«Мандалорец» смотрится беднее новых «Хранителей». Мнение Александра Трофимова

Александр Трофимов
Disney, наконец, запустила «свой Netflix» Disney+ — с блэкджеком и знакомыми с детства персонажами. Главная приманка для потенциальных подписчиков и первый оригинальный проект сервиса называется «Мандалорец» — сериал о молчаливом герое, принадлежащем к той же расе\религии\ордену, что и Джанго Фетт из приквелов с сыном-клоном Бобой из оригинальной трилогии. На данный момент вышло два эпизода, третий выйдет 22 ноября.
Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Боба Фетт изначально появился в скандально известном праздничном спешиале «Звездных войн» в 1978 году, хотя придумал его Лукас все же для сиквела «Новой надежды» — «Империя наносит ответный удар». Именно в «Империи» он впервые в своем кинообразе.

Несмотря на то, что Фетт присутствовал всего в нескольких сценах второго и третьего фильмов, имел жалкую пару реплик и погиб нелепой смертью в пасти сарлака, фанаты построили культ вокруг персонажа, поэтому его историю и присутствие в фильмах стали активно расширять.

Были написаны книги с его историей, Бобе посвятили отдельную арку-ориджин в приквелах, а заодно задним числом врисовали Фетта на задний план нескольких сцен «Новой надежды», где его изначально и в помине не было.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0
Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

По идее, всех прельщала именно аура тайны, окружавшая персонажа, поэтому давать больше деталей о нем, его ориджине и придумывать культуру мандалорцев было не слишком логичным шагом. Возможно, именно поэтому в центре нового сериала — не сам Боба, уже испорченный ненужной детализацией, а его резетнутая версия, с которой содрана вся информация и которой возвращен мистический ореол.

Впрочем, пусть личность Мандалорца не раскрывается и не слишком прорабатывается, его культура в сериале освещается и явно сыграет не последнюю роль в сюжете и построении этого образа. Мол, может, про этого конкретного героя мы и не знаем особо много (за исключением совершенно дефолтных флэшбэков тяжелого сиротского детства и принятия в культуру Мандалора), но мы можем много рассказать о нем, просто объяснив традиции и кодекс мандалорского народа, которые он чтит.

Мы видим, что он почитает свой народ и работает скорее на его благополучие, чем на собственное. Сериал упоминает, что мандалорцы не снимают шлемов, и показывает, что броня очень много значит для них. Это практически религиозная одежда, зачастую передающаяся от одного воина другому в течение сотен лет. Она отлита из бескара, крайне долговечного металла, приглянувшегося воинам в том числе тем, что его не пробивает ни бластер, ни световой меч.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Приятно, что сериал решил познакомить с культурой мандалорцев более широкую аудиторию, но омрачает это решение тот факт, что в культуре этой полно противоречий. В известной цитате мандалорец запальчиво заявляет, что они — не раса и не страна, они не привязаны к месту, их не волнуют расовые различия и кровное родство, поэтому они способны пополнять свои ряды любыми разумными существами, разделяющими их идеалы.

«Мы — культура, идея, а идею убить нельзя». Почти «Ви значит Вендетта»: «Под этой маской нечто большее, чем плоть. Под ней идея, а идеи пуленепробиваемы!» Идея эта, к слову — преклонение перед войной, одержимость завоеванием славы.

Я далеко не знаток лора «Звездных войн», поэтому могу чего-то не понимать, но уже здесь вижу первое противоречие. Три наиболее известных нам представителя этой культуры — Джанго и Боба Фетты, Мандалорец из сериала — наемники. По канону, этим же занимались и большинство мандалорцев в некоторые периоды их истории. Несмотря на очевидные общие черты (искусство обращаться с оружием, культ силы), воин и наемник — совершенно разные вещи.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Больше о «Звездных войнах»:

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Культуры, которые возводят боевую славу в абсолют, обычно придерживались и некого кодекса чести. Убивать по чужой указке, за деньги, занимать позицию наемной силы, принимающей чужую волю — унизительно, и должно быть непростительно для гордецов, а тут вся идеология неизбежно строится вокруг гордости. Вспомните ронинов — это позорно, лишиться сегуна и перебиваться случайными заработками.

