21 ноября 2018Игры
Обновлено 21.11.2018

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор

Когда вышла Marvelʼs Spider-Man, в рецензиях можно было встретить штамп «эта игра позволяет почувствовать себя Человеком-Пауком». Это неудивительно — многие видеоигры дают возможность побыть кем-то другим: удачливым искателем приключений в Uncharted, крутым бородатым батей в God of War, исследователем выжженных пустошей в Fallout. Сотни ролей в ожидании игрока, желающего попасть в неизведанный вымышленный мир. Однако есть категория игр, погружающих в свои миры сильнее прочих. Они зовутся «иммерсив симы».
Когда вышла Marvelʼs Spider-Man, в рецензиях можно было встретить штамп «эта игра позволяет почувствовать себя Человеком-Пауком». Это неудивительно — многие видеоигры дают возможность побыть кем-то другим: удачливым искателем приключений в Uncharted, крутым бородатым батей в God of War, исследователем выжженных пустошей в Fallout. Сотни ролей в ожидании игрока, желающего попасть в неизведанный вымышленный мир. Однако есть категория игр, погружающих в свои миры сильнее прочих. Они зовутся «иммерсив симы».
Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 1

Немного очевидного — immersive sim дословно означает «симулятор погружения». Среди главных представителей: Deus Ex, Dishonored, Prey, Thief: The Dark Project, Arx Fatalis и System Shock.

Есть и такие, которые трудно сразу назвать «иммерсив симами». Они не очень похожи на перечисленные выше, но обладают схожими элементами. Это BioShock, Alien: Isolation, «Мор. Утопия», S.T.A.L.K.E.R, Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

BioShock

BioShock

История развития направления — это отдельный материал, но если коротко, то все началось в 1992 году при создании Ultima Underworld: The Stygian Abyss — мало того, что первой RPG в 3D, так еще и игры удивительной на то время проработанности и свободы действий. Ее создала компания Blue Sky Production (будущая Looking Glass Studios), а среди продюсеров числился Уоррен Спектор.

Позже это имя станет для «иммерсив симов» нарицательным. Следом за «Ультимой» Спектор в 1994 году спродюсировал еще и первую System Shock, еще одного ярчайшего представителя жанра.

Ultima Underworld: The Stygian Abyss

Ultima Underworld: The Stygian Abyss

На Ultima и System Shock посмотрел начинающий геймдизайнер Кен Левин (в середине 2000-х создавший BioShock) и со студией Looking Glass в 1998 году выпустил стелс Thief. Год спустя Левин основал студию Irrational Games, которая помогла Looking Glass с разработкой System Shock 2.

Все эти игры заложили основные жанровые механики, которые в 2000-м году Уоррен Спектор объединил в Deus Ex. Собственно, благодаря этому дядьке и появился термин immersive sim. После Deus Ex вышло еще несколько игр, попадающих под категорию, но они лишь развили уже известные идеи.

Deus Ex

Deus Ex

Исключением можно назвать Dishonored, выпущенную Arkane Studios в 2012 году. После нее все и начали говорить о возрождении жанра. Один из ее авторов — Харви Смит, сотрудничавший со Спектором еще при разработке первой Deus Ex. Dishonored объединила в себе все важные элементы оригинальных «иммерсив симов», но сделала это органично и свежо.

Dishonored

Dishonored

Так в чем суть «иммерсив симов»? В них вам дается большая свобода действий — как в геймплейном, так и в сюжетном смысле. Таких игр на самом деле немного, и их почему-то иногда выделяют в отдельный жанр, хотя на деле «иммерсив сим» — это набор геймдизайнерских принципов, работающих в выбранном жанре. Игровая философия.

Что в таком случае определяет «иммерсив сим»?

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 6

Вид от первого лица

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 7

Игроку легче погружаться в процесс, если ему не приходится постоянно видеть своего персонажа со стороны. Вы как бы управляете сами собой. Так проще изучать локации и быстрее реагировать на происходящее.

Но иногда происходит смена «лиц». В новых частях Deus Ex вы видите Адама Дженсена не только в диалогах и катсценах, но и когда он прилипает к укрытиям и карабкается по лестницам. Это сделано, чтобы лучше контролировать ситуацию.

