От Лесли Нильсена до Гэри Олдмана: 5 лучших экранных версий графа Дракулы — к премьере «Дракулы» BBC
Бела Лугоши в фильме «Дракула» (Dracula, 1931) Тода Браунинга и Карла Фройнда
Канонический образ древнего вампира, закрепившийся за этим культовым персонажем на годы (как минимум до появления Эдварда Каллена в «Сумерках»), представлен в картине «Дракула» авторства Тода Браунинга, основоположника жанра фильмов ужасов, и Карла Фройнда. Идея создания картины пришла Браунингу в 1927 году на съемках немой ленты «Лондон после полуночи», где актер Лон Чейни наряжался вампиром, надевая деревянный протез с акульими зубами. Тогда же Браунинг решил присмотреться к экранизации одноименного романа Брэма Стокера. Сам Чейни по задумке Браунинга должен был сыграть Дракулу, но судьба распорядилась иначе.
Студия Universal Pictures не хотела рисковать и пригласила на эту роль американского актёра венгерского происхождения Бела Лугоши. Венгру образ тогда еще не культового вампира был знаком: в 1927-м Бела играл Дракулу на Бродвее в одноименной пьесе, которая, к сожалению, стала вольной интерпретацией романа Стокера (как, например, сериал «Игра Престолов» постепенно отошел от содержания книг Джорджа Р. Р. Мартина).
Осознавая, что это откроет перед Лугоши двери Голливуда, Бела крайне щепетильно подошел к роли: актер избегал вечеринок и дружеских компаний, сутки напролет работал над образом. К счастью, над пластикой Дракулы Лугоши успел поработать ещё в театре.
Крупные планы запечатлели магический взгляд, который венгр подарил герою. При этом грима на актере практически не было, благодаря чему удалось воплотить на экране одновременно светский, аристократически утонченный и чудовищный образ, закрепившийся в истории кино.
Кристофер Ли в фильме «Дракула» (Dracula, 1958) Теренса Фишера
Брэм Стокер, автор готического романа «Дракула», как известно, родом из Дублина (Ирландия), посему британская экранизация романа казалась вопросом времени. Англичане после Второй мировой войны возмущались, как это американцы уже экранизировали Стокера, а британцы до сих пор нет.
Исправить это недоразумение в 1958 году взялись хоррор-студия Hammer (эдакий побратим «А24» сегодняшнего дня) и режиссер Теренс Фишер. Сотрудничество Кристофера Ли и Hammer началось в 1957-м, когда Кристоферу досталась роль Чудовища Франкенштейна в первой картине студии «Проклятие Франкенштейна». На кастинге Hammer, как вспоминал Ли, у него спросили, хочет ли он эту роль, актер ответил «да», и вопрос закрыли.
Нетривиальный образ Франкенштейна понравился боссам студии, и Кристофера Ли позвали в следующий проект Hummer — собственно «Дракулу». Готовясь к роли, Ли вдохновлялся образом Лугоши в картине 1931 года, к тому же лента Фишера стала в буквальном смысле цветным ремейком картины Браунинга и Фройнда.
Однако Дракула с Туманного Альбиона выделялся на фоне «коллеги» из Нового Света небольшим количеством реплик и обилием зловещих звуков — например, шипение британского Дракулы стало фишкой графа на десятилетия вперед.
По сравнению с американской лентой 1931 года, наследовавшей пережитки немого кино, картина студии Hammer избежала натужной театрализованности, добавила цвет и динамику. Неподражаемая харизма Кристофера Ли в образе Дракулы, увы, вышла актеру боком: студия крепко держалась за талантливого актера, так что в будущем Кристофер исполнил роль Дракулы в кино еще 9 раз — больше, чем кто бы то ни было.
Клаус Кински в фильме «Носферату: Призрак ночи» (Nosferatu the Vampyre, 1979) Вернера Херцога
Ремейк классической немой картины Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса», который спустя 57 лет после оригинала вдруг решил снять легенда немецкого кино Вернер Херцог. Разумеется, с верным другом и соратником Клаусом Кински в главной роли.
