Рецензия на седьмой сезон «Игры престолов»
Сравнивать седьмой сезон хочется прежде всего с предыдущим шестым (рецензия) и не только потому, что он еще более-менее свеж в памяти. Они оба были написаны уже не Мартином, а сценаристами сериала, использующими лишь общие наброски Джорджа, и это чувствовалось.
Первые пять сезонов были прокляты прокрастинацией – основные развязки бесконечно откладывались, погрязая в нудных путешествиях героев туда-сюда, побочных квестах, всплывших проблемах – мы никак не могли увидеть то, чего больше всего хотели, чем нас дразнили очень давно.
Но когда нарративная власть перешла от Мартина сценаристам, они решили разрубить этот Гордиев узел и повествование изменилось – мы начали получать долгожданные развязки линий одну за другой, героев поторапливали навстречу очередному узловому моменту и телепортации персонажей, между сценами преодолевающими сотни миль, стали встречаться все чаще. Больше практически никаких сцен разъездов, если герой нужен здесь – вот он, что с одной стороны приятно, от этих «едем-едем, Вестерос большой» устаешь, они однообразны, с другой – это несколько сбивало с толку и снижало убедительность истории.
Еще один минус шестого сезона, который с перепугу решил отдать зрителям все, чего они так долго ждали, всплыл только в седьмом – сценаристы умудрились перебить важных персонажей больше, чем сам Мартин, и убивать стало практически некого.
Седьмой сезон, соответственно, оказался очень скуп на громкие смерти, судите сами, вот они все (все важные):
- Торос, жрец Рглора
- Дракон Визерион
- Дядя Бенжен/Холодные Руки
- Песчаные Змейки (три штуки)
- Леди Оленна
- Лорд Тарли и его сын Дикон
- Мизинец
В последнем эпизоде шестого сезона мы получили больше важных смертей, чем за весь седьмой сезон. Еще более конкретный традиционный элемент – казнь злодея, которую ждешь несколько сезонов и смакуешь момент справедливости, когда его, наконец, как-нибудь жутко убивают. В этом сезоне нам в этом слоте выдали лишь казнь Мизинца.
В прошлом же сезоне мы получили расправу над Рамси, Уолдером Фреем, Верховным Септоном, Ланселом Ланнистером, Великим Мейстером Пицелем, Бродяжкой и Томменом. И все эти смерти обрушились на нас почти одновременно, переплетаясь с гибелью положительных героев (Маргери, Лорас, Ходор, Лето, Трехглазый ворон, Листок, Рикон и так далее), вызывая целую бурю смешанных, но сильных эмоций.
Безусловно, смерти героев – не главное и не единственное, ради чего мы все это смотрим, хотя смертность персонажей первого плана и стала в свое время визитной карточкой сериала.
Но это наглядный симптом, на примере которого легко объяснять более серьезную проблему – за сезон не произошло почти ничего по-настоящему меняющего ситуацию в корне, на что уже сетовал Александр Башкиров: герои встречаются и… расходятся. Они «взаимодействуют», дарят зрителям фансервис («А что Джон скажет Дени в их первую встречу?»), но никуда не двигают сюжет. Никто не умирает, никто не меняет сторону, никаких важных решений не принимается – поговорили, разошлись.
Что из ключевых поворотов мы получили в этом сезоне, помимо вышеупомянутых смертей? Не так много:
- Дени, наконец, завоевывает Вестерос.
- Драконы в бою.
- Возвращение младших Старков в Винтерфелл.
- Воссоединение Дени и Рыцаря Френдзоны Джораха.
- Встреча Джона и Дени, Серсеи и Дени, Серсеи и Тириона, Пса и Горы, Лукового Рыцаря и Джендри.
- Джон и Дени влюбляются друг в друга.
- Впервые произнесено настоящее имя Джона Сноу (но знают его только два человека – Бран и Сэм. Сцена, где его узнает Джон, Дени, Старки, Серсея – все это еще впереди).
- Серсея забеременела.
- Дени, скорее всего, тоже.
- Джейме покидает Серсею.
- Воскрешение Визериона.
- Падение Стены.
- Армия мертвых уже в Вестеросе.