Кстати, интересный момент: когда разработчики Prey рассказывали про принципы создания правдоподобного мира, они упомянули правило «к черту лестницы». Почему? Во-первых, они ограничивают обзор игрока. Во-вторых, когда вы в последний раз ими пользовались? Имеются в виду строительные и технические лестницы, прикрепленные к стенам, а не лестницы вообще, конечно.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 8

Вдумчивый дизайн окружения

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 9

Вас помещают в локации, которые могли бы существовать в реальном мире. Не только визуально, но и геймплейно. В Dishonored 2 вы по сюжету попадаете в особняк Джиндоша — и этот дом по-настоящему живой. Механизмы превращают его в подобие пазла, в котором кусочки — это стены и потолки. Но это не все. У слуг есть свои комнаты, охранники расставлены в нужных местах, кто-то делится слухами о хозяине дома.

Атмосфера также создается через саунддизайн. Эхо в темницах и пещерах Arx Fatalis, завывания тифонов в Prey, городской шум в Dishonored — мир вокруг вас дышит. В категорию «иммерсив симов» хотя бы по этому критерию может попадать первая часть Dead Space. Корабль «Ишимура» настолько жутко скрежещет и завывает, что саспенс не проходит даже возле станций сохранения.

Dead Space

Dead Space

Сюжет не подается только через заставки — каждое помещение может что-то рассказать. Это называется «повествование через окружение» (environmental storytelling). В Deus Ex: Mankind Divided такого полно — вы попадаете в чужую квартиру, где отыщется компьютер с личной информацией жильца и возможно нароете на него что-то неприятное. А на месте преступления, если порыскать по углам, можно отыскать брошенный убийцей пистолет. Никто вам не говорит напрямую «ищи здесь». Вы сами делаете открытия. В одном из интервью Уоррен Спектор, создатель Deus Ex, сказал, что его мечта — создать «иммерсив сим», действие которого происходило бы только в маленьком отеле. Потому что для него важнее глубина, а не масштаб.

Иногда дизайн окружения доходит до совсем уж мелочей. В Prey, если вы начнете игру за женщину, то в ванной обнаружите опущенный стульчак.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 11

История и сторителлинг

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 12

Во многих играх есть сюжет, но в случае «иммерсив сима» он прорабатывается на другом уровне. У него есть центральная тема — стержень, на который колечками нанизаны события игры. Опасность ИИ в System Shock, обманчивая утопия в BioShock, теории заговоров и влияние аугментаций на жизнь людей в Deus Ex — все это раскрывается не только через диалоги с катсценами, но и через мир игры (записки, аудиозаписи, окружение).

Сюжет не просто проводит вас от начальной заставки до финальных титров. На этом пути вам нередко предоставляется моральный выбор. В идеале игра заставляет вас думать: «А правильно ли я поступаю?». В Dishonored есть миссия, где вас отправляют на роскошный прием устранить некую Леди Бойл. Сложность заключается в том, что вы не можете опознать ее по лицу — все гости ходят в масках, а у аристократки есть две сестры, визуально похожие на нее. Вы можете вырезать всех — это вариант, но вы также можете вычислить настоящую леди Бойл. Во втором случае вам дается возможность решить ее судьбу — лишить жизни или же отдать полубезумному тайному поклоннику, обещающему увезти женщину куда подальше. Второй вариант считается мирным способом прохождения, ведь вам не приходится пачкать клинок кровью, но в таком случае вашей цели придется остаток жизни быть пленницей извращенца. Иногда в Dishonored смерть — это меньшее зло.

Dishonored

Dishonored

Как вы уже могли понять, «иммерсив сим» дает вам отыгрывать персонажа. Прямо как в RPG, но со своими особенностями. Это происходит не только через диалоги (где-то их вообще нет), но и через поступки. В Prey вы можете убить любого NPC, и игра продолжится, что иногда приводит к новым сюжетным линиям. В этом плане она поступает очень смело — в других «иммерсив симах» вам далеко не всегда дадут убить важного персонажа, но обычно это ложится в логику игрового мира. В Prey, кстати, тоже, но это уже спойлеры.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 14

Вариативность прохождения

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 15

Речь не только о моральных дилеммах. Игроку даются возможности по-разному выполнить задачи — на это работает дизайн уровней и нелинейное развитие персонажа. Здесь стоит сделать оговорку, что «иммерсив симы» можно, грубо говоря, поделить на три вида: ориентированные на стелс, ориентированные на экшен и смесь этих двух видов.

