Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
3 июня в прокат выходит «Тихое место 2» (A Quiet Place Part II), продолжение нашумевшего хоррора о семье, которая пытается выжить в постапокалиптическом мире, где любой звук ведет к гибели. Разбираемся, удалось ли сделать сиквел таким же пугающим,  а заодно не растерять гуманизм и психологическую достоверность.
3 июня в прокат выходит «Тихое место 2» (A Quiet Place Part II), продолжение нашумевшего хоррора о семье, которая пытается выжить в постапокалиптическом мире, где любой звук ведет к гибели. Разбираемся, удалось ли сделать сиквел таким же пугающим, а заодно не растерять гуманизм и психологическую достоверность.

Сюжет

Рецензия на «Тихое место 2». Как развиваются идеи франшизы и чем она так похожа на The Last of Us

Фильм начинается с истории о том, как произошёл апокалипсис, не вошедшей в первую часть. Главные герои, семейная пара Эвелин (Эмили Блант) и Ли (Джон Красински, он же режиссёр фильма), привозят детей на баскетбольную игру, и в этот момент на их маленький город нападают пришельцы. Вместе со слабослышащей дочерью Реган (Милли Симмондс) и сыном Маркусом (Ноа Джуп) родители пытаются спрятаться. В процессе они понимают, что пришельцы слепы и ориентируются только на звуки.

После пролога действие продолжается с того, на чем остановилось первое «Тихое место»: Ли пожертвовал собой ради спасения семьи, поэтому Эвелин осталась одна – с Реган, Маркусом и ребёнком, родившимся в финале прошлого фильма. Семье приходится искать новое жилище, так как монстры разрушили их дом в долине. Выбравшись оттуда, герои неожиданно сталкиваются с Эмметом (Киллиан Мёрфи), их соседом и другом со времен до апокалипсиса. Эммет уже несколько недель прячется один – вся его семья погибла. В бункере Эммета Реган с помощью своего радио ловит сигнал с некой вышки. Она решает найти эту радиовышку, чтобы с нее транслировать громкий звук и этим спасти человечество от монстров. Но до вышки ещё нужно как-то добраться, так семья разделяется: Эммет и Реган выходят из бункера Эммета, и им придётся выживать в дороге, на незнакомой территории.

Основные отличия от первой части

Первое «Тихое место» цепляло не только общей идеей о том, что тишина — ваш друг. Монстры, ориентирующиеся на звук, в массовой культуре мелькали и раньше. Незадолго до «Тихого места» появились зомби-«щелкуны» в игре The Last of Us, а после – летающие твари в фильме «Тишина» 2019 года. Разница в том, что фильм Джона Красински показывал не просто побег от угрозы, а попытки жить нормальной жизнью в условиях апокалипсиса. Главные герои не только отражали нападения чудовищ. Они содержали семью, завели ещё одного ребёнка, не забывали о развлечениях. Тишина стала не просто инструментом для внушения страха зрителям – она символизировала адаптацию человека к непривычным условиям. В сиквеле режиссёр от этой концепции отказывается: теперь Эвелин в бегах, ей не до попыток сохранить быт.

Но отдельные приёмы из первого фильма сиквел использует. Здесь по-прежнему много замкнутых пространств, в которых приходится прятаться и защищаться (бункер Эммета, обычный железнодорожный вагон, радийная вышка). Всегда находятся новые факторы и проблемы, которые делают выживание сложнее – от новорожденного (и шумного) ребёнка до путешествия через чужие, ещё не разведанные территории. Сценаристы продолжают испытывать зрителя на прочность: в одной из ранних сцен им удалось превзойти момент из первого фильма, когда Эвелин наступила на гвоздь.

Наблюдать за игрой в прятки с монстрами в полной тишине по-прежнему увлекательно. Реган – единственный неслышащий персонаж – в этом фильме путешествует самостоятельно, поэтому Красински чаще использует её глухоту для создания страшных ситуаций. Из-за того, что герои разделились, в фильме много отличных моментов, где они параллельно бегут или отбиваются от монстров, переступают через свои страхи, принимают важные решения – и визуальная часть сцен повторяет и дополняет друг друга.

Поменялась и мотивация героев. Весь первый фильм Ли и Эвелин заботились только о жизни своих детей. Внешнего мира, как и других выживших, для них практически не существовало. Но после смерти Ли семье нужна помощь, и им приходится знакомиться с людьми, которые живут вне долины. Это даёт толчок не только сюжету, но и развитию Реган как персонажа, которая начинает думать о благополучии других, и хочет быть бесстрашной, как её отец.

Плюсы сиквела: обыгрывание штампов и сильный новый герой

Рецензия на «Тихое место 2». Как развиваются идеи франшизы и чем она так похожа на The Last of Us

Идея борьбы со слепыми монстрами была исчерпывающе раскрыта в первом фильме. Чтобы развить историю дальше, сценаристам Скотту Беку и Брайану Вудсу пришлось заимствовать штампы из других произведений о постапокалипсисе. Особенно заметны отголоски «Ходячих мертвецов»: и в сюжетных поворотах, и в декорациях. Как и в популярном зомби-сериале, опасность теперь представляют не только зомби или монстры, но и другие люди — правда, появляясь в кадре, они не толкают долгие и пафосные речи. В мире, где залог выживания — тишина, вообще не разговаривают, что в сравнении с постоянными выяснениями отношений в «Ходячих» становится огромным плюсом для «Тихого места 2».