Сценарий Херцог написал самостоятельно, добавив в и без того вольную адаптацию романа Стокера собственных вариаций ужаса. У Херцога появился звук и цвет, а графу Дракуле вернули имя (в фильме Мурнау Дракулу звали граф Орлок; дело в том, что прав на экранизацию романа Стокера у режиссера попросту не было).
Вопреки романтическому флеру, присущему как американскому, так и английскому Дракуле, созданный Кински образ графа — чудовищный, но в то же время серьезный и печальный. Херцог не забывает об истоках и делает акцент на том, что бессмертие и жажда крови — не дар, а тяжкое бремя для Дракулы. Кински, игравший за 9 лет до фильма Херцога роль прислужника Дракулы (вместе с Кристофером Ли), воплотил на экране оригинальный и пугающий образ графа, черпая вдохновение, конечно, у Орлока из картины 1922 года.
Благодаря жуткому гриму (длинные когти, пустые глаза, торчащие клыки) и специфической внешности Кински Дракула Вернера Херцога стал самым страшным вампиром в кино.
Гэри Олдман в фильме «Дракула» (Bram Stokerʼs Dracula, 1992) Фрэнсиса Форда Копполы
Через 95 лет после издания роман Брэма Стокера получает близкую к первоисточнику экранизацию — американскую лента «Дракула» от Фрэнсиса Форда Копполы. Главную роль в фильме исполнил англичанин Гари Олдман. В
отличие от предыдущих попыток перенести графа Дракулу со страниц книги на большой экран, Коппола уделил внимание не только чудовищной грани персонажа, но и представил Дракулу в человеческом обличии, показав новый ракурс уже знакомого героя. Благодаря этому Дракула в исполнении Олдмана вышел одновременно и трагическим, и печальным, и сексуальным (во второй половине фильма… впрочем, кому как!), и вместе с тем отталкивающим.
К классической готической истории графа режиссер, помимо прочего, добавил и любовную линию. Таким образом, Дракула Копполы — не только жуткий монстр, высасывающий из людей кровь, а сложный, многогранный персонаж с оригинальной мотивацией и характером. И, конечно, вдохновение классикой Мурнау не прошло даром. Фрэнсис игнорирует дорогостоящие новшества, у него все по-старомодному. Тут и чрезмерно-ассоциативный монтаж, и спецэффекты в духе оригинального «Носферату» 1921 года.
Фильм получил признание как критиков, так и зрителей: «Дракула» Копполы отхватил три премии «Оскар» (лучшие костюмы, монтаж звука и грим), а также сумел достичь отметки в 215 $ миллионов мировых кассовых сборов при бюджете в 40 $ миллионов.
Лесли Нильсен в «Дракула: Мертвый и довольный» (Dracula: Dead and Loving It, 1995) Мэла Брукса
Хочется выделить и пародийную вариацию готики авторства Мэла Брукса. Лента «Дракула: Мертвый и довольный» появилась в кино в конце 1995 года. Картина пародирует сразу все предыдущие экранизации — и в то же время не теряет собственную комедийную монументальность. Здесь не осталось и следа от серьезных настроений того же Херцога и Фишера, а количество крови в кадре превысило мыслимые пределы.
Лесли Нильсен в кадре без тени сомнения (не в духе «Голого пистолета», но рядом) издевается над всем, что было раньше в кинематографической репрезентации Дракулы: речь Белы Лугоши, шипение Кристофера Ли, сюжетная арка Копполы. Всевозможные клише, которые мы видели предыдущие 70 лет, высмеиваются и обстебываются Нильсеном вдоль и поперек. Это делает Дракулу, естественно, не самым страшным и ужасным, но однозначно ярким и запоминающимся образом в истории киновоплощений графа.
Беззастенчивый стеб над Дракулой не прошел для Мэла Брукса бесследно: в 2015-м Мэл поучаствовал в озвучке анимации «Монстры на каникулах», подарив голос отцу графа Дракулы.