Рецензия на 1 сезон «Нерегулярных частей». Из Шерлока Холмса сделали героя «Очень странных дел»
Сюжет и герои
В центре сюжета «Нерегулярных частей» группа подростков пятнадцати-семнадцати лет из Лондона конца 19 века. Онии уже побывали в работном доме, где детей заставляют жить в нищенских условиях и трудиться наравне со взрослыми, а оказавшись на воле, – побираются и выполняют случайную работу за гроши.
Негласный лидер группы – бойкая Беатрис, она же Би (Таддеа Грэм), к которой с предложением о сотрудничестве приходит доктор Джон Ватсон. Его играет Ройс Пирресон – исполнитель Истредда из «Ведьмака».
- Хаб по сериалу «Ведьмак» от Netflix — обзор, мнения, тесты, отсылки к книгам и играм и многое другое
Ватсон просит подростков расследовать сверхъестественные преступления в Лондоне, пока знаменитый сыщик по неизвестной причине отошел от дел. Поэтому он нанимает Би и ее команду: друзей Билли (Джоджо Макари) и Спайка (Маккелл Дэвид), болезненную младшую сестру Джессику (Дарси Шоу). Позже к этой компании присоединяется Леопольд (Харрисон Остерфилд) – быстро соображающий, но слабый из-за гемофилии молодой человек из высшего сословия.
Беатрис соглашается работать на Ватсона и Шерлока Холмса, который практически всегда остается за кадром. Во многом она делает это именно ради заботы о сестре, которую часто мучают кошмары вплоть до галлюцинаций — друзья настаивают, что ей нужен врач. Большинство преступлений тоже похожи на чьи-то больные фантазии. Это не простые исчезновения, кражи или убийства. За каждым делом скрываются таинственный культ, мистические силы и извращенные эксперименты.
Чем дольше подростки работают с Ватсоном, тем больше они понимают, что все дела связаны с одним сверхъестественным происшествием в городе. Джессика в это время все чаще погружается в кошмары и обнаруживает у себя дар, который помогает раскрывать дела и искать источник всех бед в Лондоне.
Жанровые проблемы
Получилось ли у Netflix снова создать такой же обаятельный и запоминающийся ансамбль персонажей, как в «Очень странных делах»? Не совсем. В «Делах» каст был куда более разносторонним и интересным. Большинство экранного времени «Нерегулярных частей» занимают Беатрис и Джесси, так как с ними связана основная сюжетная линия. Но ставка в таких сериалах делается во многом на ярких персонажей. И если зритель не подружится с основными героями, есть риск, что посыпется и все остальное.
Как это часто бывает, шоу с подростками в главных ролях обращает внимание на многие серьезные темы: классовая борьба, бедность, принятие себя, переживание горя. Но подача в сериале очень детская и «мыльная», с долгими выяснениями отношений, глупым поведением и зачастую не очень убедительной игрой молодых актеров.
На фоне мистических или фантастических событий разворачиваются типичные подростковые страсти — даже когда фон гораздо интереснее избитой темы взросления.
По-настоящему интересно наблюдать за делами и мотивацией всех антагонистов. Герои быстро понимают, что за любым преступлением стоит не абстрактное зло, а жители Лондона. Это люди, которых что-то сводит с ума: потеря, любовь, обида, а иногда жажда власти. Сверхъестественные силы просто высвечивают в них все самое плохое, низкое и больное.
Сериал вдохновлен самыми популярными историями викторианской Англии: монстр Франкенштейна, культ с красивым названием и очень туманной идеологией, приманивающие мужчин серены, спиритические сеансы и даже типичная murder mystery, когда нужно вычислить убийцу среди гостей большого особняка. И исполнено это действительно интересно. К детективной составляющей и мистическим преступлениям вопросов нет, особенно когда герои быстро и ловко находят разгадку. Но ближе к финалу сериала персонажи будто начинают глупеть и допускают банальные ошибки, которых избегали в первых сериях.
Холмс и Ватсон
По трейлерам «Нерегулярных частей» создавалось впечатление, что имя Шерлока Холмса в шоу будут только упоминать, но он все-таки появляется в кадре и присоединяется к своей команде беспризорников. Несмотря на то, что из первоисточника и других адаптаций известно о его наркотической зависимости, в сериале он выглядит как опустившаяся личность, ведет себя совсем не по-джентельменски и даже не может сыграть пару аккордов на скрипке. Настолько… физиологическую сцену знакомства с героем ожидаешь увидеть в фильме «На игле», а не в сериале про первого в мире частного сыщика-консультанта.
Именно появление Шерлока может расколоть аудиторию на довольных и недовольных. Зрители до сих пор очень бурно реагируют на любого нового исполнителя роли — от отдельных серий «Доктора Кто» до целой «Энолы Холмс». Хотя великий сыщик давно стал неким архетипом, а не конкретным образом, литературной величиной, которую могут сыграть хоть заводной американец Роберт Дауни-младший, хоть молодой социопатичный Бенедикт Камбербэтч.
Западные критики называют «Нерегулярные части» эксплуатацией образа Шерлока Холмса. И отчасти это так. Самый известный в мире сыщик привлекает к сериалу намного больше внимания, чем это сделал бы любой другой персонаж. Но претензии нужно выдвигать не к самому факту использования образа, а к тому, как это сделали, ко внутренней логике и качеству произведения.
В «Нерегулярных» персонажей Артура Конан Дойла вписывали не ради маркетинговой галочки: их органично встроили в хорошо продуманную историю. Отдельные ляпы и даже откровенно раздражающие моменты есть. Но их количество не идет ни в какое сравнение с «Шерлоком в России».
Вердикт
Как самостоятельный сериал «Нерегулярные части» — увлекательное шоу о расследовании сверхъестественных преступлений и викторианском Лондоне. Холмс и Ватсон здесь нужны не только для привлечения внимания зрителей. Они важны для развития сюжета не меньше, чем сами Нерегулярные.
Ближе к финалу сильнее ощущаются отголоски «Очень странных дел». Сериал скатывается в обсуждения долга, личных переживаний, разницы между родной и приобретенной семьей. Когда проседает один жанр, детективный, пустоту пытаются заполнить другим – подростковой драмой.
Большая часть первого сезона получилась интересной из-за Холмса, Ватсона и необычного викторианского сеттинга. Еще до релиза сериал продлили на второй. Для Netflix это типичная проблема: в производство запускаются дополнительные сезоны контента, который едва-едва «вытянул» 8 серий.