Да, это может быть вынужденной мерой, но это не красит мандалорцев — раз им приходится опускаться до подобного. И странно, что именно опустившиеся до этого представители культуры и стали самыми известными нам. Если вы гордая культура со своим четким кодексом и идеалами, почему для вас дефолтная профессия — та, что подразумевает отказ от каких-либо собственных убеждений и принятие идеалов своего нанимателя, ведь именно их ты воплощаешь в жизнь, выполняя его заказ?

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Архетип наемника может быть харизматичным, но обычно его рисуют как человека с темным прошлым и очень размытой моралью, чем он и привлекает. Хан Соло — тому пример. Мешать этот архетип с фанатичным самураем\спартанцем, с культурой воинов, чтящих традиции и ритуалы — довольно странное решение.

«Не нужны нам властители или лидеры — так что вы не можете уничтожить наше командование». Здорово, но кто тогда такие сам Мандалор, в честь которого вы назвали и свою культуру, и планету, Мандалор Неукротимый, Мандалор Наивысший, Мандалор Восстановитель — все это лидеры, объединявшие эту «расу» в те или иные моменты ее истории. Более того, был момент, когда легендарный шлем их лидера был захвачен и это остановило мандалорцев. К чему громкие слова о децентрализации и отсутствии лидеров, если ваше преклонение даже перед реликвией одного из лидеров может полностью деморализовать вас?

И последнее — «Мы можем прожить без технологии — и оттого в состоянии сражаться голыми руками» звучит странно из уст тех, кто известен прежде всего технологиями, по которым их и узнают. Классическая броня из бескара, шлем с Т-образным визором, джетпак, гарпун, огнемет в наруче. Ясно, что имелось в виду то, что мандалорец убьет вас, даже оставшись голым, но все равно звучит несколько лицемерно (Фавро даже словно отсылает к этому во втором эпизоде, вот только подтвердить это громкое заявление не то чтобы получается).

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Откуда именно все эти противоречия — вполне понятно. Лор «ЗВ» строился не в нормальном порядке — от основания к вершине, от прошлого к будущему, он весь проистекает из реверс-инженеринга удачных деталей и героев, которым изначально вообще не придавали значения.

Бобу Фетта нарисовали просто как чувака в крутой броне, но стоило ему стать популярным, из этого раздули целую культуру с богатой историей, пытаясь при этом объяснить все изначально нарисованные от балды детали.

Бен Кеноби и Йода носили робы потому, что были отшельниками — но это стало устоявшимся в сознании зрителя одеянием джедаев и поэтому в приквелах, даже во времена расцвета Ордена, они все равно ходят в таких же робах. Люк упражнялся с дроном-шаром потому, что это первое, что попалось Бену под руку, все, что было на корабле Хана, а шлем Люка — обычный шлем пилота с опущенным и отключенным визором, но в приквелах мы видим, как юнлинги тренируются с такими же шарами в таких же комично больших шлемах. В ретроспективе странно осознавать, что на корабле Хана, даже не верящего в джедаев, валяются стандартизированные инструменты для обучения юнлингов.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Больше о «Звездных войнах»:

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

И подобное «налепили наобум, стало популярным, задним числом придумали предысторию» в «ЗВ» повсюду. Причем расширяли вселенную по большей части не самые талантливые авторы, которые считали, что если что-то описать максимально дотошно, это сойдет за качественную проработку мира. Достаточно почитать детальные описания костюма Вейдера, чтобы дезинтегрировать со смеху. Смотреть, как бедный автор извивается на сковородке, пытаясь объяснить то, что некогда слепили из говна и палок без особых размышлений, уморительно. И в «Мандалорце» этот «дух Звездных Войн» определенно витает.

Будем надеяться, что сериал постарается доработать лор мандалорцев и исправить многие недоразумения, раз уж большая часть известного нам на данный момент вычеркнута из канона и переведена в разряд «легенд».

Сериал был принят крайне благосклонно как критиками, так и зрителями. Все говорят о возрождении «Звездных воин» после неудачных «Последнего джедая» и «Соло», смешанных реакций на «Пробуждение силы» и «Изгой», провального запуска нового аттракциона «Край галактики» в Диснейленде и рухнувших продаж мерча.