В стелсовых «иммерсив симах» игрок обычно попадает на открытую ветвистую локацию, которую может исследовать без ограничений. Отсюда появляются возможности по прохождению миссии. Например, в первых частях Thief вам дают задание что-то украсть или куда-то проникнуть, но не объясняют как это сделать. Более того, у вас даже толковой карты нет, вместо нее — набросанный от руки рисунок. А дальше решать вам. Вы можете пройти напрямую, прячась от охраны по углам и отвлекая ее посторонними шумами, или же найти тайный проход.

Thief

Thief

В экшеновых «иммерсив симах» структура уровня обычно линейна, но это не означает отсутствие вариативности. В BioShock (духовный наследник System Shock) вы идете из точки А в точку В, и у вас преимущественно нет возможности обойти противников. Вам приходится драться. Однако как это делать — выбор за вами. У вас полно разных способностей и оружия, а окружение способствует экспериментам. Противники стоят в воде? Шарахните по ней электричеством. Рядом бродит Большой Папочка? Используйте плазмид, способный заставить его защищать вас какое-то время. К тому же ваш персонаж постоянно развивается, получая новые возможности и улучшая старые.

Интереснее всего получается с комбинированными «иммерсив симами». Они сочетают в себе открытые уровни-песочницы и развитие персонажа. В играх вроде Dishonored и Prey вы можете играть как захотите — красться по углам и вселяться в крыс/кружки или же использовать обширный прокачиваемый арсенал способностей, чтобы устроить локальный геноцид всего и вся.

В Dishonored 2 есть уровень «Пустынный квартал», где перед вами стоит задача — попасть в особняк Стилтона, который находится за огромными закрытыми воротами. Чтобы их открыть вам понадобится помощь одного из местных главарей противоборствующих группировок. К кому обращаться — решать вам. Но ворота еще можно открыть, решив сложную загадку. Если вы выберете второй вариант, то можете пропустить немаленький кусок игры.

А еще в начале игры вы можете отказаться от сверхъестественных способностей и проходить ее простым смертным без возможности блинкаться.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 17

Большой инструментарий

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 18

Самый простой пример — оружие и предметы, которые игрок находит/получает/покупает в мире игры. Например, виды боеприпасов и гранат в Deus Ex. Если у вас есть ЭМ-граната, то с ее помощью вы всегда можете вырубить надоедливого робота, а с бронебойными патронами быстрее разобраться с противником в силовой броне. Предпочитаете мирный подход — пожалуйста. Можете носить с собой винтовку, стреляющую капсулами с транквилизатором, чтобы усыплять людей издалека.

Но существуют еще инструменты для взаимодействия с окружением. В Thief вам дают стрелы с широким функционалом: водные тушат факелы, моховые создают бесшумную поверхность, а веревочные, что логично, выпускают веревку (в оригинальных частях серии последние можно было использовать где угодно, а вот в перезапуске — только в определенных местах).

Prey

Prey

В этом плане Prey сделала кое-что уникальное — дала вам в руки ГИПС-пушку, стреляющую комками липкой монтажной пены. Она не только обездвиживает врагов и дает время проверить их на прочность разводным ключом, но открывает дополнительные варианты взаимодействия с окружением. С ее помощью вы можете создавать импровизированные лестницы, чтобы залезать туда, куда просто так не попасть.

А ведь есть еще способности, которые персонаж получает и прокачивает по ходу игры. С боевыми все понятно, а вот с остальными интереснее. В Deus Ex вы можете инвестировать в хакерство и отключать камеры/турели/роботов. Или вложить очки в маскировку, чтобы ходить по уровню без риска быть увиденным. А если взять возможность поднимать тяжелые предметы, то получится поднять здоровенный ящик и поставить его возле стены, чтобы по нему залезть в вентиляцию. Примеров очень много.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 20

Продуманная система

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 21

Система в видеоиграх — это правила, по которым живет мир. Например, поведение искусственного интеллекта. В Dishonored и Thief стража следует маршруту и реагирует на странный шум, не говоря уже о посторонних людях. Но если вас обнаружили, это не означает провал миссии. Как хотите, так и выпутывайтесь. Ну или загрузите недавний сейв — тоже опция. Вообще, в «иммерсив симах» игра обычно заканчивается лишь с вашей смертью. А шанс того, что вы удачно прокрадетесь за спиной охранника зависит не от цифр в графе «скрытность», а от того, куда он смотрит и не ходите ли вы по битому стеклу.

