Напевая Bella ciao: как сериал «Бумажный дом» стал международным феноменом
История внезапной популярности
«Бумажный дом» (La casa de papel) создали двое друзей-сценаристов из Испании – Алекс Пина и Хесус Кольменар. Познакомившись на съёмках сериала «Пако и его люди» в 2005 году, они начали работать вместе: в 2014–2016 годы выходила комедия «Закусочная Пепе», в 2015–2019 – драматический триллер «Визави». Главную роль в нём сыграла будущая звезда «Бумажного дома» Альба Флорес. В интервью газете El Periódico Пина и Кольменара рассказали, что после «Визави» у них появилась безумная идея – снять для ТВ проект в жанре heist-movie – о тщательно подготовленных ограблениях. Сюжет «Бумажного дома» не был продуман заранее, его додумывали и дорабатывали в процессе съёмок.
Изначально сериал снимали для испанского телеканала Antena 3. Он состоял двух частей (в общем – 15 эпизодов по 60-70 минут) и шёл в эфире с мая по ноябрь 2017 года. По данным документального фильма «Феномен “Бумажного дома”», первый эпизод шоу посмотрели 4,5 миллионов зрителей, но дальше рейтинги стремительно падали. На этом этапе Пина и Кольменар решили, что их идея провалилась, а Antena 3 закрыл сериал.
Но уже после провала на ТВ, в том же 2017 году шоу купил Netflix — как утверждают авторы сериала, всего за два доллара. «Бумажный дом» переупаковали в 22 эпизода с меньшим хронометражом (по 50 минут). Изначальное испанское название La casa de papel (дословно – бумажный дом) сменили на Money Heist («ограбление») – так тайтл был более понятен англоязычным зрителям. При этом серьёзной ставки на шоу не делали: по словам одного из сценаристов, у проекта не было никакой маркетинговой компании.
Вопреки ожиданиям, в 2018 году «Бумажный дом» стал самым просматриваемым шоу на иностранном языке за всю историю стриминга. Точные цифры по аудитории Netflix не раскрыл. На волне бешеной популярности компания разом сняла продолжение сериала – третий и четвертый сезон (на Netflix они называются «частями» — часть 1, часть 2 и т.д.)
Чем зрителям понравился «Бумажный дом»
О чём сериал
«Бумажный дом» рассказывает историю двух масштабных ограблений, спланированных мужчиной по прозвищу Профессор (Альваро Морте). Он собирает команду талантливых воров и взломщиков, которую некоторое время тренирует в уединенной локации. Первые два сезона посвящены операции в Испанском королевском монетном дворе в Мадриде: грабители несколько дней удерживают в заложниках 67 человек, а в это время печатают на станках новые купюры. В финале второго сезона некоторым из них удаётся сбежать с деньгами.
Третий и четвёртый сезон разворачиваются уже после побега. Оставшиеся в живых участники ограбления залегли на дно вместе со своей долей денег. Но Интерполу удаётся поймать одного из членов команды, Рио (Мигель Эрран).
Чтобы вызволить его, Профессор вновь собирает персонажей из первых сезонов и разрабатывает план захвата Банка Испании. Правда, всё снова идёт наперекосяк – к началу пятого (и финального) сезона большая часть героев застряла в банке в окружении полиции и спецслужб.
Яркие детали и протестный дух
Грамотно расставленные клиффхэнгеры и сюжетные повороты – главная сила «Бумажного дома». При переезде на Netflix шоу смонтировали так, чтобы эпизод заканчивался на самом интересном месте (например, на ранении одного из героев). Сценаристы с первых же серий от души мучили и убивали своих персонажей; из семи грабителей, которые зашли в монетный двор, трое не дожили до третьего сезона.
