Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare

Алексей Егоров
Недавно Mass Effect 2 исполнилось 10 лет. Да, в это сложно поверить, но бравый коммандер Шепард отдал свою жизнь в бою с Коллекционерами 26 января 2010 года (на PS3 игра появилась на год позже). Многие считают, что именно Mass Effect 2 стала последней игрой «той самой BioWare», которая выпускала ролевые шедевры без недостатков.

И Mass Effect 2 — действительно отличная игра. С классными, хорошо написанными персонажами, интересным миром и эпическим размахом происходящего. С огромным количеством здорово поставленных сцен и историй, за развитием которых игроки могут наблюдать в прямом эфире. Но можно ли назвать вторую ME безгрешной? Едва ли. Вы наверняка сами, покопавшись в памяти, назовете пару-тройку проблем, которые в ней встречались. Вот и мы решили вспомнить, что же в ME 2 сделано не лучшим образом.

Сканирование планет

«Нормандия-SR2» в Mass Effect 2 пусть и считается улучшенной версией предыдущей модели, но до идеала все равно не дотягивает. Так что придется много работать, чтобы корабль стал действительно хорошим. А для этого нужны ресурсы. Тонны ресурсов. А добываются они сканированием планет, которых в игре больше двух сотен. Очень было «весело», когда я впервые собрал пятьдесят тысяч платины для улучшения медотсека, а он оказался совершенно бесполезным.

Сканирование отнимает массу времени — пока найдешь планету с нужным ресурсом, пока выкопаешь достаточно, причем одного захода вам вряд ли хватит. Это сильно бьет по темпу игры. Mass Effect 2 так-то про таинственную расу, которая похищает людей с далеких колоний. Но вместо того чтобы заниматься этой угрозой, Шепард тратит время в поисках полезных ископаемых, без которых вражеское оружие будет наносить на 10% урона меньше.

Можно, конечно, забить на сканирование и пользоваться найденными на заданиях ресурсами, вот только их хватит далеко не на все. Поэтому помотаться по галактике, соря исследовательскими дронами, все-таки предстоит.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Идиотские мини-игры

Мини-игры со взломом были еще в первой части, но во второй их стало аж две. В одной нужно соединять линиями одинаковые точки, в другой — собирать воедино блоки кода для взлома. Скучно? Еще как. Объектов для взлома в игре полно, поэтому тратить время на эти недоголоволомки предстоит часто. Единственный светлый момент: в ME2 взлом никак не привязан к навыкам персонажа.

Довольно скучные локации

Быть может, тут виноваты не сами разработчики, а Unreal Engine 3.5, вот только в игре очень много локаций, которые иначе как «скучными кишками без капли фантазии» не назовешь. Кроме того, многие из них еще и одинакового цвета и вообще выглядят натуральным «копипастом».

Отмечу, что я имею в виду те локации, где нужно выполнять задания. «Мирные» карты и большая часть сюжетных локаций индивидуальностью все-таки обладают, но и только. Стоит только сделать шаг за их пределы, и вас снова ждут коридоры с небольшими залами, врагами и некоторым количеством сейфов, которые обязательно нужно взламывать.

Зато никаких лифтов, как в первой части!

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Еще по теме:

Упрощенная ролевая система

Отсюда начинаются очень субъективные вещи, ведь многим переработанная ролевая система в Mass Effect 2, как ни странно, нравится. Сколько людей — столько и мнений, конечно, вот только мне эта система во второй игре кажется слишком уж упрощенной и порезанной в угоду большей зрелищности и возросшему темпу.

Каждому классу дали дополнительный тип оружия — это круто, потому что проходить первую часть адептом с одним только пистолетом было тоскливо. А вот то, что количество этих самых навыков урезали, — совсем не круто. Вот что было у солдата в ME 1? Несколько боевых активных навыков, усиливающих какой-то определенный тип оружия, возможность эффективнее лечить товарищей, усиливать себя щитами и ослаблять наносимый по себе урон. А что солдат умеет во второй части? Замедлять время, стрелять мощным снарядом и раздавать союзникам три разных типа патронов.То есть, по сути, целых два активных умения.

Над прокачкой в ME2 можно вообще не думать — Шепарду хватает очков навыков на полное улучшение пяти умений. Из шести, доступных по умолчанию, да.

