Рецензия на «Круэллу». Харли Квинн покоряет мир моды
Предыстория Круэллы
По роману «101 далматинец» американской писательницы Доди Смит сняли два полнометражных мультфильма (в 1956 году и 2003 году), два фильма с Гленн Клоуз в роли Круэллы (1996 года и 2000 года) и мультсериал (1997-1998 годы). Во всех версиях образ Круэллы (в некоторых переводах – Стервеллы) оставался примерно одинаковым. Это женщина с очень узнаваемым стилем, одержимая модой и своим внешним видом. Она живет с навязчивой идеей – сделать шубу из шкур далматинцев. Поэтому Круэлла хочет украсть щенков у главных героев, семейной пары Аниты и Роджера, и двух собак-родителей, Понго и Парди.
О прошлом Круэллы из романа и всех его экранизаций известно крайне мало. Это почти карикатурный злодейский образ, лишённый глубокой мотивации или положительных черт: она просто ненавидит далматинцев и хочет себе модную шубу. Визуально Круэлла де Виль из мультфильмов напоминает актрису Талулу Бэнкхед: худая женщина со страстью к мехам, необычно низким голосом и сложным, вздорным характером. Именно Талулой вдохновлялся мультипликатор Марк Дэвис, разработавший дизайн для «101 далматинца» 1961 года.
В 2013 году Disney решила дать злодейке собственную историю. Концепция менялась несколько раз, пока продюсеры не остановились на сценарии Джеза Баттеруорта. Его последними сценарными работами были «Форд против Феррари» и боевик «007: СПЕКТР» о Джеймсе Бонде. Возможно, благодаря этому «Круэлла» получилась миксом нескольких жанров: это и психологическая драма, и типичный heist movie об ограблении богатой злодейки, и даже немного – супергеройский эпик.
Сюжет: трагическое детство и карьера в мире моды
Эстелла (так на самом деле зовут известную злодейку) с рождения живёт с необычными чёрно-белыми волосами. Несмотря на то, что мать-одиночка старалась воспитать её добрым и сочувствующим человеком, у девочки (Типпер Сайферт-Кливлэнд) всегда была тёмная сторона, получившая прозвище «Круэлла». Она заставляла героиню постоянно нарываться на драки и неприятности. Когда мать Эстеллы погибает в результате несчастного случая (её скинули с обрыва три далматинца), девочка сбегает в Лондон. Там она знакомится и остается с беспризорниками Джаспером (Джоэль Фрай) и Хорасом (Пол Уолтер Хаузер). Много лет спустя они помогают Эстелле устроиться на работу мечты – в дом моды, которым руководит знаменитая Баронесса (Эмма Томпсон).
Она замечает молодую девушку и приглашает работать модельером под своим крылом. Дальше завязывается сюжет в духе «Дьявол носит Прада»: Эстелла, как и героиня Энн Хэтэуэй, бегает за ланчем для начальницы, выполняет её безумные поручения, терпит жёсткую критику и обидные комментарии, но не упускает возможности впечатлить начальницу. Баронесса начинает ценить ассистентку за ум, юмор и необычные идеи, но случайно отпускает неуместный комментарий о матери Эстеллы. Девушка сходит с ума от злости и решает отомстить за это.
Эстелле приходит мысль ограбить Баронессу во время Гала в её особняке, а после – постепенно отобрать у нее бизнес, славу и вообще всё, что ей может быть дорого. Чтобы её никто не узнал, Эстелла на один вечер (а впоследствии - навсегда) перевоплощается в Круэллу: эффектную, жестокую и безумную, с аристократическим акцентом и склонностью к чёрному юмору. На Гала Круэлла производит настоящий фурор, и с помощью своей школьной подруги, журналистки Аниты Дарлинг (Кирби Хауэлл-Баптист) и эксцентричного модельера Арти (Джон Макри) начинает завоевывать мир моды – и отбивать славу и популярность у Баронессы.
Плюсы: полный панк-рок и блестящая игра актёров
Решение поместить молодую Круэллу де Виль в модную индустрию – простое, логичное и гениальное. Костюмы и декорации можно разбирать бесконечно: искать в богатых нарядах Баронессы отсылки к реальным моделям Dior и Balenciaga, любоваться, как Эстелла создает наряды из обычного мусора, следить за изменением цветов и текстур по мере того, как героиня сходит с ума.
Художница по костюмам, гениальная Дженни Беван, знакома зрителям по многим работам – она получила два «Оскара» (за «Безумного Макса» и «Комнату с видом») и десятки раз была номинирована на разные премии. Беван, по её собственным словам, подходит к созданию костюмов с точки зрения персонажей и их историй. И одежда в фильме действительно формирует, дополняет персонажей. Даже любимые ботинки Круэллы «кочуют» из одного наряда в другой, кем бы она не была – уборщицей или звездой показа, выезжающей к подиуму на мотоцикле.
