Рецензия на второй сезон «Эйфории»: сумела ли драма с Зендеей уйти от вечных проблем подростков?
В «Амедиатеке» начал выходить второй сезон «Эйфории» — подростковой драмы шоураннера Сэма Левинсона, посвященной проблемам группы американских тинейджеров. Первый сезон прозвали «портретом нового поколения», он принес Зендее премию «Эмми». Посмотрев семь эпизодов второго сезона из восьми, автор «Канобу» Егор Парфененков объясняет, почему шоу заслуживает внимания фанатов, но не может предложить ничего взрослого и серьёзного взамен первому.
Сюжет (со спойлерами первого сезона)
Действие второго сезона «Эйфории» разворачивается почти сразу после событий финального эпизода первого сезона, в котором главная героиня Джулс (Хантер Шафер) бросила свою девушку Ру (Зендея) и уехала в другой город. История частично продолжилась в двух бонусных эпизодах, которые вышли в концец 2020 года. Спецвыпуски «Неприятности не вечны» и «К черту всех, кто не рыба-капля» стали связующим звеном между первым и вторым сезонами.
В первом спецвыпуске Ру Беннет (Зендея) исповедовалась своему спонсору Али (Колман Доминго) из клуба анонимных наркопотребителей, а во втором Джулс пыталась разобраться в своих чувствах к Ру, сидя в кабинете психотерапевта. Два камерных бонусных эпизода задали мрачный тон второму сезону «Эйфории», поскольку в них показали, что после расставания с Джулс героиня Зендеи вновь начала принимать наркотики.
Второй сезон сериала «Эйфория» (Euphoria) начинается с вечеринки в честь Нового года, на которой Ру и Джулс пересекаются. Две подруги вновь сходятся, однако героиня Зендеи скрывает от возлюбленной, что вновь начала употреблять запрещенные вещества.
Во втором сезоне наркотикам в целом стало уделяться гораздо больше внимания. Одним из ключевых персонажей становится близкий друг Ру и наркоторговец Феско (Ангус Клауд), который ввязывается в новые передряги. На той же вечеринке в честь Нового года герой избивает токсичного футболиста Нейта Джейкобса (Джейкоб Элорди), чем настраивает против себя его отца. Феско начинает работать с новым поставщиком наркотиков, который оказывается суровее предыдущего.
Тем временем наивная и миловидная Кэсси (Сидни Суини) впервые за долгое время оказалась без парня, отчего впадает в депрессию, а после заводит токсичные отношения с новым партнёром. Нейт продолжает сводить с ума своих одноклассниц, оказываясь в любовном треугольнике с местной королевой школы Мэдди (Алекса Деми) и одной из её лучших подруг.
Плюсы
Сериал повзрослел
Окровавленный пенис, бабуля-гангстер, младенец с сигаретным бычком во рту — лишь малая часть того, что Сэм Левинсон показывает зрителям в первые 15 минут второго сезона «Эйфории». Сценарист и режиссёр сериала с порога дает понять, что в новых сериях зрители будут наблюдать не только за романтизированными буднями тинейджеров.
А ведь в первом сезоне только эти будни и показывали. Герои сериала жили бурной жизнью, лепили блестки на лицо, под веществами занимались сексом, а на утро шли в школу и вейпили в туалете, обсуждая кто с кем переспал. Во втором же сезоне почти все это пропало. В центре продолжения «Эйфории» оказываются личные драмы каждого из главных героев, на которые уже не повесишь ярлык «юношеский максимализм».
Шоураннер Сэм Левинсон погружается в прошлое второстепенных героев, раскрывая их секреты и травмы. Та самая бабуля-гангстер вырастила и с ранних лет обучила «ремеслу» наркоторговца Феско, а случайно пожевавшим сигарету младенцем окажется Эштрей (Джейвон Уолтон), младший брат и «бизнес-партнёр» Феса. Да, именно после этого казуса его прозвали Пепельницей (Ashtray).
В третьей серии второго сезона сериал прыгает в 1970-е и рассказывает историю отца Нейта Кэла Джейкобса (Эрик Дэйн), который в первом сезоне занимался сексом с несовершеннолетними и снимал это на камеру. Флэшбек раскрывает природу отношений между Кэлом и Нейтом — а именно, почему отец терпеть не может своего родного сына. Одна из тайн первого сезона «Эйфории» наконец-то прояснилась.
Авторы сделали акцент на новых персонажах
Во втором сезоне «Эйфории» на первый план выходят второстепенные персонажи, а экранное время главных героев, наоборот, урезается… Помимо Феско и Кэла Джейкобса, в новых сериях стало гораздо больше сцен с Кэсси, её младшей сестрой Лекси (Мод Апатоу) и парнем Кэт, Итаном (Остин Абрамс). Левинсон наконец-то дал второстепенным персонажам время раскрыться — в основном это происходит как раз через флэшбеки.
