12 января 2021Сериалы
Обновлено 30.11.2021

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир

31 декабря 2020 вышла 2 половина 2 сезона «Леденящих душу приключений Сабрины» (Chilling Adventures of Sabrina) — или, проще говоря, финал отмененного в прошлом году сериала. Ниже мы не только анализируем концовку, но и оглядываемся на это неординарное шоу в целом.
31 декабря 2020 вышла 2 половина 2 сезона «Леденящих душу приключений Сабрины» (Chilling Adventures of Sabrina) — или, проще говоря, финал отмененного в прошлом году сериала. Ниже мы не только анализируем концовку, но и оглядываемся на это неординарное шоу в целом.

Всегда сложно рассказывать о перезапусках в отрыве от оригиналов, но «Леденящие душу приключения Сабрины» (Chilling Adventures of Sabrina) как раз открещивается от комедии с первых кадров. В отличие от популярной в девяностых «Сабрины — маленькой ведьмы» новый проект выполнен в жанре драмы с элементами поп-хоррора. В этот раз сериал стал темнее, красивее, но злее, а акцент смещен на хороший общий контекст, образ, но не конкретную демонстрацию интересной истории.

Которая, кстати, знакома: Сабрина Спеллман, полуведьма, живет у Зельды и Хильды, которые приходятся тетями главной героине и выступают сильными чистокровными волшебницами. У семьи есть свой бизнес — «Погребальный дом Спеллманов», где они предоставляют ритуальные и похоронные услуги.

В свой шестнадцатый день рождения Сабрина должна стать полноценной ведьмой и вписать свое имя в Книгу Зверя, буквально отдав себя Темному Лорду. Здесь назревает первый и основной конфликт сериала — девушка не может принять конкретное решение о собственном будущем. Отказаться от близких и смертных друзей она не способна, как и попросту отдаться во власть Темному Лорду. А еще все события происходят во вселенной «Ривердейла», но тем, кто его не смотрел, это не будет помехой.

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир - фото 1

Актерский состав подобран хорошо: главная роль ушла молодой актрисе Кирнан Шипке, которая отлично справилась, чем привлекла к своей карьере большое внимание. Также в сериале поучаствовали Миранда Отто (Эован в трилогии «Властелина колец») и Люси Дэвис (Доун Тинзли в британском «Офисе»).

Все основные персонажи прописаны подробно и запоминаются. Даже есть Салем, который, правда, теперь не говорит, а мяукает. Но юмор никуда не ушел, он встроен адекватно и ситуативно — шутки почти полностью исходят от кузена Сабрины, Эмброуза.

Персонажи адского и смертного мира отличаются градусом пафоса и костюмами. Первые демонстрируют надменность от случая к случаю, но этого недостаточно для демонстрации различий мышления, присущих существам двух разных миров. Лучше всех показан Фауст — у него есть планомерное развитие и конечная точка, которой пусть и банально выступило сумасшествие. Однако именно в нем представлены отличия в образе мысли смертных и темного мира.

Впрочем, отдельные мотивации героев сделаны неплохо, но также не выделяются: классические сюжеты с любовью, местью, ревностью лишь иногда разбавляются необычным поклонением или сумасшедшим оккультизмом.

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир - фото 2

Сюжет не мог обойти классические темы современного общества и множество стандартных аллюзий. Но, к примеру, тема феминизма встроена органично: подруга Сабрины находится под прессингом задир-спортсменов, и девушки вынуждены защищаться. Но это лишь один момент.

Во втором сезоне начинает встраиваться ЛГБТ-повестка слишком «жирно», как писал Дмитрий Кинский в рецензии. К сожалению дальше это только усугубляется. С другой стороны, встраивая в сериал такие современные посылы, создатели избегают влияния интернета, соцсетей и прочего — это практически не обыграно.

Диалоги просты, предсказуемы и сделаны слишком банально. Но постепенно акцент с разговоров смещается на подачу сюжета через события, переплетение современной повестки с ритуальной культурой и визуальную составляющую. О последнем пункте хочется сказать отдельно — картинка поставлена шикарно. Декорации, костюмы, представленные ритуальные предметы прекрасно показаны. Причем каждому из них есть какое-то обоснование, которое, впрочем, слегка нарушается лишь к последнему сезону.

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир - фото 3

В последнем сезоне вообще происходит какой-то итоговый кавардак: логика персонажей дает сбой, а диалоги продолжают сочить глупостью. В этот раз элементы «повесточки» встраиваются очень криво: в самой первой серии 4 сезона введение уроков о половом воспитании следует сразу за обсуждением смерти бездомного. До этого все персонажи проявляли сострадание и могли грустить из-за даже отдаленных событий, но сейчас это пропало и все в ту же секунду начинают кивать на идею подобных занятий.

Сама героиня будто сходит с ума: идеи становятся безумнее, а ответственность уходит совсем. Персонаж становится целеустремленнее и увереннее в собственном выборе, но никак не показывает итоговое раскрытие сил героини.

По сюжету Сабрина создала временной парадокс, появилось две Сабрины. Одна стала королевой ада, а другая (оригинальная) ведет обычную жизнь, учась в Академии незримых искусств и школе смертных. У нашей Сабрины возникает идея повидаться с Сабриной, которая руководит адом. Эмброуз объясняет ей, что это делать нельзя, но героине все равно. «Может быть все обойдется», — говорит тогда полуведьма. Такой подход просто захватил финальный сезон сериала. Как можно переживать за героиню, которая ведет себя настолько безответственно?

Из сильных сторон хотелось бы отметить работу с образами: финальный враг предстает не как что-то конкретное, но как абстрактное, а сам финал тоже носит двоякий смысл, стараясь ответить на фундаментальные вопросы. Но эта же работа буквально пресекается пошлостью завязок сезона. Чего стоят Таинственные ужасы — бессердечные всадники, преграждающие путь к финальному боссу! Да, у них в буквальном смысле у всех вырвано сердце.

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир - фото 4

Сериал получился детский, наивный и ни на что не претендующий — и поэтому, скорее, удачный. Он красивый, персонажи запоминаются, сверхъестественная тематика решена лучше, чем в большинстве сериалов с подобным сеттингом (за исключением разве что культовой «Баффи»).

Но, в отличие от той же «Баффи», умные культурные отсылки в «Сабрине» играют чисто декоративную роль. Помещая зрителя в красивую разноцветную комнату, шоу теряет содержательный и прикладной аспект. Серия, содержание которой полностью посвящено феномену мазохизма и непринятию главной героиней подобных устоев, включает в себя отличное музыкальное сопровождение.

Во время одного из итоговых обрядов можно услышать композицию Venus In Furs группы The Velvet Underground. Название песни («Венера в мехах») отсылает зрителя к одноименной повести Леопольда фон Захера-Мазоха. С нее и появился термин «мазохизм». Но какой смысл в этой ссылке, если она вставлена достаточно сумбурно, слишком бросается в уши (подобную музыку в сериале ранее не использовали) и не имеет никакой сюжетной привязки? Вставили и вставили: специально для тех, кто знаком с творчеством VU.

Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир - фото 5

Акцент в этом смысле смещается на само звучание композиции, сопровождающееся в сцене медленными и красивыми кадрами, что превращает сериал в клип. Содержание отходит второй план, а персонажи никак не реагируют на происходящее. Такая оторванность картинки от действия приводит к ощущению расслоения между формой и содержанием.

Цитируются «Чужой», «Зловещие мертвецы», книги Оскара Уайлда и, конечно, Лавкрафт. Но все имеет просто декоративную роль, как и сам сверхъестественный сеттинг в сериале. Это снижает всю ценность приемов.

В итоге зритель имеет отличный визуал, стандартную сверхъестественную историю, красиво расставленные приемы-декорации, но никаких новшеств и достаточно пустой финал. Переживать приходится редко — мешает предсказуемость. Как триллер все работает лишь иногда, а ради ностальгии по «маленькой ведьме» смотреть сериал едва ли получится: ничего от знакомого проекта в нем не осталось. И даже Салем не говорит.

Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Карл Гёльцман
Карл Гёльцман