Метаморфозы Саги
Седьмой сезон однозначно оставляет достаточно сильное впечатление, но, как уже заметил тот же Саша Башкиров, оно несколько незаслуженное. На долю этого сезона выпало много вкусных кусков на таймлайне Саги и это играло ему на руку, но далеко не все эти вкусности создатели разыграли в полную силу. Был ряд знаковых узловых моментов, которые так и не стали сценами, которые запомнятся нам надолго.
Из этого сезона мы запомним «ограбление корована», но по большей части потому, что здесь мы впервые увидели, что дракон может сделать с армией противника, а не с одинокими жертвами, которых надо казнить поэффектнее. Была ли эта битва так же эмоционально заряжена или талантливо снята, как Битва Бастардов? Нет.
Взятие Кастерли Рок Безупречными же вышло совсем невзрачным. Самая яркая драка сезона – это тренировочный бой Бриенны и Арьи, что говорит само за себя.
Поход «Отряда самоубийц» за Стену вышел неплохо, но учитывая насколько неоправданно рискованным и фансервисным (собрали отряд из крутых героев в один веник, отправили на феч-квест) он кажется, и насколько безрезультатным, более того – опустошительным в плане потерь, в итоге оказывается, его вообще сложно воспринимать как часть «Песни Льда и Пламени».
Долгожданное воссоединение Старков не принесло никаких эмоций – ни самим героям, ни зрителям. Его сильно подмочило то, что Бран стал отрешен от мира и собственной жизни, а Джон прочитал о том, что его родные живы и вернулись домой, в письме, но даже не смог этому по-настоящему обрадоваться, так как армия Короля Ночи висит над всем грозной тучей и все остальные события уже не вызывают тех эмоций, которые могли бы.
Многое из-за вынужденной торопливости сценаристов, пытающихся таким образом извиниться за долгие провисания и обилие филлера в прошлых сезонах (сайд-квесты Дени и Арьи за морем, убравшие их из основного сюжета на шесть лет и т.д.), воспринималось внезапным и даже абсурдным. Я не только про телепорты героев, а еще и про изменения статуса.
- О, Теон и Яра примкнули к нам! У нас есть флот. Ой, его сожгли.
- О, Варис договорился с Дорном. Только на пути за армией Дорна флот сожгли, принцесс перебили, а Эллария попала в плен. Армия Дорна минус.
- Но мы же договорились еще с Оленной, ее армия… Разбита Джейме, Оленна мертва. Королевскую гавань они должны были штурмовать вместе с армией Дорна, теперь ее брать некому.
- О, мы захватили Кастерли Рок с помощью хитрого плана Тириона. Ой, его сдали нарочно, и он нам ничего не дает, поэтому его придется бросить.
- О, мы сожгли караван драконами! Круто, но золото Тиреллов доехало до Серсеи, и она оплатила долг Железному Банку, плюс наняла Золотые Мечи. Джейме и Бронн выжили.
- Ой, Дрогона ранили и выяснили, что шанс сбить его все же есть, особенно когда баллист будет сотня и управлять ими будет не один Бронн, а куча обученных стрелков. О, после изначального шока, рана больше нигде не упоминалась – зажило как на драконе, поэтому крутость баллист тоже мгновенно сдувается в наших глазах. Это вам не ледяные копья.
- О, Арья встретила Нимерию… а та послала ее в задницу и сбежала. Вот тебе и антиклаймакс семи лет ожидания.
- О, наши сети притащили мертвеца Серсее под ноги. Все зазря, это ничего не дало.
- О, Бран стал всевидящим и вернулся в Винтерфелл. Да, но он не спешит рассылать воронов с реально важными откровениями.
- О, Джорах выздоровел и вернулся к Дени – как обычно за время его брожений она успела найти нового хахаля.
- О, Дени и Джон влюбились! И у них секс! Жопа Джона! Да, только это инцест и вопрос престолонаследия не может не вбить клин между ними.
- О, Арья теперь ниндзя, она вернулась и готова всех убить. Она убивает тех, к кому наша ненависть успела подвять, а больше убивать и некого – все мертвы. Ей осталось завалить только Серсею, но тогда сериал закончится. Ниндзя-безликая сидит дома и ностальгирует, вместо того чтобы вырезать всех в Красном Замке, пока сумка от срезанных лиц не лопнет.