Условия в «Бумажном доме» достаточно экстремальны, чтобы держать зрителя в напряжении: заложники не только пытаются обмануть своих тюремщиков и выбраться, но и вступают с ними в переговоры, влюбляются, ругаются и вступают в союзы. Параллельно с этим Профессор начинает близко общаться с офицером полиции Ракель Мурильо, которая контролирует освобождение заложников из Монетного двора. Сериал в любую минуту может повернуть в направлении, которого зрители не ожидают.
Сценарист Хавьер Гомес также считает, что «Бумажный дом» удачно ворвался на рынок, где доминировали англоязычные сериалы. Лучше всего шоу смотрят не в США или Великобритании, а в Италии и Турции, Бразилии и других странах Латинской Америки. Гомес подчеркнул, что испанское телевидение всегда «находилось на периферии» – и поэтому так понравилось в странах, которые устали от засилья англоязычного контента. Кроме того, зрителям понравился испанский подход к повествованию – Гомес называет его «очень эмоциональным и гипертрофированным».
В «Бумажном доме» много ярких деталей, которые запоминаются и цепляют – многие из них заимствованы из успешных фильмов. Например, клички грабителей напоминают «Бешеных псов» Квентина Тарантино: там герои называли себя по цветам, а в «Бумажном доме» – по названию разных городов (Рио, Токио, Москва, Лиссабон и т.д.). Все подопечные Профессора носят одинаковые костюмы: красные комбинезоны (похожие на тюремную одежду) и маски Сальвадора Дали. Несложно найти в этом параллель с масками Гая Фокса из «“V” значит Вендетта». Причем маски стали настолько популярными, что реальные преступники из Морокко ограбили в них банк в 2018 году.
Ещё одна важная причина, по которой сериал западает в память фанатов, кроется в гимне шоу – итальянской песне Bella ciao («Прощай, красавица»). Bella ciao была песней итальянского антифашистского сопротивления. Герои сериала поют её несколько раз на протяжении сериала, обычно в знак надежды на свою победу. В глазах зрителей это делает их настоящими партизанами. К революционному образу добавляется то, что грабители выбрасывали деньги из банка прямо на улицы, под ноги людям.
К чему привёл «Бумажный дом»
Выход «Бумажного дома» совпал с протестными настроениями сразу в нескольких странах. В 2019 году Bella ciao пели на улицах Ирака во время акций против правительства, на митинге против заместителя премьер-министра Италии Маттео Сальвини, и даже в лодке с беженцами, причалившей к берегам Испании. В том же году протестующие из Пуэрто-Рико вышли на улицы в красных комбинезонах и масках. Образы грабителей из «Бумажного дома» оказались настолько яркими, что стали лицом протестов по всему миру.
Но настоящий бум сериал произвел среди испаноязычного контента, особенно на Netflix. Компания открыла собственный хаб по производству фильмов и сериалов в 2018 году, как раз на пике популярности «Бумажного дома». Los Angeles Times отмечает, что стриминги наконец увидели в сериалах из Испании золотую жилу. Ведь комфортнее всего эти шоу смотреть в испаноязычных странах – что включает огромную аудиторию Латинской Америки.
С 2018 года испанское подразделение Netflix выпустило молодёжный сериал «Элита» (Élite), детективные «Харлан Кобен. Невиновен» (El inocente) и «Беспорядок после тебя», триллер «Любимцы Мидаса», свою версию международного проекта «Преступник» (который снимался в четырёх странах). Пина продолжает делать сериалы для онлайн-платформы, в 2020 году выпустив «Белые линии», а в 2021-ом – «Красный дермантин».
Актёрский состав «Бумажного дома» тоже не покидает экраны. Урсула Корберо, исполнившая роль Токио, попала в американский блокбастер «G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз» – настоящий прорыв для испанской актрисы. Хайме Лорэнте получил роль в «Элите» и сыграл героя в испанском историческом сериале «Эль сид». А Альваро Морте, он же Профессор, не только сыграл главную роль в испано-японском триллере «Голова»; актёр появится в экранизации «Колеса времени» от Amazon.