглядело неуместным.

А потом в 2019 году мы внезапно получаем экранизации обоих Капитанов Марвелов с промежутком меньше месяца. И да, Капитан Марвел от DC вышел куда лучше, о чем все начали шутить еще до того, как он вышел на экраны.

Рецензия на «Шазам!»

«Шазам» полностью меняет наше представление о вселенной DC. От привычного нам пафоса Снайдера, который в «Чудо-женщине» и «Аквамене» еще чувствовался, здесь не осталось и следа. Картина своим игривым подходом напоминает больше «Дэдпула» или «Человека-муравья», чем предыдущие фильмы DC.

Естественно, более лайтовое настроение и упор на юмор — не достижение само по себе. Но учитывая, что фильм не забывает раскрывать героев, показывать драму серьезно, а не подрубать ее шуточками, и давать зрителю те самые ключевые супергеройские моменты (вроде сцены в окопах у «Чудо-женщины»), о которых часто напрочь забывают в стане Marvel, все это складывается в действительно отличный фильм. Возможно, самый добротный и цельный в текущей вселенной DC. Он попросту куда увереннее и удачнее реализует то, на что целится, чем его коллеги по киновселенной.

Впрочем, это не значит, что это по всем параметрам лучший фильм франшизы. «Аквамен» с его перевалившей за миллиард кассой, скорее всего, еще долго останется самым прибыльным. Для многих — еще и самым зрелищным и масштабным, бредовым, но веселым. «Чудо-женщина» со всеми ее минусами останется самым многогранным и супергеройским в классическом понимании (мощь супергероя, его миссию и ответственность Диана очень хорошо передавала зрителю). А грядущий «Джокер» вероятнее всего станет самым глубоким, серьезным и драматичным. Если, конечно, трейлеры не обманут, и он и впрямь будет таким, каким кажется.

«Шазам» завоевывает симпатию и уважение, его хочется хвалить, ставить в пример, советовать — за смелость, свежесть, новое слово в жанре. Но лично для меня, например, самым любимым фильмом франшизы останется «Чудо-женщина», для вас это может быть еще какая-то лента, и все же — о походе на «Шазама» вряд ли кто-то будет жалеть. Развлекает и удивляет он более чем успешно, при этом полностью соответствуя тем ожиданиям, что вызывал трейлер.

Это действительно лучшая возможная экранизация истории про волшебную кальку с Супермена. Студия нашла-таки удачный подход к материалу, выжала все из его сильных сторон и дала нам, наконец, цельную ленту, которую с удовольствием посмотрят как фанаты комиксов, так и рядовые зрители.

И она не развалится у них на глазах из-за неоправданного пафоса, неуместных шуток, сюжетных дыр или бредового сюжета. Нет, придраться тут есть к чему, но важнее то, что в контексте фильма дыры не выглядят оскорбительно, не выбивают из происходящего. Когда вокруг творится такой цирк, нет особого желания придираться к тому, что герой держит многотонный автобус, упираясь в его лобовое стекло.

Рецензия на «Шазам!»

Главные достоинства «Шазама» — это его юмор и персонажи. Причем юмор тут — не просто вставленные к месту и не очень гэги, он сама суть фильма, он уже в ее концепции и подходе. Это клоунада, полная самоиронии и элементов деконструкции жанра, но при этом умудряющаяся оставаться заземленной, человечной и искренней, даже полностью серьезной и даже отрезвляюще жесткой в требующих того личных моментах.

Что до персонажей, то Билли и его новая приемная семья вышли достаточно фактурными и харизматичными (пусть остальным детям и сильно не хватает хронометража для раскрытия). Но фильм, по сути, держится на самом Бэтсоне и его приемном брате Фредди Фримане. Стоит сразу отметить, что оба актера играют просто отлично, несмотря на возраст, очень точно попадая в образы, оживляя их.

Закари Ливай, играющий взрослую супергеройскую версию Билли, собственно Шазама, отрывается по полной, создавая потрясающе сочный образ. Но заслуга фильма и актера-подростка в том, что именно его воспринимаешь как главного героя, его видишь в этом накаченном переростке.

Стоило картине промахнуться, и сцены с мальчиками воспринимались бы как тягомотный филлер, который приходится пережидать, чтобы вернуться к приключениям героя в его волшебном, взрослом облике, но этого не происходит. История сироты, разыскивающего мать, цепляет более глубоко, чем подвиги магического супермена, они хорошо дополняют друг друга, несмотря на то, насколько сложно в теории связать вместе две столь разные по тону и реалистичности линии.

Шазам никогда не казался мне особо интересным героем, но картина помогла прочувствовать потенциал истории и значимость этой сноски «делаем своего Супермена, НО его альтер-эго — двенадцатилетний пацан». На первый взгляд, что такого значимого в том, кто герой в обычной жизни? Если он имеет силы Супермена, и фильм получится бледной калькой с приключений Кларка, так?

