Редкий золотой дракон. Позитивная рецензия на сериал «Ведьмак»
Cериал «Ведьмак» от Netflix, что называется, не задался еще до начала. Во-первых, не по играм. Во-вторых, вроде как и не по книгам, хоть и близенько. В-третьих, Ведьмак — качок, Трисс — цыганка, дриады — из Бруклина, а также другие проблемы кастинга, которые наверняка будут и тут в комментариях. И с этим грузом надуманных проблем Netflix должен был взлететь.
- Хаб по сериалу «Ведьмак» от Netflix — обзор, мнения, тесты, отсылки к книгам и играм и многое другое
Но давайте не будем судить о супе только по овощам. В конце концов, сам Сапковский собирался делать именно так, когда Хиссрич спрашивала его том, будет ли он смотреть сериал на Netflix. Ведь кроме мелко порубленных и раскиданных по разным временным отрезкам овощей здесь есть и кое-что еще.
Казалось, что проза Сапковского сложна для экранизации. Во-первых, большое количество лора, бекграунда персонажей, взаимоотношений и внутренних размышлений в «Саге о Ведьмаке» плохо поддается киноязыку. Вот, предположим, про то, что Йен была горбуньей Геральт узнает, пристально вглядываясь в фиалковые глаза. И вся драма Йеннифэр, почему и как она использует свою красоту, поясняется вскользь.
Во-вторых, важно иметь в виду, что когда Сапковский писал свои книги, он и не планировал делать никакой цикл. Жил-был поляк, пописывал раз в несколько месяцев рассказ в журнал «Фантастыка», пока наконец его не стали достаточно узнавать. И с этого-то момента пан решает превратить краткое переосмысление классических сказочных сюжетов в эпопею на семь (уже восемь) томов.
То есть дело вот в чем: Сапковский нащупывал предел возможного своего литературного таланта рассказами, словно слепой — палкой. После чего, ощутив уверенность, двинулся вперед, к эпической саге. Netflix же досталось нечто большее, чем рассказы, два раза в год выходящие в польском журнальчике.
Какие варианты были у Лорен Хиссрич, когда она зачинала сериал про «Ведьмака»? Либо сделать один–два сезона разрозненных зарисовок, а потом огорошить зрителей сагой; либо взглянуть на наследие Сапковского совокупно, чуть подрезать тут, чуть пришить там, и, рискуя недовольством фанатов, пересказать историю заново.
Как и любой непризнанный герой, Хиссрич выбирает меньшее зло. Поэтому первый сезон «Ведьмака» от Netflix — это весьма особая смесь известных ингредиентов. Резня в Блавикене и «Край света» переехали в начало, зато рассказ «Ведьмак» — в середину. Мы смотрим на взросление и трансформацию Йеннифэр, наблюдаем за странствиями Цири, а от «Вия», «Белоснежки» и «Красавицы и чудовища» не осталось и следа. Это вообще «Ведьмак»?
- Сравниваем сериал Netflix «Ведьмак» с книгами о Геральте. Есть ли что-то общее?
- Сравниваем «Ведьмака» Netflix с играми о Геральте. Неужели больше общего, чем с книгами?
Да, это он. И это лучшая экранизация книг Сапковского, которую могла сделать американская компания с британскими актерами. И здесь важна каждая фраза.
Это лучшая экранизация книг, которые непригодны к экранизации. Саги, которая выросла из отрывочных сказочек. Лора, который прописывался задним числом. Мотивации, которая проходила во внутренних диалогах. Предыстории персонажей, которая пояснялась между строк, а то и — никогда.
Поэтому мы смотрим, как все же Йеннифэр жилось горбуньей, как училась она магии и чем пожертвовала. Поэтому нам сразу же показывают Цири и пытаются объяснить, почему она важна. Не то бы мы оказались с дитем предназначения лишь к концу второго сезона, и вряд ли бы понимали, как относится к этому Макгаффину, который теперь оттягивает на себя треть внимания.
Комментарии «Вот не читал бы я книги — вряд ли бы разобрался в прыжках во времени» выглядят смешно на фоне того, что эти-то комментарии и оставляют те, кто книги читал. Сбалансировав сюжет и раздав троице главных персонажей поровну экранного времени в первом сезоне, Хиссрич создала гораздо меньше вопросов, нежели их появилось бы к следующим сезонам сериала после «каноничной» экранизации.