В общем, думаю, мысль понятна – победа с привкусом поражения, очень быстрое обесценивание достигнутых результатов, многообещающий поворот, из которого не вытекает абсолютно ничего. Линии начинаются и тут же обрываются, не дав эффекту настояться. Какой толк от победы, если она на час? Какие эмоции мы должны испытывать?
В-четвертых, что вытекает из этого примыкания, это ощущение кроссовера. «Игра» словно долго варила своих персонажей в отдельных линиях, чтобы в конце свести их вместе в стиле «Мстителей»: вот вам Отряд Самоубийц Джона, вот вам тим ап Сестер Старк, вот Джон и Дени. Даже схема подачи та же – сводим героев, выдаиваем из сцены все забавные взаимодействия: как они подкалывают друг друга, как медленно становятся друзьями.
Каждому нужно дать шанс проявить себя в общем деле, дать выигрышную сцену, запоминающуюся реплику и так далее. Главное, чтобы здесь, как в «Защитниках» не вышло так, что все многогранные герои с крайне сложными взаимоотношениями слипнутся как пачка пельменей в жарком автобусе, растеряв все свои индивидуальные качества. Если в ключевых битвах Джорах, Пес, Тормунд, Берик, Бриенна, Серый Червь, переметнувшийся Джейме, Джендри и Джон будут просто одинаково махать мечами, воплощая один и тот же образ «скиллового воина», толку от такого кроссовера будет не очень много.
И в пятых, появились опасения, что версии Мартина и сценаристов будут отличаться слишком сильно. И проблема не в том, что на Железном Троне окажутся разные задницы в книге и сериале (зомби-Ходор вместо Пирожка, который тоже окажется Таргариеном), или Серсею убьет Эллария, а не Арья, проблема в уровне мастерства. Да, Мартин мог гнать нудятину и водить героев кругами, пока общий сюжет не будет готов к их появлению в новом качестве, но у него все же получалось поддерживать все свои миллионы линий в осмысленном состоянии.
Учитывая список «О! Ой…» выше, можно всерьез испугаться за то, что сценаристы не особо понимают, что делать с таким количеством героев, и поэтому фейлят их истории.
Так долго ждать Бенжена и пустить его в расход за минуту? Так мучить нас Дорном только для того, чтобы вышел очередной «пшик»? Остается лишь надеяться, что в книгах всем сестрам достанется по серьгам и не получится так, что некоторые линии и впрямь были неоправданно раздутыми и не привели ни к чему. Но узнаем мы это лет через десять минимум, а столько не живут.
Поход за Стену
Изначально вся идея с походом за стену выглядела довольно бредово. Рисковать жизнями важных людей, чтобы захватить зомби, чтобы убедить Серсею? Ну хорошо, поверит она в угрозу, но согласиться на перемирие? Вы вообще помните, с кем воюете? Это мать, лишившаяся всех детей и отца, только что взорвавшая целый квартал собственной столицы. Ей не по барабану? Так рисковать ради призрачного шанса вернуться живыми с поимкой, еще более мизерного шанса, что Серсею это убедит… Зачем? Почему сразу не забить на Серсею и не отправиться воевать с армией ночи? Да, Серсея за это время отнимет обратно все завоеванное тяжелым трудом, но выбора-то нет. Надо спасать мир.
В результате все равно пришли к тому же самому, только лишились еще жреца Рглора, дяди Бенжена (которого мы ждали 6 сезонов только для того, чтобы он спас племяша и сдох в процессе) и дракона, который теперь восстал и развалил Стену. Этот дракон сильно сократил их шансы на победу и время, которое у них осталось, чтобы встретить армию ночи до того, как она впитает в себя все население северных деревень. Молодцы, что сказать, упростили себе задачу. Ради нелепой надежды на благоразумие Серсеи рискнули Джоном, из-за чего пришлось рисковать драконами и Дени, в результате чего погибло три важных персонажа.
Но это с позиции логики произведения. А в чем была логика сценаристов? Зачем было городить огород на весь сезон только для того, чтобы откатиться в то же самое место?
Вылазка за зомби ничего не дала. Переговоры с Серсеей ничего не дали. Разговор Тириона с сестрой, весь такой драматичный, не дал ни черта в итоге. Единственное, что изменила эта встреча – Джейме ушел от сестры. Все. Рука помощи в борьбе с великим злом. Одна, левая. Это стоило полсезона мороки?