Что еще упростили? Например, систему брони. В первой части ее были тонны, она встречалась трех разных типов, каждый из которых различался характеристиками. Всегда можно было выбрать — хочешь ты быть непобедимым «танком» и ехидно посмеиваться над врагами, обладая усиленными щитами и хорошей защитой от навыков, или же сидеть за укрытием в тонкой и легкой броне, которая не мешает метко стрелять. Броня была привязана и к классам — скажем, адепты могли носить только легкие доспехи, а солдата можно было одеть и в тяжелые.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Во второй части на это решили забить. В итоге остался всего один тип брони, который носят все классы без какого-либо дискомфорта. То же касается и ассортимента — по умолчанию игрокам доступен всего один (!) базовый комплект брони, остальные же нужно покупать… за реальные деньги в виде DLC. Шедевр, правда?

С оружием история та же. Улучшения для патронов превратились в отдельные навыки (а их число сильно уменьшилось), модификации из игры пропали вовсе. Количество стволов в каждой категории тоже упало, зато оставшиеся образцы обзавелись уникальным внешним видом и свойствами — в первой части с этим все-таки был напряг.

В рецензиях многие отмечали, мол, это все хорошо, игрокам не нужно часами сидеть в инвентаре, сравнивая два куска брони и путаясь в цифрах. Здорово, конечно, но в ME 2 нет ни цифр, ни инвентаря, ни особой вариативности. Ради чего это сделано, понятно — ради большей зрелищности и ради того, чтобы игроки могли просто схватить пушку и кинуться в очередное задание, не особо задумываясь над навыками и характеристиками оружия. И, кажется, разработчики в итоге поняли, что так делать не стоило — в третьей части вернулись модификации оружия, а модификаций брони стало куда больше, чем было во второй части.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Система морали толком ни на что не влияет

Этот пункт, в принципе, попадает в «упрощенную ролевую систему», но я решил выделить его отдельно. Система морали в ME работает предельно просто. Совершаешь «хорошие» поступки и говоришь как хороший человек — получаешь очки парагона. Творишь хаос и анархию, бьешь людей по лицам и угрожаешь прикончить каждого второго за тупость — получаешь очки ренегата. Эти очки открывают доступ к определенным диалогам.

Беда только в том, что на историю и события это все влияет минимальным образом. В первой части, например, к этим очкам были привязаны два пассивных навыка, да и в финале можно было уговорить Сарена пустить себе пулю в лоб. Во второй же система морали годится разве что для некоторых диалогов и для того, чтобы разнимать ссорящихся членов экипажа.

Ах да, забыл. Еще от очков героя или отступника зависит то, насколько у Шепарда будет страшное лицо, ведь если вы поступаете как задница, то импланты отторгаются, и шрамы начинают чуть ли не светиться. Здорово-то как, а?

Измененная не в лучшую сторону боевка

Частично этот пункт снова относится к упрощенной ролевой системе. Патроны, раньше бывшие модификациями для оружия, стали навыками. Гранаты исчезли вовсе. Перезарядка умений почему-то стала общей. Ну, а у оружия появились патроны. То есть если раньше вам нужно было внимательно следить за уровнем перегрева, иногда «выключаясь» из боя, то теперь можно палить сколько угодно — лишь бы термозарядов хватало. Такую серьезную смену механики попытались объяснить даже с точки зрения лора, но получилось не шибко убедительно. Зато сражения ускорили, да.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Еще во второй части как-то слишком много перестрелок. Идешь по коридору, никого не трогаешь — а на встречу волна противников. Перебил их, зашел в следующую комнату, и видишь там еще с десяток болванчиков. И так до самого конца задания, где обычно околачивается какой-нибудь (крайне унылый) мини-босс. С учетом того, что боевая система во второй части Mass Effect от идеала далека так же, как и первая, все это в определенный момент приводит к тому, что бровь начинает нервно подергиваться.

В третьей части, опять же, боевка стала куда лучше. Вернули гранаты, вернули моды для оружия. Самих битв меньше не стало, зато благодаря улучшенной стрельбе и более «плавным» действиям героя сражения стали гораздо увлекательнее.

Ужасный финальный босс

Ужасный не в плане того, что суперсильный или что-то еще, — нет, он, скорее, суперскучный.

По идее битва с протожнецом в конце ME2 должна была быть кульминацией всей самоубийственной миссии — такой же напряженной, серьезной и запоминающейся. В итоге же несчастный «босс» запоминается разве что своим внешним видом — это же вылитый Терминатор! — да общей нелепостью. В итоге финальный бой, который должен был стать квинтэссенцией эпичности и превозмогания — как же, Шепард и компания своими руками выносят настоящего жнеца! — превратился в апогей скуки и уныния.