Кто такие ведьмаки? Почему они пользуются зельями? Почему у Геральта белые волосы и эдакие глазищи? Это все вопросы, несомненно, важные, но ответы на них не так сложны, чтобы зритель не догадался сам. Ведьмаки — убивают чудищ. Зелья — чтобы лучше убивать чудищ. Волосы и глаза — потому что мутант, такова его инаковость.
Американцы наводят лоск. Картинка выглядит настолько богато, насколько позволяют масштабы «пилотного» сезона. Да, порой кусочки мира не вяжутся, а от внутренних помещений веет студией и театральностью, но что ж, нас разбаловала «Игра престолов» с баснословными бюджетами на каждую серию в последнем эпизоде. Сейчас же можно быть уверенным, что ко второму сезону и монстры порасплодятся, и магия будет выглядеть солиднее. С другой стороны, поездки в Европу и съемки на натуре окупились: леса, озерца и ручейки выглядят скромно и уместно как отправная точка для саги. А болото и кикимора в начале первой серии? В ноябре я ездил в Варшаву и, надо сказать, где-то под Бялыстком я бы не удивился, если, выйдя из автобуса, наткнулся бы на такое чудище.
Британцы играют характеры героев отлично — по крайней мере те черты, которые им близки. Поэтому Калантэ — властна и благородна, Тиссая де Врие — чопорна и умна. Конечно, можно долго сокрушаться, что актриса Йен наполовину индианка, но какая разница, если ей удалось воплотить презрительную красоту и холод. Посмотрите, как она свысока смотрит на мэра города, которому должна подчиняться, даже когда сидит, как она кривит губой и косит взгляд, когда ей что-то не нравится, и вы поймете, что Аня Чалотра точно знает, чего в глубине души хочет расчетливая волшебница.
У Кавилла получился свой Геральт, но и он не лишен ведьмачьих черт. Так же собран, скептичен и немногословен, делает вид, что неподвластен эмоциям, но легко может наорать на друга из-за того, что не выспался. И, конечно, Кавилл в равной мере отпугивает мужчин и притягивает женщин. Претензией может лишь быть то, что Кавилл добирает из игр то, что не взял из книг — и это не секрет, что актер, как и многие, начал знакомство со вселенной The Witcher 3. Поэтому его Геральт много кряхтит да хмыкает как Даг Кокл, озвучивший ведьмака в финале трилогии. Книжный ведьмак предпочел бы ещё раз съязвить и пофилософствовать.
Но главное попадание кастинга — это Лютик, которого, словно козырь, приберегли на потом. Джоуи Бати вертится надоедливым щенком вокруг ведьмака, пишет пошлые баллады, наставляет рога благородным мужам и непременно влипает в истории со всей своей наивностью. Прелесть, так и хочется дать ему по зубам. Но кроме того — Бати играет на лютне и поет, да так поет, что под занавес 2019 года умудрился одарить нас одной из самых прилипчивых песен.
Атмосфера густо замешана в песнях и музыке, которую пишет Соня Белоусова, родом из Санкт-Петербурга. Ей удается привнести того самого недостающего славянского, европейского колорита не в экран, так в колонки — и компенсирует с лихвой.
Свою лепту вносит и дубляж. Netflix все чаще переводит свои визитные карточки полностью, вот и The Witcher превращается в «Ведьмака» силами студии «Пифагор». Конечно, в оригинале Лютик поет чуть лучше, а у Йен чуть больше молний в голосе, но с другой стороны — «Зараза!».
В сумме выходит немало. Неоднозначный на этапе анонсов, но по большей части удачный подбор актеров, атмосферная музыка, достойная картинка, редкие, но складные боевые сцены и заявка на долгую жизнь и развитие — второй сезон уже одобрен и в работе. Наконец, правильные порции подачи мира и развития персонажей, которых не было и у самого пана.
Раз уж это только начало истории, которая распланирована на множество сезонов, то можно только надеяться, что Хиссрич и Netflix осознают, что стоят у подножия горы, а не на ее вершине. И что с каждым сезоном нужно карабкаться вверх. А там на пике может быть и редкий золотой дракон.