Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Одно из самых популярных шоу Netflix сейчас — вышедшее в начале января «Люпен: В тени Арсена» (Lupin: Dans lʼombre dʼArsène). Это переосмысление популярных в прошлом веке трэш-произведений детективщика Мориса Леблана в современном духе с центральной звездой новейшего французского кино Омаром Си в главной роли. Ниже я объясню, почему первый сезон из 5 серий, несмотря на массу недостатков, — все-таки более качественный сериал, чем британская перезагрузка Шерлока Холмса.
Одно из самых популярных шоу Netflix сейчас — вышедшее в начале января «Люпен: В тени Арсена» (Lupin: Dans lʼombre dʼArsène). Это переосмысление популярных в прошлом веке трэш-произведений детективщика Мориса Леблана в современном духе с центральной звездой новейшего французского кино Омаром Си в главной роли. Ниже я объясню, почему первый сезон из 5 серий, несмотря на массу недостатков, — все-таки более качественный сериал, чем британская перезагрузка Шерлока Холмса.

Прежде всего: дело не в том, что «Люпен» (Lupin) — такой уж хороший сериал, а в том, что «Шерлок» — очень плохой. Если вас интересуют технические детали, то я подробно разбирал все, что было достойного в забракованном пилоте шоу с Бенедиктом Камбербэтчем, о главных недостатках его позднейших выпусков мы тоже много писали.

«Люпен» явно делался по образцу сериала Марка Гэтисса и Стивена Моффата. Из Леблана берутся самые общие сюжеты (что только к лучшему), уделяется повышенное внимание современным технологиям и тому, как они меняют (или не меняют) классические моменты из бульварных детективов о джентльмене-грабителе. В главной роли — сверхновая харизматичная звезда, на которую можно было бы с удовольствием смотреть, если бы она все 5 серий просто зачитывала вслух книги Леблана… чем Си в какой-то степени и занимается.

Омар Си из «1+1» и «Шоколада» — превосходный актер, который играет не столько леблановского героя, сколько Великого Комбинатора в ильфо-петровском смысле. Тут и спокойный, уверенный взгляд, и наглый разворот плеч, и отсидка в местном ДОПРе по пустяковому делу… От классического Арсена Люпена ему достались лишь умения хорошо драться и быстро менять внешность, что помогает перемещаться между слоями французского общества.

Рецензия на «Люпена» Netflix. Лучше «Шерлока» с Камбербэтчем - фото 1

Которое менее классовое, чем британское, но, наверное, более расистское. Так что в первых сериях делается большой акцент не столько на социальном положении нового Люпена, сколько на его цвете кожи. На это завязана вся арка с флэшбэками в 1995 год и мотивацией героя, Люпен использует свое сенегальское происхождение, чтобы дальше продвинуться в своих планах, да и невидимость героя для большинства белых персонажей объясняется отнюдь не его умением маскироваться.

Самый остроумный ход сериала в том, что его создатели признают существование книг Леблана, их завлекательные обложки и названия — огромная часть визуального ряда шоу. Более того, главный герой (и не только он) читал эти романы и вдохновляется их сюжетами при организации преступлений. Личность джентльмена-грабителя тут выступает в роли маски Ви из V for Vendetta — строго говоря, в дальнейших сезонах ее может примерить на себя любой актер (или актриса) помимо Омара Си.

Пять серий сезона рассказывают пять очень разных историй. Это классическое heist movie о похищении колье Марии-Антуанетты из Лувра, байка о проникновении в тюрьму в духе Prison Break, сюжет о похищении человека, новелла о домогательствах в адрес окопавшегося в неприступной крепости миллионера и анекдот про киллера в поезде. Такое четкое разделение и разноплановость — большой плюс «Люпена» по сравнению с тем же «Шерлоком», где большинство сюжетов было настолько же невнятными, сколько и однообразными.

Рецензия на «Люпена» Netflix. Лучше «Шерлока» с Камбербэтчем - фото 2

Другое дело, что сценарии всех пяти серий просто вызывающе наивные. Сценаристы сериала с какой-то детской непосредственностью ожидают, что мы будем восхищаться их очевидными с самого начала эпизода твистами — так, словно бы они изобрели их прямо сейчас, на наших глазах. На самом деле все эти ходы устарели еще в год выхода первой книжки о Люпене (1907), а уж 114 лет спустя вызывают у любителя жанра не столько восхищение, сколько желание закрыть рукой лицо и начать смотреть другой сериал.

Но большинство ключевых сюжетных моментов, несмотря на это, работают — да, они предсказуемые, читающиеся, но их вытягивает актерская работа Си, который будто вместе с нами удивляется, что ему удалось невредимым выйти еще из одной невозможной ситуации. А также высокий уровень постановки.

«Люпен» — cамый впечатляющий визуально французский сериал, что я видел. Здесь огромное внимание уделяется точным бытовым деталям жизни современного Парижа, от закрытого на ночь Лувра до очень комфортной тюремной камеры, в которую попадает Люпен. Драки и погони (перестрелок в сериале нет) сняты на фоне парижских крыш и парков, а кульминация сезона на съезде любителей Арсена Люпена в Гавре — так и вовсе местная версия знаменитой концовки «V значит Вендетта».

Использование высоких технологий вызвало к жизни беспрецедентные для жанра сцены: в одной Люпену нужно успеть сфотографировать документы, пока их не унесло со стола ветром от пропеллеров дрона, с помощью которого он их фотографирует. Хореография драк тоже нестандартная, с ударами открытой ладонью и пинками из национального боевого искусства «сават» — и надо ли говорить, что звезда «Шоколада» с боевыми моментами отлично справляется.

Не все в сериале работает на должном уровне. Джентльменская часть эксплуатируется только в первой серии, где мы можем полюбоваться на Си в смокинге, остальные — истории чисто о грабителе. Очень умные действия героя перемежаются с очень глупыми: скажем, единственный способ попасть в тюремный лазарет, до которого додумывается наш гений-остолоп — это получить десяток ударов заточкой. Наконец, завершается сезон возмутительным по пошлости и предсказуемости клиффхэнгером — в этом плане французское телевидение ничем не отличается от британского.

Рецензия на «Люпена» Netflix. Лучше «Шерлока» с Камбербэтчем - фото 3

Но, несмотря на все эти недостатки, перед нами очень цельное и четкое высказывание, которое работает само по себе, без учета задела на будущее (хотя вторую часть «Люпена» нам анонсируют уже в заключительных титрах первой). Это истории о харизматичном герое с четкой мотивацией, который в каждом эпизоде напролом идет к цели, не отвлекаясь на постмодернизм и отсылки.

Здесь (пока) нет нелепых мелодраматичных злодеев (в оригинальных книжках немезидой Люпена стал Шерлок Холмс). Экшен поставлен куда лучше, чем в «Шерлоке», натура не менее интересная, а уровень картинки и замечательной музыки как минимум не уступают британскому шоу. Наконец, сценарии эпизодов, при всей наивности, не пытаются пожрать сюжеты десятка романов Леблана одновременно и не претендуют ни на что, кроме часового развлечения зрителя — c cовсем небольшой дозой социалки о нелегкой сенегальской доле в современной Франции.

Читай нас