Как снимали «Кто подставил кролика Роджера»

Артем Степанченко
27 сентября состоится российская премьера фильма «Игрушки для взрослых». В честь выхода этой картины о совместной жизни людей и маппетов я решил вспомнить шедевр 1988 года, снятый Робертом Земекисом — фильм «Кто подставил Кролика Роджера», с момента выхода которого прошло уже 30 лет. Из этой статьи вы узнаете, чем обусловлен культовый статус ленты, какой вклад картина внесла в кинематограф, а также причины, по которым критики изначально очень скептически отнеслись к производству фильма и даже пророчили ему провал.

Мало кто знает, но «Кто подставил Кролика Роджера» — это экранизация книги 1981 года под названием «Кто зацензурил Кролика Роджера?», написанной писателем-юмористом Гэри Вульфом.

По воспоминаниям Вульфа, он хотел написать уникальную в своем роде книгу. На определенном этапе написания произведения у Вульфа появилась идея соединить три главных увлечения своего детства, а именно комиксы, мультфильмы и детективные романы. Из всей этой мешанины получилась довольно атмосферная и в то же время безумная детективная история с неожиданными сюжетными поворотами и интересными персонажами.

По сюжету книги, кролик Роджер нанимает частного детектива Эдди Вэлианта для установления причины расторжения с ним контракта. Чуть позже Вэлианту приходится расследовать убийство самого Роджера, который, возможно, перед своей смертью убил своего босса Рокко де Гризи, совладельца издательства комиксов. Не буду раскрывать все подробности сюжета книги Вульфа, а лишь добавлю, что это произведение несомненно заслуживает прочтения, ведь не будь этой книги, не было бы и экранизации, а Вульф придумал по-настоящему интересную вселенную, в которой безумие мультяшек и рационализм людей слились воедино, как бы странно это ни звучало. За социальным взаимодействием людей и персонажей мультфильмов очень интересно наблюдать и в экранизации.

Чего только стоит начальная сцена: мы наблюдаем, как Роджер вместе со своим другом малышом Германом участвует в съемках мультфильма. Поначалу все идет хорошо, но в самый последний момент кролик разочаровывает режиссера своей игрой, запоров один и тот же дубль аж двадцать три раза! Эта сцена сразу дает зрителю понять, что между людьми и мультяшками есть определенные обязательства по отношению друг к другу, и им приходится жить и работать вместе, пытаясь найти компромисс и понимание.

В районе, в котором живут мультяшки (Мульттауне), даже есть заведение, открытое для богатых людей, где они могут отдохнуть и расслабиться, лицезрев игру мультяшек на музыкальных инструментах, как это было в фильме, когда Дональд Дак и Даффи Дак состязались друг с другом в игре на пианино.

В ходе развития сюжета мы видим, что все люди воспринимают мультяшек по-разному. Одни откровенно смеются над рисованными персонажами, категорически не воспринимая их всерьез, а другие даже готовы заводить с ними дружбу. К примеру, у детектива Эдди Вэлианта сложилось двоякое отношение к мультяхам. Герой умудряется одновременно их любить и в то же время ненавидеть, ведь один из мультяшек убил родного брата детектива.

Стоит сказать, что фильм наверняка не получился бы таким смешным, если бы роль Вэлианта сыграл не Боб Хоскинс, а какой-нибудь другой актер. Фильмография Хоскинса насчитывает больше сотни различных ролей, вдобавок у него была номинация на «Оскар» и несколько номинаций на «Золотой глобус».

Тем не менее, если спросить среднестатистического зрителя о том, в каком фильме он видел Хоскинса, то он скорее всего назовет «Кролика Роджера».

В поисках актера на главную роль создатели фильма рассмотрели нескольких популярнейших актеров той эпохи. Изначально планировалось пригласить Харрисона Форда, но бюджет фильма рос очень быстро, а Форду в свою очередь пришлось бы выплатить весьма крупную сумму за роль, поэтому продюсерам пришлось подыскивать менее высокооплачиваемого актера. Предложения сыграть главную роль получили Чэви Чэйз и Эдди Мерфи, но актеры ответили отказом. Также на роль рассматривался Билл Мюррей, но режиссер фильма Роберт Земекис попросту не смог связаться с актером.

