Пять причин посмотреть «Французский вестник»: своевременную глянцевую открытку от Уэса Андерсона
О чём фильм «Французский вестник»
«Французский вестник» — газета-приложение к американскому изданию «Либерти. Канзас ивнинг сан». Много лет изданием руководил Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей), который велел закрыть его после своей смерти. В начале фильма Ховитцер умирает от сердечного приступа, а коллеги собирают последний, прощальный номер «Французского вестника».
Вся картина разделена на четыре истории, четыре материала из того самого прощального номера. Первым идёт очерк «Репортёр на велосипеде» от эксцентричного автора Эрбсена Сазерака (Оуэн Уилсон). Вторая статья — «Железобетонный шедевр», история о необычном художнике Моузесе Розенталере (Бенисио Дель Торо), который сидел в тюрьме и рисовал свою музу, полицейскую Симону (Леа Сейду).
Третий материал — «Поправки к манифесту» от журналистки Люсинды Кременц (Фрэнсис Макдорманд). Кременц нечаянно вмешалась в студенческий бунт, который возглавил молодой и эксцентричный революционер Дзеффирелли (Тимоти Шаламе). Завершает выпуск «Приватная столовая комиссара полиции» — история о том, как репортёр Ройбак Райт (Джеффри Райт) познакомился с величайшим полицейским поваром, лейтенантом Нескафье (Стив Парк).
Почему стоит посмотреть «Французский вестник»
Потрясающий актёрский состав
Фильмы Андерсона похожи на актёрские «капустники», небольшие самодеятельные представления. Актёры из «Французского вестника» описывают себя как большую семью и признаются, что не хотели уходить со съёмочной площадки — настолько весело работать с Андерсоном и друг с другом. Каждый участник большого звёздного каста явно получил удовольствие от своей роли во «Французском вестнике».
На своём месте и любимчики режиссёра вроде Эдварда Нортона, Эдриана Броуди, Уиллема Дефо, Джейсона Шварцмана и Тильды Суинтон, и новички — Тимоти Шаламе из «Дюны», Алекс Лоутер из «Конца @#$ мира», Леа Сейду и Сирша Ронан, которые до этого появлялись только в «Отеле “Гранд Будапешт”».
Но именно у Андерсона актёры появляются в тех образах, которых ты меньше всего от них ждёшь. Роли распределены остроумно и интересно: например, Шаламе частенько называют переоценённым и неталантливым актёром, и в фильме ему досталась роль юного переоценённого революционера.
Ронан, которая была нежным сердцем «Отеля “Гранд Будапешт”», теперь играет проститутку. Не говоря уже о Сейду, последней «девушке Бонда», которая всю первую часть картины ходит в строгом полицейском костюме и угрожает героям дубинкой.
Стиль Андерсона, который любят зрители
Уникальному стилю съёмки Андерсона посвящены статьи, главы книг и видеоэссе. «Французский вестник» выглядит ровно как остальные его фильмы: с идеально симметричными кадрами, насыщенными цветами, необычными ракурсами и маниакальным вниманием к деталям. Например, целая минута уделяется тому, как два официанта смешивают коктейль на вращающемся подносе, а потом — как один из них поднимается по лестнице в игрушечном, будто нарисованном здании офиса «Французского вестника».
Каждая мелочь в облике персонажей заставляет их запомниться, говорит что-то об их характере. У взбалмошного Дзеффирелли волосы всегда торчком; слегка оторванный от реальности журналист Сазерак носит длинные носки смешных цветов; подруга Дзеффирелли никак не может выпустить из рук пудреницу.
К ярким цветам и костюмам прибавляются декорации — живописные виды городов, баррикад, сюрреалистичная выставка в тюрьме. А дополнена атмосфера музыкой из разных периодов XX века, от ностальгической мелодии Джина Остина до зажигательного диско Грейс Джонс (трек I’ve Seen That Face Before).
Сочетание форматов
«Французский вестник» дополнен необычными вставками, которые делают мир этого фильма ещё более вычурным и стилизованным. Историю «Железобетонный шедевр» рассказывают на специальной лекции, периодически отвлекаясь на биографические вставки и байки ведущей. «Поправки к манифесту» превращаются в настоящую сценическую постановку — с подмостками, театральными актёрами и пафосными репликами.
Одна из экшен-сцен третьей части вообще выполнена в виде мультфильма. Андерсон вставляет в фильм неплохую погоню — просто в необычном формате. К слову, анимация для режиссёра «Бесподобного мистера Фокса» и «Острова собак» тоже привычный жанр.
Романтичный образ журналистики
Идея фильма родилась у Андерсона из огромной любви к реально существующему американскому журналу The New Yorker. Журнал выходит каждую неделю с 1925 года, публикуя очерки, рассказы, сатиру, комиксы и даже стихи. Так что многие персонажи вдохновлены реальными людьми. Например, прототипом основателя и главного редактора «Вестника» Артура Ховитцера был соучредитель The New Yorker Говард Росс.
Сюжет во «Французском вестнике» чисто номинальный — можно сказать, он отсутствует. Это отличает картину от всех предыдущих фильмов Андерсона, где внутри одной истории уживаются множество сюжетов и персонажей. Никакого особенного, серьёзного взгляда на работу газет в нём тоже нет; издание Washington Post за это даже назвало фильм «поверхностным» и «пустым».
- От Вуди Аллена до братьев Коэн: недооценённые фильмы для вечернего просмотра от культовых режиссёров
Андерсон будто нарочно идеализирует журналистику. У режиссёра вышло очень романтичное, неестественно лёгкое представление о работе авторов, которые собираются в яркой и красивой редакции, увлечённо обсуждая следующий номер. В наши дни, особенно в России, приятно отвлечься на сказочную картинку без тяжёлых тем и пугающих инсайдов.
Вневременная сатира
Глубоко исследуемых тем в фильме действительно нет; вместо этого Андерсон успевает посмеяться над всем и сразу. Он одновременно с большой любовью и иронией проходится по темам подросткового бунта, женской эмансипации и даже расизма. Вся история «Железобетонный шедевр» — потрясающе смешной сатирический взгляд на художников, их странные шедевры и настойчивых коллекционеров. И хотя действие происходит в разные годы, каждый из зрителей хотя бы раз видел подобные образы и события в реальной жизни.
В целом к «Французскому вестнику» лучше относиться как можно проще: это набор идей и размышлений режиссёра, которые он, как и всегда, выразил в красивых декорациях, с потрясающими актёрами и добрым, странным юмором.