Пожалуй, из всех финальных боссов трилогии именно Протожнец — самый никакой. Даже Мародер Шилдс из третьей части, который на самом деле просто один большой мем, и тот не настолько плох как босс.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Вагон DLC, большинство из которых плохие

Тут, конечно, уже заслуга скорее EA, чем самой BioWare. Для игры было выпущено семнадцать дополнений, причем два из них были доступны прямо в день релиза. В те времена для BioWare это была нормальная практика — первая и вторая части Dragon Age, например, тоже вышли одновременно сразу с несколькими DLC. Ну, а так как Mass Effect 2 расходилась как горячие пирожки авторы решили, что не грех будет получить дополнительную прибыль. И понеслось.

Несколько наборов с альтернативным внешним видом для героев. Несколько наборов оружия. Интерактивный комикс-приквел для тех, у кого нет первой части (или сохранений из нее). Парочка дополнительных персонажей-компаньонов. И всего пять дополнений, которые привносят в игру какие-то дополнительные сюжетные линии и расширяют историю.

Хорошие дополнения, в общем, можно пересчитать по пальцам. Это сюжетная линия Касуми Гото, история о взбунтовавшемся гибриде человека и искусственного интеллекта, большое дополнение про Лиару и ее противостояние с Серым посредником, а также — очень условно — «Прибытие», связывающее события второй и третьей частей воедино. Но и с этими дополнениями все не так уж радужно.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Основная проблема большинства из них — они очень плохо привязаны к событиям основной игры. «Касуми — Украденная память», например, рассказывает о новом персонаже, воровке Касуми Гото. Персонаж интересный, и с ней можно было сделать очень много крутых сцен, вот только после выполнения ее поручения Касуми становится очень замкнутой, и с ней практически не удается взаимодействовать. Да и сама миссия, чего уж там, вышла крайне короткой, пусть и довольно увлекательной. «Властелин» рассказывает интересную историю, но вот компаньонам Шепарда по сути плевать на то, что разворачивается на их глазах. Хотя некоторым из них определенно нашлось что сказать, они этого не делают. Ну, а еще здесь фигурирует танк «Молот» из другого DLC, без которого игра прекрасно бы обошлась.

Два самых серьезных дополнения — «Логово Серого посредника» и «Прибытие» получились более проработанными, длинными и интересными. «Логово» вообще можно смело называть одним из лучших дополнений для серии в принципе — там и интересная история, к которой подводили в оригинальной игре, и новые, очень крутые локации, которые банально интересно разглядывать. Ну и еще там много Лиары, без которой разработчики оставили Шепарда во второй части. Тоже, кстати, грешок!

А вот «Прибытие», несмотря на свою важность для сюжета, получилось таким себе. Дополнение вроде бы и крупное, и в целом интересное — оно рассказывает о попытках людей сорвать прибытие жнецов в галактику — вот только сделано оно криво и косо. Плохие попытки разработчиков в стелс, сюжет, подающийся через записки и дневники (серьезно?) и крайне банальная история делят на ноль все попытки найти в «Прибытии» что-то хорошее. Да и сами разработчики, кажется, понимали, что у них вышло совсем не то, что они планировали. Поэтому события этого дополнения по сути ни на что в третьей части не влияют.

Потрачено. За что ненавидеть Mass Effect 2 — последнюю безусловно отличную игру BioWare | Канобу - Изображение 0

Еще после релиза дополнений с ними была другая проблема — их было сложно купить (на PC). Поначалу EA распространяла DLC за BioWare Points — специальную валюту, которую можно было тратить на дополнения к играм BioWare, причем пополнить свой кошелек на произвольную сумму было невозможно. Ну, а цена дополнений, разумеется, была такой, что приходилось брать дорогой набор очков, а затем наблюдать на счету «сдачу» — которой не хватало ни на что еще. Еще один забавный момент — купить DLC можно было лишь на официальном сайте компании. Очень удобно, а?

К счастью, в один прекрасный момент до EA дошло, что они сотворили дичь, поэтому купить DLC позволили и в Origin, причем за обычные деньги в том числе. Набор из всех дополнений, кстати, стоит дороже самой игры — 1099 рублей против 999 (или 25 евро против 20).

Бонус: игра все еще недоступна на современных платформах

Пожалуй, за это стоит ненавидеть не саму игру, а ее издателей. У EA давно уже просят переиздание всей трилогии на современных платформах со всеми DLC в комплекте, но компания все никак не идет навстречу фанатам. И, видимо, в ближайшее время никаких изменений ждать не стоит — текущее поколение консолей катится к закату, поэтому делать ремастер трилогии вряд ли будут делать для него. Слухи, впрочем, ходят — да и сама BioWare недавно тизерила возможный ремастер первой части. Но будет ли он на самом деле, или разработчики просто играют на чувствах фанатов — неясно.

Игры в материале

Последние статьи