За чем мы все это время наблюдали? Ни одна из целей не была достигнута, все линии добились лишь каких-то побочных, неожиданных результатов. Вылазка за зомби сплотила Берика, Пса, Тормунда и бастарда-кузнеца Джендри, спасение этого «отряда самоубийц» передало дракона Белым Ходокам, а также зародило любовь между Джоном и Дени, убедило ее в реальности угрозы, а его – в том, что ради такой королевы можно и преклонить колено.
Переговоры с Серсеей разлучили их с Джейме, а Тирион узнал, что сестра беременна. Сэм провел столько времени в своем квесте в Цитадель только для того, чтобы ему вскользь, шутки ради, обмолвились про секретную свадьбу Рейгара Таргариена, и он потом мог сказать об этом Брану, который знает абсолютно все, только вот этой детали почему-то не знает. Ах да, еще Сэм походя за час вылечил Джораха от неизлечимой хвори и выяснил, что под Драконьим Камнем куча драконьего же стекла, что привело к встрече Джона и Дени.
Спасибо, Сэм, что помог сценаристам свести персонажей. Ты их свел, теперь ты же, небось, и объяснишь им, что они занимались инцестом и вообще-то Джон – законный наследник, а не Дени. Посмотрим, что из этого охладит их страсть сильнее.
Недоверие Сансы и Арьи, ради раздутия которого сценаристы лишили нас полноценной радостной сцены воссоединения сестер, оказалось нужно лишь для того, чтобы закрутить твист с казнью Бейлиша. Ах, они все это время работали заодно. Или не все время, а только под конец. Или мы вообще ничего не объясним, просто замнем тему и все. Зачем Арья вручила Сансе кинжал, как он обратно оказался у Арьи? Забейте. Бран мог бы помочь сестрам преодолеть недопонимание, но как попугай, с клетки которого сдернули тряпку, он открывает рот лишь в самые неожиданные моменты, а все остальное время почему-то ничем ни с кем не делится (Бран, который знает все, но ничего никому не говорит– это конечно отдельная дыра, куда больше той, что проделал Визерион-зомби в Стене).
Ничего ты не знаешь, Эйгон VI Таргариен
Джон уже не впервые ведет себя как идиот и губит людей, бросающихся его спасать. В битве бастардов он побежал за Риконом, армии пришлось бежать его прикрывать, они попали в засаду и погибли бы все до единого, если бы не очередное «чудесное спасение». На озере он вместо того, чтобы залезть на дракона, зачем-то бежит дальше махать мечом, откладывая отлет, из-за чего гибнет дракон и дядя Бенжен.
К слову, в этой сцене неясным остается и то, почему Ходок решил метнуть копье в парящего вдалеке Визериона, а не в неподвижно сидящего на земле Дрогона, который и крупнее, и ближе. Это бы и сбежать никому не позволило. Я понимаю, что по законам жанра сдохнуть должен менее важный дракон, но это же как-то надо мотивировать – пусть он окажется ближе или полетит на Ходоков сам. Нет.
Что до Джона, то его нежелание преклонить колено перед Дени лишь затянуло время, которого у них и так немного, но ведь преклонил же все равно. Его нежелание врать на встрече с Серсеей о том, что он все же преклонил это проклятое колено, могло стоить им всего.
Может, он и Таргариен, но безумия и зашкаливающей гордыни в нем не чувствуется, чувствуется школа Нэда – будь уперто-благородным безо всякой гибкости.
Нэд за это погиб, Джон же выживает раз за разом, несмотря на то, что совершает ошибки куда более тупые, чем Нэд. Выживает потому, что мы его любим. Мы – Рглор, мы еще не готовы отпустить его и поэтому спасаем раз за разом, разменивая на жизни других персонажей.
Мизинец
Бейлиш развязал Войну Пяти Королей, запустил весь этот гигантский маховик, умудрился выжить в Королевской Гавани, стравить там всех между собой, приложить руку ко многим смертям, и в итоге из хозяина борделя превратиться в лорда Долины. Только чтобы в конце не суметь обвести вокруг пальца двух девчонок, которые его и зарезали.
