Пять причин посмотреть «Кафедру» – драмеди о культуре отмены от создателей «Игры престолов»
1. Неожиданное развитие сюжета
Поначалу «Кафедра» кажется очередной историей о сильной женщине, которая добилась успеха. Ким Джи-юн (Сандра О) назначают заведующей кафедрой английского языка в вымышленном Университете Пемброук (аналоге Йельского университета). Раньше эта должность доставалась только профессорам-мужчинам, поэтому Джи-юн придётся оправдать такое доверие.
Первый получасовой эпизод даёт понять, что «Кафедра» – не история успеха или победы над сексизмом и стереотипами. Несмотря на профессиональный рост, Джи-юн оказывается патологической неудачницей. Её личная жизнь давно в руинах, приёмная дочь не поддаётся воспитанию, не уважают коллеги. Сама кафедра утопает в бюрократии и устаревших программах обучения, а молодому поколению студентов больше не интересна английская литература.
Особенно Джи-юн портит жизнь спивающийся друг и коллега Билл Добсон (Джей Дюпласс), у которого в прошлом году умерла жена. Теперь из-за неудачной шутки студенты обвиняют его в поддержке нацизма. Так что на самом деле «Кафедра» напоминает ситкомы в стиле «Бруклина 9-9», где руководителю приходится приводить в порядок целый департамент.
2. Убедительные образы преподавателей и студентов
На кафедре под началом Ким Джи-юн работают как очень старые профессора, так и молодые звёзды университета, например, 32-летняя преподавательница курса «Секс и модернизм» темнокожая Яз Маккей (Нана Менса). На лекциях у старичков немногочисленные студенты спят, а на занятиях профессора Маккей зачитывают рэп о героях «Моби Дика» и твитят свои любимые цитаты из книги. И это действительно похоже на устройство современных университетов: пока по одним дисциплинам программы не обновляются годами, другие привлекают молодое поколение новыми форматами. Весь сериал построен на столкновении многовековых академических традиций и современного подхода к обучению.
При этом всё образы – как старого поколения, так и нового – в сериале получились забавными, но не карикатурными. Пожилой профессор Ренц (Боб Бэлабан) плохо слышит, слишком активно рассказывает окружающим о геморрое и на дух не переносит «Твиттер», но довольно уважительно относится к молодым коллегам и их подходу. Ещё одна преподавательница, Джоан Хэмблинг (Холланд Тейлор) в начале презрительно относится к специалистам по университетской этике, но в конце именно одна из них помогает ей найти свой голос. Даже стереотипное мышление и неосторожные высказывания не делают героев злыми или несправедливыми людьми.
Так же осторожно авторы сериала относятся к студентам – их жалобы не высмеиваются, а обида на профессора Добсона не выставляется очередной идеей ранимого «поколения снежинок». Сериал уделяет достаточно внимания обеим сторонам возрастного вопроса, и все действующие герои похожи на живых людей с реальными убеждениями.
3. Отличный актёрский состав
Герои вышли убедительными и интересными во многом благодаря актёрскому ансамблю «Кафедры». Актриса Сандра О годами демонстрировала комедийный талант – начиная с образа упрямой и целеустремленной Кристины Янг из «Анатомии страсти» и заканчивая незадачливой и смешной специалисткой по безопасности Евой Поластри из «Убивая Еву»). Её новая героиня, Джи-юн, похожа на Еву: обе умные, упорные и талантливые в своём деле, но при этом очень хаотичные, нервные и потому – забавные. Этот образ О освоила идеально.
Актёр Джей Дюпласс знаком зрителям по комедии «Проект Минди» и драмеди «В поиске», а также по шоу «Комната 104» – сценарий к нему написан совместно с братом Марком. Дюплассу удается вызвать сочувствие и симпатию даже к необязательному и депрессивному алкоголику Добсону. Остальные актёры тоже дополняют образы своим обаянием: ветеран комедий Холланд Тейлор («Шоу Трумана», «Блондинка в законе»), номинант на «Оскар» Боб Бэлабан («Отель Гранд Будапешт», «Мажестик»), Дэвид Морс («12 обезьян», «Повелитель бури») и другие. А ещё «Кафедра» удивляет камео Дэвида Духовны («Секретные материалы»), которому досталась не самая приятная, но одна из самых смешных ролей.
4. Жесткий юмор без политкорректности
– Я пришла из организации, устраивавшей детей-иммигрантов в приёмные семьи.
– Надеюсь, хотя бы им не пришлось лицезреть ваш курдюк.
Герои «Кафедры» – неудачники, люди старой формации или просто странные личности, так что они не скупятся на пошлые или неполиткорректные шутки. Профессор Хэмблинг издевательски отчитывает специалистку по борьбе с дискриминацией за слишком короткие шорты, а обвинённый в нацизме Добсон постоянно припоминает фюрера («– Вы можете посетить места, о которых всегда мечтали! – Да, давно хотел наведаться в резиденцию Гитлера»).
- Пять причин посмотреть «Чудовище должно умереть» — британский триллер о женщине, наказывающей убийцу
Сильнее всех окружающих терроризирует семилетняя дочь главной героини Чу-чу (Эверли Карганилья): она постоянно говорит ужасные вещи, оскорбительно отзывается о внешности и поведении людей или очень настойчиво расспрашивает о сексе. Из-за этого от Чу-чу регулярно сбегают няни. От ребёнка подобные вещи звучат настолько непривычно и абсурдно, что вызывают только грустный смех (как и положено драмеди). Но шутки всегда адекватно вписаны в контекст, поэтому не звучат грубо.
5. Лёгкая подача тяжёлых проблем
Центральный конфликт в «Кафедре» основан на реальных случаях: например, в 2018 году нью-йоркского школьного учителя Бена Фриша уволили за нацистскую шутку. В июне 2021 года режиссёр церемонии открытия Олимпийских игр в Токио потерял работу из-за шутки о Холокосте. Да и в прошлом американских преподавателей в прошлые годы обвиняли в расизме и увольняли за некорректные высказывания.
В сериале поднимается ещё ряд тем, которые не покидают новостные заголовки: харрасмент и домогательства, расизм, эйджизм, дискриминация на рабочем месте, отношения между преподавателями и студентами. Отношения Джи-юн с приёмной дочерью очень трогательно раскрывают проблему материнства и усыновления.
Но при этом шоу удаётся подавать любую тему осторожно и вместе с тем смешно. Показательнее всего побочный мини-сюжет с профессором Добсоном и одной из его студенток. Влюбленная в литературу девушка. Дафна на протяжении всех шести эпизодов пытается о нём заботиться, зная о смерти его жены. Но Добсон очень боится обвинений в приставаниях к студентке, поэтому любой разговор с Дафной превращается в комедию абсурда. Профессор просит её не закрывать дверь в кабинет, уйти из его дома через чёрный ход, а в конце толкает огромную речь о том, почему им нельзя быть вместе – хотя студентка и не предлагала ему вступить в отношения.