В этом шоу нет (по крайне мере пока) фемпропаганды и продавленной Кейтлин Кеннеди «дайверсити», на которые у многих фанатов уже глаз дергается, нет попыток выжать эпический масштаб из любой истории — есть лишь вполне камерные приключения одного единственного нового персонажа, есть отличная атмосфера и динамичный сюжет. После ряда разочарований большинству этого оказалось вполне достаточно, чтобы выдохнуть с облегчением.

Мне тоже понравились первые два эпизода — качественной синематографией, парой любопытных героев, более-менее интересным экшеном, приличным качеством продакшена и графики для сериала. Я люблю Джона Фавро и Дейва Филони, который вытащил на себе мультсериал «Войны клонов», и мне приятно, что именно они стоят у руля «Мандалорца».

В общем все замечательно, одна проблема: «Мандалорец» — это фанфик. В нем присутствуют все ключевые особенности фанатского фильма, кроме одного — бюджета и профессионализма его создателей, которые выкручены на максимум. Но при этом шоу тоже идет не от задачи рассказать интересную и оригинальную историю, а прежде всего от типичных фанатских «было бы круто показать, как…».

Давайте сделаем крутую сцену «незнакомец заходит в салун и валит всех», но не с Иствудом, а с мандалорцем. Давайте снимем эпизод с сэндкролером джав, а потом еще и классическую «зв-интерпретацию» битвы с огромным зверем. Давайте огромный червь вынырнет снизу, как в «Империи». Давайте придумаем забавного низкорослого персонажа с забавными особенностями речи. Это опять кулек memberries: «а помните дройда-наемника?», «а помните трандошан?».

В введении узнаваемых элементов и россыпи отсылок самом по себе нет ничего плохого, проблема в том, что в остальных аспектах сериал не спешит себя проявлять и именно парад отсылок выходит на первый план. А это успело надоесть еще со времен приквелов, нашпиговавших тысячью световых мечей каждый кадр, не говоря уже о эре Disney, где все строится на ностальгии и узнаваемых элементах.

Если из «Мандалорца» хотели сделать действительно новый шаг для франшизы, лучше было бы отойти как можно дальше от ностальгии и упирать на оригинальную историю, интересных героев и так далее.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Когда отходит первый шок от «круто показазанной мощи дройда-наемника» и «клевой драки в баре», оказывается, что сериал больше ничем особым не впечатлил. Он движется от одного яркого\ностальгического момента к другому и на том выживает.

История, едва успев начаться, уже свернула на сайд-квесты. Если разобрать непривычно торопливые и короткие эпизоды на сцены, большинство из них выглядят сценарным филлером, не важным для основного сюжета, который, к слову, пока невозможно даже внятно определить.

Перестрелка в баре — неплохое представление главного героя, но сюжетно она совершенно ни к чему не привязана. Ее можно вырезать и ничего не изменится. Эпизод с таксистом и подледным чудищем — еще она сцена из разряда «киньте в героя каким-нибудь куском экшена».

Получение заказа и ковка наплечника — наши первые серьезные сюжетные сцены. Затем мы летим на планету, но вместо того, чтобы полететь сразу к цели, приземляемся черт знает где и дальше зачем-то решаем путешествовать верхом, для чего нужно еще и учиться этому, и объезжать бритого тушканчика.

Почему нельзя было полететь сразу на базу и перестрелять всех бортовыми орудиями? Собьют? Окей, подлети ты поближе, пройди последние пару сотен метров пешком. Засекут? Прости, но у тебя и без того фактор неожиданности не сработал, один черт спалился. Если бы сделал все по уму, джавы бы не разобрали корабль, не пришлось бы с ними сражаться, не пришлось бы брать сайд-квест на яйцо, подвергать ребенка опасности, не пришлось бы неделю собирать корабль.