Круэлла по манере поведения смутно напоминает Джокера – персонажа комиксов DC. Как Бэтмена, она подкарауливает Баронессу на каждом шагу и устраивает яркое (и всегда нарушающее закон!) шоу, чтобы разозлить её и привлечь к себе внимание. Именно проделки Круэллы – лучшая часть фильма, снятая калейдоскопом очень эстетичных и изобретательных сцен, напоминающих музыкальный клип. Там появляются самые запоминающиеся картинки из трейлеров, например, грим с надписью The Future на лице Круэллы. А одна из последних её акций превращается в панк-рок-выступление, с неоном и безумными нарядами под песню I Wanna Be Your Dog в исполнении актёра Джона Макри.
В абсурдные и слабые моменты картину спасает взаимодействие двух главных актрис: только за их остроумной перепалкой на Гала можно наблюдать вечно. Стоун мужественно произносит все свои пафосные, неуклюжие и длинные реплики (хотя на середине предложения ей порой не хватает воздуха). Её перевоплощение в безумную Круэллу заставляет вспомнить самых известных социопаток из мира кино, от героини «Исчезнувшей», Эми, до Харли Куинн из «Отряда самоубийц». Стоун удачно дополняет свою роль, то там, то здесь добавляет мелкие детали в голосе и поведении, меняющие её героиню. Образ Баронессы был прямой калькой с Миранды Пристли, героини Мэрил Стрип в «Дьявол носит Прада», но Эмме Томпсон удалось создать гораздо более высокомерную, социопатичную и жестокую героиню.
Минусы: непродуманный образ злодейки и испорченный канон
Несмотря на бодрое начало фильма, отличный актёрский дуэт и уместные отсылки к популярному кино, сюжет «Круэллы» ближе к середине начинает разваливаться: повествование прыгает от ограблений к семейной драме, от динамичного экшена к затянутым разговорам. На протяжении двух часов фильм так и не показывает, откуда в Эстелле взялась жёсткость, неожиданное пренебрежение и ненависть к окружающим. Как будто авторы писали совсем другую историю, но на середине спохватились – вспомнили, что рано или поздно им нужно превратить Эстеллу в злодейку.
Само собой напрашивается сравнение с Харли Куинн (в версии Марго Робби из расширенной вселенной DC): яркий узнаваемый стиль, схожие образы безумной женщины, которая ни в чем себя не ограничивает и никому не подчиняется. Они совпадают даже в мелочах – например, каждый свой сомнительный поступок сопровождают смехом.
Но история Харли в фильмах развивается линейно, от верной напарницы Джокера в «Отряде» до полностью независимой героини в «Птицах». Изменения в её характере логичны и обоснованы событиями фильма, переживаниями героини. Круэлла одновременно и талантливая сирота, и гениальная воровка, и инновационный дизайнер, и – совершенно внезапно – социопатичная психопатка, абьюзер. Её злодейская личность рождается исключительно по желанию сценаристов, а значит зритель должен просто согласиться, что Эстеле просто суждено было стать Круэллой.
«Круэлла» плохо стыкуется с оригинальными фильмами. Скажем, в героине начисто отсутствует ненависть к животным. Эстелла выросла с двумя верными питомцами, Бадди и Винком. На протяжении всего фильма она не питала никакого отвращения даже к трём далматинцам, из-за которых погибла её мать. И тут авторы снова взваливают слишком много ответственности на якобы настоящую сущность Круэллы: постепенно сходя с ума, она должна превратиться в человека, способного убить щенков ради шубы. Но безумие кажется очень ленивым и банальным поводом для таких изменений. И даже её каноничная вражда с Анитой и Роджером – героями, которые присутствуют в фильме – из-за сцены после титров кажется бессмысленной.
Вердикт
В отрыве от оригинальной истории «Круэлла» – стильный и впечатляющий фильм о моде, алчности и борьбе со внутренними демонами. Disney дал создателям картины поэкспериментировать с неоднозначными героями и сюжетом, а также с модой 70-х, узнаваемыми саундтреками и дизайном. На выходе получилась очень запутанная, но по крайней мере весёлая и запоминающаяся мешанина из жанров, штампов и крутых костюмов – идеальная для одного похода в кино.
Но «Круэлле» катастрофически не хватает единой мысли, разумного сюжета и проработки характеров. В умелых руках даже несостыковки с мультфильмами и фильмами 90-х могли стать не проблемой, а фишкой фильма. Например, полное переосмысление истории удалось Disney с «Малефисентой»: картина оставила главную злодейку по-настоящему озлобленной на мир, дала ей мотивацию для ненависти к людям.
Круэлла не делает ничего по-настоящему злобного, её «злая личность» толком не исследуется, а зрителям предлагается ей сочувствовать. В результате не получилось ни оригинального персонажа, ни убедительной предшественницы той самой Круэллы в исполнении Гленн Клоуз. Не будь эта история связана с Disney, далматинцами и известными экранизациями – возможно, она смотрелась бы гораздо более цельной и интересной.