Почему «Мандалорец» — это «Джокер» от мира «Звездных войн»
«Мандалорец» — классическая история об одном герое; выдающемся и уникальном персонаже, который попадает в необычные ситуации, из которых только он способен выпутаться. Разве что в сериале Джона Фавро в главном герое нет ничего уникального, выдающегося и необычного. И именно в этом его особенность — нарочитая приземленность; идея, которую пытались реализовать еще в «Изгое Один», но в итоге что-то пошло не так, и нас снова ткнули лицом в приторный героический пафос.
За три серии «Мандалорец» цепляет разве что сверкающим костюмом (в первых двух сериях — вообще лишь шлемом и наплечником) Педро Паскаля и харизматичным образом молчаливого наемника, собирающего на себе пристальные взгляды в каждом втором пабе. В остальном сериал, по большей части, пуст; здесь нет задатков глобальной истории, нет фундамента для постройки очередной космической эпопеи.
Пока что «Мандалорец» подобен эпизоду с мухой из «Во все тяжкие», где закупоренный в собственном шлеме наемник бесконечно мечется по пустошам, кого-то там выслеживает и убивает, передвигается от точки А до точки Б, занимается рутиной.
Больше о «Мандалорце»:
И это завораживает. Концептуально «Мандалорец» — это «Джокер» Тодда Филлипса от мира «Звездных войн», история о забитом жизнью мужике с тяжелым прошлым, который выражает себя в беспощадных убийствах и уже давно погряз в собственной деструктивности. Сериал Фавро дистанцируется от канонов вселенной, вставляет палки в шестеренки конвейера — как и фильм Филлипса прервал поток эпических комиксмуви в угоду бытового сюжета лишь с отголосками супергероики.
Disney уже пытались реализовать нечто подобное в «Изгое» — показать историю о героях без имени, удариться в мрачную драму без световых мечей. И отчасти фильм с этим справился, разве что ему не хватило усилий выдержать атмосферу в одном тоне — в большинстве случаев «Изгой» все также ощущался парадом ярких экшен-сцен и лишь косил под некое подобие нуара.
И все же тогда Disney поняли один важный момент: нам нравится смотреть на простых, ничем не выдающихся героев. Тех, перед которыми не стоит цель спасти весь мир или выполнить предназначение свыше. Они, прямо как мы, выполняют свою работу и олицетворяют не глобальную конструкцию, а винтик, без которого бы все рухнуло.
Игровая индустрия уже давно просекла, что истории таких персонажей интересны: взять только отряд командос в Star Wars: Republic Commando или арку Иден Версио в Star Wars Battlefront II (2017). Это одушевление пушечного мяса стало отличным способом развития лора вселенной: культуры клонов, имперских солдат, той или иной расы. В какой-то степени на это же был направлен мультсериал «Звездные войны: Войны клонов», где простых солдат показывали как личностей, причем порой даже более интересных, чем джедаи (эпизод с обороной клонами блок-поста до сих пор вспоминается с мурашками).
«Манадлорец» — целенаправленное погружение в безликого персонажа, который с каждым новым эпизодом приобретает облик. А вместе с ним и десятки фоновых героев из предыдущих проектов по «Звездным войнам».
В то же время «Мандалорец» работает и как отдельное произведение, не привязанное к гигантской вселенной. Сериал походит на авторский проект в его характерной интерпретации: с томными героями, длинными и пустыми пейзажами, где звуковой и визуальный мусор сведен к минимуму. Дух коммерции и привязки к гигантскому хайп-трейну выдает разве что малыш Йода — плюшевый маскот, мазолящий глаза не столько свой мимимишностью, сколько подсознательной идеей, что все это снято только ради него, ради зеленого комка мерча, который будет окупать затраты весь сериал.
И все же даже в этой ходячей игрушке можно разглядеть отголоски авторского кино: оммаж тому же «Леону», отношениям между хладнокровным взрослым и беззащитным ребенком, уже ставших шаблоном в инди-кинематографе. По крайней мере, малыш Йода не так сильно походит на ходячую копилку — в отличие от того же мелкого Грута из «Стражей Галактики».
Больше о «Мандалорце»:
Сейчас «Звездные войны» переживают четвертую волну: экспериментальную в свое время классику подхватила трилогия попсовых приквелов, в 2015 сменившаяся удачным миллениальским ремейком.
«Мандалорец» открывает новую веху: выносит авторский проект в массы, скрещивает блокбастер с инди, сменяет кинотеатры с барными стойками на залы с очередями из каннских журналистов (вот что нужно было показывать прессе на фестивале, а не безыдейного «Соло»).
Есть вероятность, что к 8 эпизоду «Мандалорец» скатится до крупнобюджетного эпика, похоронив иллюзию чего-то концептуального и свежего, так красочно рисуемую в первых сериях. Но пока сериал Джона Фавро выглядит как изящный космический вестерн, где хочется впитывать каждый кадр и реплику. И в этот раз действительно подающий новую надежду, а не просто «расширенный контент» к очередным «Звездным войнам».
- Место «Мандалорца» в истории спин-оффов Star Wars
- Рецензия на «Изгоя-один»