И подобных нелогичностей много, кого-то позабавил прикладываемый к визору шлема оптический прицел — неясно, что он там в него видит, да и необходимость в нем сомнительная. По канону в визор мандалорского шлема встроен «макробинокль», плюс антенна сбоку опускается вниз, на уровень глаз — там еще один визор. На шлеме Мандалорца из сериала антенна, впрочем, (пока?) отсутствует. В любом случае, все эти сцены с подзорной трубой — скорее очередная попытка повторить деталь из вестерна, откуда и подтягиваются все эти сюжетные элементы. Даже если это смотрится довольно бредово в новом контексте.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Да, все эти «лишние» сцены имеют свои плюсы и добавляют интересные детали, но ощущение их ненужности, нелепости подобных передряг сильно раздражает. Это же не комедия, где бесконечные «ой, забыли заправиться» и «ох ключи упали и провалились в канализацию» используются для комического эффекта.

В итоге, сюжетных сцен у нас пока три: получение заказа, ковка брони, атака базы. Использование нейодой (клоном Йоды, сыном Йоды? Просто неким новым представителем его расы?) Силы — тоже ключевой момент, но он подан внутри ненужного сайд-квеста. Когда можно было подробнее раскрыть сюжетных противников, пытающихся убить малыша (тех, кто нанял робота и, возможно, трандошан-наемников) и позволить ему использовать Силу в более напряженной битве с ними, это бы имело больше веса.

«Маналорец» оставляет ощущение неутоленного голода прежде всего не из-за урезанного хронометража. В конце концов, общий хронометраж двух эпизодов уже почти равен полному метру — более чем достаточно времени, чтобы раскрыть целую самостоятельную историю. Нет, дело еще и в том, как расточительно он использует это время. Темп повествования вроде бодрый, сцены ощущаются динамично и лаконично, не дают скучать, но сюжетная нагрузка этих сцен минимальна, а главный герой по-прежнему совершенно не раскрыт. А кроме него в сериале практически никого и нет.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Итог

В общем, «Мандалорец» производит впечатление фанфильма — несамостоятельного дополнения, иллюстрации к некой большой истории, которой не существует. Он впечатляет качеством съемки, мрачной атмосферой, любовью ко вселенной и вниманием к ее деталям, но пока не дает ничего ни в плане сюжета, ни в плане героев, ни в плане идей и глубины истории.

Меня поразило то, что, садясь за статью про «Мандалорца», думал я совсем о другом сериале, и писать мне хотелось именно про него, а не про детище Фавро и Фелони, потому что про «Мандалорца» практически нечего сказать. Это шоурил, парад экшена, ностальгии и «клевых моментов», но на полноценную глубокую историю это не то чтобы не тянет — даже не пытается. Эпизоды дают ровно то, что видно на экране, ни подтекста, ни внутреннего движения истории, ни ощутимой жизни за пределами кадра. Лишь поверхностное.

Это снято, чтобы стать клипами на youtube, иллюстрациями в вукипедии, дать визуальное воплощение фантазиями фанатов. А не для того, чтобы рассказать живую интересную историю.

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Больше о «Хранителях»:

Впечатления от первых 2 серий сериала "Мандалорец" | Канобу - Изображение 0

Вдвойне удивительно то, что сериал, к которому неизбежно возвращались мои мысли — это «Хранители», который охаяли все и похоронили еще до релиза (я в том числе) уже потому, что пишет его Линделоф, а старых персонажей Мура тут минимум. Но на контрасте с этим сериалом «Мандалорец» воспринимается еще более бедно.

Линделоф может как обычно раздувать мистерию из ничего только для того, чтобы потом выдать полный пшик в финале, но пока его шоу цепляет великолепными яркими диалогами, все разрастающимся масштабом происходящего, интригующими твистами и потрясающим персонажем в лице постаревшей Лори, Шелкового Призрака, дочери Комедианта. «Хранители» выглядят как куда более комплексное и взрослое произведение, со множеством движущихся частей, тогда как в «Мандалорце» мы все еще не знаем, в чем основной сюжет, и до сих пор не влюблены в главного героя, потому что ни черта о нем не знаем, кроме того, что он крут как волосатое яйцо грязерога.

Возможно, что к финалу сезона «Хранители» окажутся очередной пустой «загадочной коробкой», а «Мандалорец» вырулит на запредельный уровень, но пока впечатления именно такие. Качественно, но как-то очень бедно, поверхностно, однобоко. Впрочем, крест на сериале явно рано ставить и следующих эпизодов я все еще жду с интересом. Надеюсь, Фавро и Филони разгонятся и дадут жару.

Последние статьи