Не только Бэтмен: как секс и наготу цензурировали в комиксах
Три правила отношений
Веха в истории цензуры комиксов — выход книги доктора Фредрика Бертама «Совращение невинных» (Seduction of the Innocent) в 1954 году. Психиатр и писатель Бертам считал, что индустрия комиксов пропагандирует насилие, развращает молодежь и разрушает семейные ценности, и даже Гитлер «был начинающим» в сравнении с ней. После долгих обсуждений и выступлений Бертама в Сенате Ассоциация издателей комиксов решила защитить себя от критики и занялась самоцензурой: выпустила свод строгих правил, так называемый «Кодекс комиксов» (Comics Code Authority).
Указания в Кодексе были самыми разными. Графичное насилие и сверхъестественные события (как и существ) писать запретили — невозможно стало выпускать комиксы в жанрах хоррор и детектив. На страницах комиксов нельзя было изображать «запрещенные сексуальные отношения», и даже намекать на них; любые романтические отношения должны были делать упор на традиционные ценности и священность брака; «сексуальные извращения» любого рода были запрещены.
Формулировки правил изображения любви и секса были настолько размытыми, что попасть под ограничения – в зависимости от решения Ассоциации — могло что угодно. Телеканал History вспоминает, что даже Женщина-кошка не подходила Бэтмену в качестве любовного интереса. Возлюбленная положительного героя просто не могла быть преступницей (и потому исчезла из комиксов на 12 лет, до своего перевоспитания в серии 1966 года). Однополые отношения также были запрещены.
Ник Фьюри и телефон с намёком
В недавнем сериале Disney+ и Marvel «Сокол и Зимний Солдат» появилась любопытная героиня – графиня Аллегра де Фонтейн. В комиксах с ней связана одна из самых неудачных и странных попыток цензуры. Фонтейн работала в организации Щ.И.Т. и состояла в отношениях с Ником Фьюри. По данным CBR, интимную сцену с их участием в выпуске комикса «Ник Фьюри, агент Щ.И.Т.» (1968 год) пришлось перерисовать.
Художник этого выпуска Джим Стеранко изначально нарисовал телефон с трубкой, отложенной в сторону, а на последнем кадре Фонтейн и Фьюри целомудренно обнимались (между прочим, полностью одетыми). Но Marvel заставил Стеранко перерисовать телефон, чтобы трубка снова лежала на аппарате и не «наводила на размышления». Сцену с объятьями из комикса просто вырезали. Её заменил кадр с пистолетом в кобуре — по мнению Стеранко, это была «более мощная метафора к сексу, чем две обнимающиеся фигуры».
Любовь и утки
В следующие десятилетия Кодекс комиксов становился мягче, а в сериях начали появляться необычные существа. Но вступать с ними в половые отношения другим героям всё еще было нельзя. В связи с этим Marvel заставил художников вырезать один кадр из выпуска комиксов «Говард-утка» (1976 год).
На протяжении всей сцены Говард и его девушка, Беверли Свитцер, выясняют отношения: Беверли помогает Говарду успокоиться после кошмарного сна и отвечает на ревнивые комментарии. В финале очевидно, что они ложатся спать – герои желают друг другу спокойной ночи. Но именно кадр, на котором Говард и Беверли сидят в одной постели, показался Marvel слишком неприличным.
Трудности с «Титанами»
О цензуре со стороны DC не раз рассказывала Девин Грейсон, автор комиксов о Найтвинге и Юных Титанах. Именно она писала серию «Титаны», начатую еще в 1998 году. Во время работы над комиксом у Грейсон постоянно возникали проблемы с изображением секса и интимной жизни.
По её словам, героиням можно было бегать в откровенных нарядах, но нельзя было «испытывать удовольствие». Грейсон заставили вырезать момент, в котором одна из женских персонажей говорит, что ей хорошо. Это и другие ограничения из Кодекса комиксов приводили Грейсон в отчаяние, но авторам приходилось просто «идти на эти жертвы».
Прикрытие наготы
Отношение к обнажённой натуре в комиксах всегда было непредсказуемым. С одной стороны, герои часто появляются в откровенных костюмах – коротких, обтягивающих или вовсе отсутствующих (как у Гепарды из DC). Но издатели любят перестраховываться.
В 2001 году Marvel убрал из магазинов третий выпуск серии «Электра» из-за одной сцены: главная героиня спорила с агентом Щ.И.Т.а, будучи полностью обнажённой. CBR отмечает, что у комикса было возрастное ограничение «для взрослой аудитории», а Электра находилась в тёмной комнате и стояла спиной к читателю. Этого оказалось недостаточно – Marvel не просто изъял существующие копии, но и перевыпустил проблемную часть комикса. В новой версии этой сцены на Электре надето нижнее бельё.
DC столкнулась с более радикальной проблемой. В комиксе «Бэтмен. Проклятый» (2018) есть сцена, в которой Брюс Уэйн раздевается догола. Издательство смутило, что на двух кадрах, в которых Уэйн стоит лицом к читателю, в тени видны очертания его гениталий. В том же году «Проклятого» перевыпустили с затемнённой картинкой, а DC заявило, что нагота Уэйна «не дополняла историю» ничем важным.