Даже не так – переиграли. В игру престолов, в интриги. Мизинца. И по сути, только потому, что он сам, довольно нетипично для столь изощренного в закулисной борьбе человека, решил действовать в лоб и лично науськивать Сансу против ее единственных выживших родственников – родных братьев и сестры. Очень здравая и безопасная тактика – стравливать Старков. Я очень надеюсь, что столь позорно слитый Бейлиш – выдумка сценаристов и в книгах его действия и судьба окажутся другими.
Его казнь, как и смерть Уолдера Фрея не принесла особых эмоций – слишком много времени прошло, ненависть и желание отомстить поугасло в зрителях. Слишком долго Фреи и Мизинец болтались на периферии событий, не делая ничего внушительного, поэтому когда длинные руки справедливости все же дотянулись до них, мы уже не особо помнили, почему так желали им смерти.
Сказалось и то, что Петир становился все менее сложным персонажем со временем, а под конец стал таким плоским, что странно, как он не провалился в щель между половицами Винтерфелла – как сказал один критик, он только что усики не подкручивал во время своих злодейств и не хохотал театрально.
Он знает, что Санса ненавидит его и не доверяет, что теперь она в позиции силы и уже не зависит от Мизинца как раньше, она дома – так зачем лезть напролом и уламывать ее столько грубо? Если бы Бейлиш, наоборот, начал убеждать ее поддерживать Джона и помириться с Арьей, это и то была бы более умная тактика, чтобы втереться в доверие и с годами убедить в том, что ты правда изменился из-за любви.
Красная Свадьба была давно, а основные подлости Бейлиша так долго хранили в секрете, что сложно сказать, за чью именно гибель он там ответственен. Просто представьте, если бы Арья замочила Фрея спустя два-три эпизода после Красной Свадьбы.
Месть подают холодной, да, убивать его сразу было бы не так интересно, но и ждать несколько сезонов – тоже не вариант. Слишком много всего случилось, история успела уйти далеко, сместить фокус, Война Пяти Королей – уже воспоминание, другая эпоха, наивное летнее дитя. Теперь все крутится вокруг зомби и драконов, возвращаться мыслями к старому порядку вещей уже нелегко.
Итог
Этот сезон действительно получился спорным. Я тоже верю, что лучше было бы сделать один большой сезон из 11-13 серий, чем бить их на два маленьких, но что есть, то есть. Сезон было приятно смотреть, было меньше однозначно скучного филлера, но многое разочаровывало послевкусием. Были сцены, правильные и сильные по своей концепции, но получившиеся не сильно эмоциональными и импактными (казнь Бейлиша, встреча Старков), и наоборот сцены, которые смотрелись очень вкусно, но по сути ничего не поменяли и не дали сюжету (поход за Стену, встреча с Серсеей, бой Арьи и Бриенны).
Многолетние ожидания кончались ничем и это вызвало опасения – в надежных ли руках финал сериала, не обвалится ли весь этот карточных домик под собственным весом.
Допустим, линии, которые сценаристы любят и понимают, они доведут до конца достойным образом, но все то неочевидное, что Мартин вплетал на периферии, может легко зафакапиться. Если из-за этого нам придется годами ждать не просто другого, а единственного полноценного варианта концовки от Мартина, это будет мучительно. Если же после этого в книгах окажется то же самое, можно будет затачивать ножку табуретки и падать на нее голой грудью.
Я знаю, что вы устали от обсуждения «Игры», от вала материалов, от концентрированных фичеров, от ранних сливов серий, спойлеров и мемасиков в ленте (мы и сами устали, поверьте), но прошу вас собраться в последний раз и написать в комментариях, какое впечатление оставил у вас седьмой сезон.
7 сезон «Игры престолов»:
Еще об «Игре престолов»:
- Кто такой Джордж Р. Р. Мартин?
- Самые безумные фанфики по «Игре престолов»
- Чем круты другие книги Джорджа Мартина во вселенной «Игры престолов»
- Мифы «Игры престолов»: кто такие Белые ходоки, Дети Леса, Азор Ахай?
- 5 комиксов, похожих на «Игру престолов»
- Лучшие шутки и мемы по 7 сезону «Игры престолов»
- Чего ждать от 8 сезона «Игры престолов»?