Но на самом деле, это меняет все, что новая картина и доказала. Образ мышления, мотивацию, способ применения этих же суперсил — в теле Супермена все еще подросток, который додумывается применять свою силу для спасения людей далеко не сразу, несмотря на то, что в его мире супергерои существуют (и многократно упоминаются), так что пример для подражания есть — бери и следуй. Билли же поначалу думает лишь о том, как развлечься, накрутить побольше просмотров на Youtube, раздобыть денег и выпить пива, которое ему в его настоящем облике никто бы не продал.

Если честно, мне немного жалко, что это фильм, а не сериал. Там можно было бы подробнее исследовать повседневную жизнь Билли и то, как он применяет свои магические способности для решения бытовых проблем, школьных в том числе. А доктор Сивано мог бы плести сложную многоходовку вместо того, чтобы сталкиваться с Шазамом в лоб. Вышло бы неплохое… кх-м… аниме.

Рецензия на «Шазам!»

Минусы фильма тоже довольно очевидны. Злодей, несмотря на солидную историю и потенциал, особо не впечатляет. Непонятно, как Марк Стронг, обжегшись на Синестро в «Зеленом Фонаре», снова решился играть злодея DC, но нужно отдать ему должное за смелость.

Его приспешники, семь смертных грехов, вышли совсем блекло. В основном потому, что из их внешнего вида совершенно неясно, кто из них кто. Обжорство, допустим, легко вычислить, но отличить Гнев от Алчности уже сложнее. Даже герои фильма шутят, что Похоть могла бы выглядеть и погорячее. В комиксах, кстати, они выглядят куда более очевидно и интересно.

С ними тут, кстати, есть достаточно жуткая сцена и она выглядит крайне странно. С одной стороны, кастрированной и фальшивой из-за полного отсутствия крови, которая должна хлестать фонтанами, с другой — жестокой настолько (даже без крови и с постоянными отводами в сторону смущенной камеры), что ревущих детей приходилось выводить из зала. В настолько шутливом фильме такой перепад тона смотрится дико по современным меркам, но если вспомнить фильмы вроде «Балбесов», «Гремлинов» и другую классику — там это было сплошь и рядом. Дети любят неожиданную жуть в своем кино, просто Голливуд давно не осмеливался вернуться к этой практике.

По легенде Билли получает силу шести мифических героев — мудрость Соломона, силу Геракла, стойкость Атласа, мощь Зевса, храбрость Ахиллеса и скорость Меркурия.

Первые буквы их имен, собственно, и складываются в слово Shazam (интересно почему греческий Зевс и римский Меркурий, а не Зевс/Гермес или Юпитер/Меркурий. Не, ясно почему — shazah и shajam выговаривать язык сломаешь, но все же выглядит это несколько по-дурацки).

Кто-то зацепился за то, что мудрым Билли в форме Шазама не выглядит, но под мудростью Соломона в комиксах имелась в виду всего лишь википедия в голове — Соломон дает Билли доступ к знаниям, помогает решать уравнения и т. д. Житейской мудрости, зрелости и опыта это ему добавлять и не должно. Проблема скорее с другой буквой — второй «А», олицетворяющей храбрость Ахиллеса. Вот ее Билли в паре мест откровенно не хватало. То, что он трусил даже в образе волшебного бронебойного супергероя, отлично работало на сюжет и раскрытие героя, но с описанием способностей выходит неувязка.

Итог

В это тяжело поверить, но похоже, что киновселенная DC действительно поднимается с колен, сумев оправиться после ряда неудачных решений, провалов, поисков себя. Она, правда, при этом перестает быть кновселенной в строгом понимании, разваливаясь на некие слабо связанные самостоятельные истории в параллельных вселенных, но если только так у студии получается что-то хорошее, то и пусть.

Перевязанность всего и вся пусть будет у Marvel, а у DC тогда — каждый раз как с чистого листа. Надеюсь, от этого каждый режиссер сможет привнести что-то новое, свежее и по-настоящему авторское в свой фильм.

Диана завоевала сердца зрителей, Артур — кошельки, Билли Бэтсон уверенно дерется и за то, и за другое, а «Джокер» заставляет снова верить в то, что юмор и яркие краски — не все, что осталось франшизе. Что она может попробовать вернуться к серьезности, мрачности и реализму, но на этот раз сделать все правильно. И это не может не радовать.

Marvel серьезно оступилась с Кэрол Дэнверс, «Мстители: Финал», скорее всего, окажутся мощным и ярким фильмом, но будущее MCU после этого крещендо выглядит неясным. Сможет ли новая команда Мстителей, ведомая оттолкнувшей публику Дэнверс, сохранить инерцию франшизы, неизвестно. Кто знает, может маятник качнется в другую сторону и именно киновселенная DC вырвется вперед за счет свежести и непредсказуемости на фоне изжившей себя формулы Marvel. Но до этого еще далеко, пока у нас есть всего несколько робких удачных шагов, и их все еще меньше, чем однозначных провалов.

«Шазам» — хорошее кино, которое отлично раскрывает идею становления супергероя, дает зрителю прожить вместе с героем эти захватывающие моменты, при этом не отдавая фальшью и полным отрывом от реальности.

Больше о «Шазаме»