Левинсон также вводит нового важного героя Эллиота (рэпер Доминик Файк), который знакомится с Ру на новогодней вечеринке и становится её новым лучшим другом, а затем находит общий язык и с Джулс. Персонаж помогает наладить контакт между подругами, заменяя им психотерапевта: героини проводят много времени в комнате Эллиота, курят траву и болтают о своих отношениях. При этом Эллиот неконфликтный персонаж, в чьи проблемы сериал не погружается. Этим он в себя и влюбляет как единственный герой «Эйфории», который ведет себя как обычный подросток.
В то же время в сериале стали гораздо реже появляться Кэт (Барби Феррейра), Мэдди (Алекса Деми) и даже Джулс. Девушка Ру пускай и вторая по важности героиня сериала, но во втором сезоне ей практически не уделяется времени. Если первый сезон «Эйфории» был сконцентрирован именно на отношениях девушек, то в новых сериях все внимание приковано только к героине Зендеи. Джулс разве что мелькает где-то на фоне.
Минусы
Исчезновение важных персонажей
Второму сезону «Эйфории» явно тесно в восьмичасовом хронометраже. Причем настолько, что Левинсону приходится грубо выводить из повествования важных героев.
Например, это произошло с футболистом Маккеем (Элджи Смит), бывшим парнем Кэсси и одним из ключевых персонажей первого сезона. Герой появляется в первом эпизоде второго сезона, после чего буквально испаряется. Сюжетная линия с Кэсси стала второй по значимости после арки с Ру, поэтому отсутствие в сериале важной для героини фигуры выглядит как минимум странно. То же происходит с Кэлом и Эллиотом, которые спонтанно выводятся из повествования на один-два эпизода.
Несбалансированный сюжет
С хронометражем связан ещё один минус нового сезона «Эйфории». Режиссёр забрасывает целые сюжетные линии, на развитие которых банально не хватает времени. Например, второй сезон намекает на любовный треугольник между Эллиотом, Ру и Джулс, однако развития этот сюжетный поворот не получает. Левинсон больше сосредоточен на внутреннем конфликте героини Зендеи, поэтому отношения Ру с Эллиотом и Джулс отходят на второй план.
При этом Левинсон продолжает добавлять в сериал психоделические вставки, которые нарушают тон повествования: если в атмосферу первого сезона они вписывались, то вот во втором кажутся лишними. Например, в один из драматических моментов Нейт представляет, как его отец делает римминг другому парню. А в другой серии напряженная ссора между Ру и её младшей сестрой прерывается обращением к зрителю. Героиня Зендеи ломает четвертую стену и играюче рассказывает, как наркопотребители манипулируют близкими.
При этом Левинсон успевает повторять целые сцены, которые были в первом сезоне. Например, в наркотических трипах Ру вновь видит покойного отца и несколько раз прокручивает в голове сцену с его похоронами; Мэдди опять признается в любви тиранизирующему ее Нейту; Кэт снова комплексует из-за внешности. А один из эпизодов — школьная пьеса, полностью состоящая из рекапов жизни главных героев. Серия дословно воспроизводит ключевые события первого сезона, но делает это в формате любительской постановки.
Вердикт: смотреть, если любимые герои важнее сюжетных просчётов
Сэм Левинсон показал, что «Эйфория» готова стать мрачнее и взрослее в двух специальных эпизодах, которые вышли между первым и вторым сезонами. В первой серии второго сезона режиссер сумел поддержать эту атмосферу, однако уже во второй серии образ тяжелой социальной драмы постепенно начинает рушиться.
Сериал хочет говорить на взрослые темы, но при этом боится растерять аудиторию, преимущественно состоящую из подростков. Герои «Эйфории» уже готовы вылезти из своих зон комфорта, отпустить молодость и подростковые волнения, но Левинсон никуда их не выпускает, заставляя в очередной раз совершать глупые поступки и повторять ошибки, совершенные в первом сезоне.
Судя по происходящему в семи новых эпизодах, логично завершить все сюжетные линии в восьмой серии у Левинсона не получится — в один час банально всё не уместить. «Эйфорию» пока не продлили на третий сезон, но если авторы все же решат продолжить историю, то им лучше поторопиться: между первым и вторым сезонами прошло три года, за которые актёры заметно выросли и уже не так сильно походят на 18-летних школьников. Учитывая, что Левинсон не дает своим героям повзрослеть, для «Эйфории» это серьёзная проблема.