При этом системы связаны друг с другом. Если в Dishonored вы будете меньше стелсить и больше убивать, то шкала хаоса заполнится и на улицах появятся зараженные. Это усложнит ваше агрессивное прохождение. А в Prey прокачка способностей тифонов способна повлиять на концовку.

Alien: Isolation

Alien: Isolation

Alien: Isolation не всегда причисляют к «иммерсив симам», но кое-что она делает великолепно. Игра создает ощущение, что Чужой охотится за вами. Как это работает — ксеноморф следует за вами по всей космической станции, так что вы редко чувствуете себя в безопасности. Его поведение непредсказуемо и напоминает хищника. Он учится вместе с вами. Будете часто прятаться в шкафчиках — начнет проверять их тщательнее. Решите, что огнемет спасет вас от всего — просто станет переть напролом. А самые интересные ситуации возникают, когда на одном уровне с ним появляются другие противники. Сидеть под столом и наблюдать, как спецназ пытается утыкать Чужого пульками — реальное удовольствие.

Не стоит забывать и про физику окружения. Бутылки бьются о стены и головы, бочки с горючим взрываются, утилизирующая граната перерабатывает на атомы все в радиусе взрыва, а мины прилипают к крысам. И это всегда работает — если в игре можно что-то сделать один раз, то найдется возможность и для второго.

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 23

Так почему же «иммерсив симы» не делает каждая вторая студия?

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 24

Ответ может кого-то огорчить — это не приносит требуемой выгоды. «Иммерсив симы» отнимают слишком много времени и сил у разработчиков, их тяжело поставить на конвейер, большинство игроков не увидит трети игры из-за вариативности, и к тому же они далеко не всегда окупаются. Square Enix как раз из-за этого отложила серию Deus Ex до лучших времен. Prey с Dishonored тоже не добрались до нужных издателю цифр.

Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 26

Так что, у «иммерсив симов» нет будущего?

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 27

Rockstar доказывает обратное на примере Red Dead Redemption 2. Но с оговорками. Дело в том, что как «иммерсив сим» игра проявляет себя именно вне сюжета, так как обычные миссии построены по привычной схеме GTA «поездка/диалог/действие», и выбор в них сводится к тихому/громкому прохождению. К тому же это очень сценарно зависимая игра, поэтому о серьезной свободе в создании своего Артура Моргана говорить не приходится. Ну и вид от первого лица чаще всего мешает.

А вот с открытым миром все интереснее — в нем ситуации происходят на каждом шагу, окружение рассказывает истории (одна мрачная церковь с мертвыми прихожанами чего стоит), а игровой мир живет по своим правилам. То есть показатели «система» и «механики» здесь выкручены на максимум. Как пример: поезда останавливаются, когда на их пути оказывается повозка. Если положить связанного человека на лошадь и зайти в глубокие воды, то он задохнется, так как голова окажется под водой. Да даже опоссумы исправно притворяются мертвыми. RDR 2 попросту натыкана такими деталями, которые не увидишь в привычных «иммерсив симах».

Разбор immersive sim: что это такое и почему Red Dead Redemption 2 — отличный иммерсивный симулятор - фото 28

К тому же это очень правдоподобный мир. В городах люди не просто «живут» по прописанным скриптам — они реагируют на ваши действия. Не только исправно докладывают шерифу о ваших шалостях, а, например, комментируют недавнюю драку в салуне с вашим участием. Прерии тоже не безлюдны — постоянно кто-то проезжает на лошади, а на дилижансы периодически устраивают набеги. Это не считая случайных событий, которых здесь полно (пускай они иногда и повторяются).

Да, вестерн Rockstar нельзя назвать чистокровным «иммерсив симом», но кто вообще сказал, что для этого нужно делать RPG или стелс? Immersive sim — это в первую очередь подход к созданию погружающих в себя (immersive) и реалистичных (sim) видеоигр. С этим Rockstar справилась великолепно.

Больше по теме

Комментарии 35
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
3om6o6ep
3om6o6ep

Ого, кто-то еще помнит Arx Fatalis. Мое увожение!

podvodn1k
podvodn1k

Спасибо, было интересно почитать!

lliuttuk
lliuttuk

одни из лучшних игр ет как раз емерсив симы:)