И одними «Ходячими» авторы не ограничились. Скажем, линия Эммета напоминает о Джоэле из первой и второй частей видеоигры The Last of Us. У обоих героев жёсткий характер, им пришлось пережить гибель ребёнка, и изначально они отказываются жертвовать своими комфортом и безопасностью. Но именно Эммет в итоге сопровождает Реган, которая пытается дать человечеству шанс на новую жизнь. Их линия в фильме выглядит как репетиция грядущего сериала от HBO по мотивам игры – из Мёрфи получается отличный Джоел, а Реган такая же упрямая и сообразительная, как Элли из первой части The Last of Us.

Эммет удачно заменил Ли, персонажа Красински из первой части, и вывел историю на новый уровень. Она теперь не о семье, и даже не о привязанности друг к другу. Эммет отрицает старые связи и поначалу отказывается помочь друзьям. Но в итоге он делает это не из благородства или человеколюбия. Если бы героя не убили монстры, то он, вероятно, просто погиб бы от одиночества, чувства вины и тоски. Только появление Эвелин с детьми даёт ему шанс сдвинуться с мёртвой точки. Мотивация Эммета эгоистична, его привлекает возможность избавиться от вины и исправить ошибки прошлого.

С актёром создатели угадали: Мёрфи — сам по себе мета-отсылка (ведь мы уже видели, как он сражался с зомби в «28 дней спустя»). При этом он отлично справился с редкой положительной ролью — за последние годы мы привыкли видеть его в образе негодяев или антигероев вроде Пугала в «Бэтменах» или Томми Шелби в «Острых козырьках». Он настолько обаятелен и естественен в роли местного Джоела, что это заставляет задуматься, а не зря ли HBO остановило выбор на Педро Паскале при кастинге в сериал по The Last of Us.

Минусы: непродуманность мира и логические дыры

Рецензия на «Тихое место 2». Как развиваются идеи франшизы и чем она так похожа на The Last of Us

Первый фильм оставил много вопросов к поведению слепых монстров. Подробнее об этом читайте в рецензии на первое «Тихое место». Джон Красински описывал пришельцев как «идеальные орудия эволюции», но при этом монстры не слышали части звуков, легко отвлекались или сбивались с пути. Проблема сохранилась и в сиквеле. Чудовища то хитро и бесшумно подкрадываются сзади к Эвелин в бункере, то бездумно бегут к жертве напрямик, круша всё на своем пути, падают в воду и упорно лезут на пули. В итоге нет ощущения логичного враждебного мира, мы до сих пор не понимаем правил, которым нужно следовать, чтобы выжить и победить монстров.

«Тихое место 2» больше рассказывает о том, что делали другие люди после появления пришельцев. И новые сведения о мире тоже не складываются в логичную картинку. Например, ближе к концу фильма упоминаются военные, и возникает вопрос: как профессионалы могли не догадаться о главной слабости монстров? Почему никому больше не пришло в голову воздействовать на них ультразвуком? Насколько реалистично, что при помощи властей, при наличии бункеров и других звукоизолированных укрытий, в мире выжило так мало людей?

На все эти условности помогает закрыть глаза то, что в «Тихом месте 2» нет откровенно глупых сюжетных ходов или сцен, в которых герои вели бы себя раздражающе нереалистично. Но у авторов был шанс дополнить лор, исправить недочёты с матчастью из первого фильма и подробнее показать, как устроен местный постапокалипсис. Вместо этого вопросов к монстрам и методологии завоевания Земли инопланетянами стало только больше.

Итог

Как и первое «Тихое место», сиквел получился действительно пугающим. Тут есть и динамичные экшен-сцены, в которых герои убегают от тварей, и выматывающие нервы замедленные эпизоды, в которых не происходит ничего, кроме ожидания новой опасности. Красински как режиссёр старается делать свои хорроры максимально простыми, но эффектным. Его мастерство заметно уже в прологе фильма, снятом в лучших традициях Майкла Бэя: Эвелин пытается задним ходом уехать от несущегося навстречу автобуса на семейном автомобиле, тогда как Ли с дочерью бегут от монстров пешком посреди полного хаоса.

При этом авторы «Тихого места» не предлагают ничего принципиально нового. Они используют персонажей, декорации, сцены, манеру съёмки и даже дизайн монстров, которые легко найти в играх и кино. Но делают это грамотно: логично встраивают отсылки к другим произведениям в свою историю и не забывают о развитии героев, не давая им превратиться в ходячие штампы. Единственное, чего не хватает сиквелу – это ответа на животрепещущие вопросы из первой части. Но его яркие персонажи и простые, понятные человеческие страхи подкупают достаточно, чтобы простить «Тихому месту» логические несостыковки.