Перебрав всех оставшихся кандидатов, создатели решили остановиться на Бобе Хоскинсе, который в тот момент был известен в основном по ролям различных гангстеров. Хоскинс участвовал в съемках с особым рвением и страстью. Находясь на съемочной площадке, он представлял мультяшек наяву и даже разговаривал с ними. В отношении своей методики актер употреблял термин «галлюцинирование».

Под конец съемок актер даже стал страдать от серьезных галлюцинаций, начав повсюду видеть мультяшек. Для того, чтобы прийти в себя после завершения работы над фильмом, Хоскинс почти год не снимался в кино.

Созданием спецэффектов для фильма занимался британский аниматор Ричард Уильямс. Для достижения максимальной реалистичности в действиях мультяшек и живых персонажей, Уильямс придумал три основных правила:

  • Как можно чаще передвигать камеру, чтобы мультперсонажи не выглядели нарисованными на заднем плане.
  • Максимально использовать освещение и тени.
  • Делать как можно больше совместных сцен мультипликационных и живых персонажей.

Съемки картины начались в декабре 1986 года, а завершились в августе 1987-го. Пост-продакшн же занял еще 14 месяцев. Чтобы люди и мультяшки цельно смотрелись в кадре, и актерам было проще играть, создатели использовали различные методы: от держащих предметы специальных устройств до изображавших впоследствии нарисованных мультгероев полноразмерных кукол.

С этими куклами, кстати, связана интересная история. Однажды на съемки фильма забрели прохожие зеваки, которые увидев кукол пришли к выводу, что мультяшки в фильме будут выглядеть именно так. На основании этой информации некоторые газеты даже напечатали сенсационные статьи о том, что фильм из-за убогих спецэффектов ждут большие проблемы.

Как снимали «Кто подставил кролика Роджера» | Канобу - Изображение 1

На самом же деле, все приспособления и куклы затем заменялись анимацией, которая была полностью рисованной. Технология CGI появилась лишь через несколько лет после выхода картины.

Над фильмом в общей сложности работало 326 аниматоров, которые создали свыше 82 тысяч рисованных кадров. По оценкам Уильямса, если добавить к этим кадрам множество раскадровок и концептов, то общее количество сделанных для фильма рисунков достигнет примерно миллиона. Фильм даже установил рекорд в виде наиболее длинных финальных титров в голливудских картинах того времени.

Стивен Спилберг, выступавший продюсером, смог договориться со многими студиями об использовании их мультперсонажей, однако студии ставили свои условия. К примеру Warner Bros. согласилась одолжить своих героев лишь при условии, что у них будет столько же экранного времени, сколько и у персонажей Disney.

«Кто подставил Кролика Роджера» вышел 24 июня 1988 года и собрал свыше 150 миллионов долларов американском прокате, и еще 170 миллионов долларов в мировом. Позже фильм был удостоен трех «Оскаров» за звук, монтаж и визуальные эффекты, а Боб Хоскинс был номинирован на «Золотой глобус».

Благодаря «Кролику Роджеру», к людям вернулся интерес к анимации и ее истории, а сам фильм стал культовым во многом из-за хорошей постановки, интересного сюжета и отличной игры Боба Хоскинса. Знаменательно и то, что персонажи анимационных студий Walt Disney Company, Universal Pictures, MGM, Republic Pictures, Turner Entertainment и Warner Bros. впервые появились на одном экране, и, что немаловажно, гармонично смотрелись вместе.

Совсем недавно Роберт Земекис признал, что нынешнее руководство студии Disney не планирует снимать сиквел, однако мне кажется, что это и не нужно. Будет лучше, если «Кролик Роджер» останется единственной в своем роде классикой, в которой создатели фильма реализовали все свои cамые смелые идеи и замыслы.

Как снимали «Кто подставил кролика Роджера» | Канобу - Изображение 2
Комментарии (13)

Ну вот, хороший же материал. Можете, когда захотите

Слава богу, что Дисней не хочет сиквел или перезапуск - ведь запоганят классику!

очень классный фильм, он мне нравился в детстве)) да и щас... ну и конечно роковая красотка Джессика Рэббит)))

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE