Рецензия на 3 серию «Локи». Что мы знаем о втором трикстере, и как выжить на умирающей луне
Сюжет
В конце второго эпизода Локи знакомится с Локи-2, одним из преступников, которых Управление временными изменениями называет «Вариантами». Им оказывается Сильви (Софи ди Мартино) – женская версия Локи, которая хочет добраться до Хранителей Времени. Локи проходит в портал, который открывает Сильви, и мешает ей ворваться в TVA и осуществить свой план. В результате борьбы два трикстера случайно попадают на Ламенту-1 – это обитаемая луна, на которую через 12 часов упадут обломки разрушающейся поблизости планеты.
Покинуть Ламенту-1 тем же путём, которым они пришли, не выйдет: специальный пульт для вызова Временной двери разрядился. К тому же, Локи обманом забирает пульт у Сильви. Двум трикстерам придётся сотрудничать, чтобы найти достаточно сильный источник энергии, перезарядить устройство и спастись от апокалипсиса.
Эпизод даёт мало информации о новой героине. Сильви настойчиво просит не называть её «Локи», но не объясняет, почему. Локи узнаёт, что вариации приходилось «скрываться от этого фашистского Агентства всю жизнь», у неё тоже были приёмные родители, она самостоятельно училась магии. Способности Сильви отличаются от способностей Локи: героиня не может перемещаться в пространстве, создавать предметы или копии самой себя. Зато она умеет зачаровывать людей, внушая им информацию или приказы (что снова отсылает зрителя к Чаровнице из комиксов).
Уроки от «Леди Локи»
Сценарий к третьему эпизоду написала Биша К. Али – шоураннер следующего сериала Disney+, «Мисс Марвел». Поэтому сама серия – шанс познакомиться с неплохим стилем повествования, который мы потенциально увидим в «Мисс Марвел». Локи и Сильви идут из точки А в точку Б, сбиваются с пути, ищут альтернативные методы достижения цели. Всё это время они ругаются, подтрунивают друг над другом, но не упускают случая познакомиться ближе.
К третьему эпизоду в «Локи» (Loki) вырисовывается чёткая формула: главного героя раскрывают через встречи с другими персонажами. Взаимодействие Сильви и Локи – главная движущая сила «Ламенты», как его общение с Мобиусом М. Мобиусом в прошлых сериях. Мобиус заставил Локи задуматься о своей мотивации, Сильви – о любви к приёмной матери Фригге и любви в целом. В диалоге с новой героиней он раскрывается настолько, что открыто признает свою бисексуальность – это, к слову, киновселенной Marvel в новинку (если говорить о первостепенных персонажах).
«Наш» Локи встречает более одинокую, более жёсткую версию себя, и это заставляет его порефлексировать. Пока сложно сказать, к каким выводам такие встречи приведут главного героя (и приведут ли вообще).
Обидные недочёты сериала
Третья серия выгодно отличается на фоне первой и второй – её действие происходит на разрушающейся луне. Кажется, что на хорошую компьютерную графику ушла большая часть бюджета сериала, на Ламенте-1 хватает и живописных пейзажей, и видов опустевшего города в стиле киберпанка. Но при впечатляющей картинке сериалу по-прежнему очень не хватает сильного экшена. Локи и Сильви уворачиваются от падающих на Ламенту-1 астероидов, сражаются с охранниками последнего поезда, пытаются добежать до улетающего ковчега через толпы протестующего населения – и постановка во всех этих сценах оставляет желать лучшего.
Силы героев тоже не сбалансированы: Локи то подчистую проигрывает в драках с Сильви во второй серии, то спокойно противостоит ей в третьей. Периодически Локи забывает о своей магии, но в «Ламенте» использует её по поводу и без. Масштабная сцена в конце серии, когда трикстеры пробираются к ковчегу, тоже вышла скомканной и скучной.
Авторы сами напрашиваются на сравнение с другими сериалами, из которых заимствуют и идеи, и визуал. И на их фоне шоу Marvel проигрывает. Например, сам поезд из будущего напоминает похожие эпизоды в британском «Докторе Кто»; и сняты, и написаны они были лучше, чем серия высокобюджетного «Локи». Идея с составом, в котором богатые жители планеты спасаются от апокалипсиса, а бедные умирают в нищете – явная калька с фильма Пон Джун-хо «Сквозь снег» и его сериальной адаптации. В них классовая борьба развернулась в самых экстремальных условиях, а авторы всерьёз размышляли о социальном неравенстве.
В «Локи» тема упоминается мельком – герои одной-двумя фразами реагируют на окружающих их людей, обречённых на верную гибель. Почему трикстеров, постоянно творящих зло, должна волновать судьба случайных людей с другой планеты? Здесь сценаристы могли бы провести параллель с гибелью Асгарда и поставить Локи перед моральным выбором, но они этого не сделали.
Стоит ли смотреть дальше?
Авторы «Локи» не пытаются (или не могут) поставить свой сериал в один ряд с лучшими научно-фантастическими шоу. Они с разной степенью успеха заимствуют популярные sci-fi сюжеты, выбирают неплохое место и время действия, но используют их на уровне слабых проектов Netflix (вроде провальной «Другой жизни»). Для настоящих поклонников жанра в «Локи» нет интересных находок, необычного прочтения знакомых идей или хотя бы добротных экшен-сцен.
Зато сериал продолжает отлично развивать главного героя, становится смешнее с каждым эпизодом и даёт развернуться харизматичным актёрам – Тому Хиддлстону, Оуэну Уилсону и Софи Ди Мартино. По слухам, в шоу дальше появятся и другие версии трикстера: например, Ричарда Э. Гранта пророчат на роль старого Локи. Судя по сценам с Сильвией, взаимодействие «нашего» Локи с каждым из них будет главным достоинством шоу.