От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+

Читай нас
Уже в августе Disney+ представит четвёртый супергеройский сериал – анимационную антологию «Что, если…?» с альтернативными историями персонажей Marvel. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему при всех достоинствах новинки от Disney+ вышли средними, а не отличными шоу.
Уже в августе Disney+ представит четвёртый супергеройский сериал – анимационную антологию «Что, если…?» с альтернативными историями персонажей Marvel. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему при всех достоинствах новинки от Disney+ вышли средними, а не отличными шоу.

К чему привёл сбой в графике выхода сериалов

Ещё в 2018 году Marvel Studios объявила о разработке нескольких супергеройских сериалов для нового стриминга Disney+, а в 2019-2020 годах приступила к съёмкам. Но шоу сильно пострадали из-за мировой пандемии коронавируса. Премьеру «Чёрной вдовы» перенесли с 1 мая 2020 года на июль 2021 год из-за ограничений на посещения кинотеатров, а к сентябрю 2020 года «Сокола и Зимнего Солдата» всё ещё шли, из-за чего премьера состоялась только в марте 2021 года. В итоге первым сериалом на Disney+ стал «Ванда/Вижн» (WandaVision) , который вышел 15 января, хотя планировался весной 2021 года.

От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+ - фото 1

Это привело к путанице в представлении персонажей. Например, в последних сериях «Сокола и Солдата» бывший Капитан Америка, Джон Уокер, знакомится с Валентиной Аллегрой де Фонтейн – мадам Гидрой из комиксов и очень таинственным персонажем в MCU. В финале де Фонтейн приглашает Уокера работать на себя, выдав ему костюм Агента США. Но сценаристы планировали, что зрители увидят Аллегру де Фонтейн гораздо раньше – в сцене после титров «Чёрной вдовы», в которой она вербует Елену Белову. Из-за этого появление де Фонтейн не имело нужного эффекта, а ведь именно эта героиня, по слухам, собирает по разным фильмам Громовержцев – команду супергероев, которую ещё называют «тёмными Мстителями».

Знакомство зрителей с мультивселенной тоже прошло не так, как планировалось: о существовании других таймлайнов должны были подробно рассказать в фильме «Доктор Стрендж: В мультивселенной безумия», а не в сериале «Локи» (Loki).

Какими получились три первых шоу Disney+

Сильные стороны: концепции и персонажи

Marvel и Disney+ начали с разношёрстных проектов для разных аудиторий: камерный формат «ВандаВижн», «Сокол и Зимний Солдата» с социально-политическим уклоном и исключительно развлекательный «Локи».

Студия ориентировалась не только на фанатов того или иного персонажа. Авторы «ВандаВижн» играли на чувстве псевдоностальгии и постоянно делали отсылки к разным шоу, в том числе «Я люблю Люси», «Моя жена меня приворожила», «Семейка Брейди», «Малкольм в центре внимания» и другим сериалам 50-х, 60-х, 70-х годов, которые многие из нынешних поклонников MCU просто не смотрели. Авторам важно было создать ретро-атмосферу, которую узнал бы даже не знакомый с американскими ситкомами зритель.

Но его основной темой была совсем не тоска по старому телевидению, а серьёзное и тяжёлое рассуждение на тему потери и горя. Ванда Максимофф за несколько фильмов MCU лишилась всех, кто был ей дорог. «ВандаВижн» показывает, что это горе способно толкнуть человека на ужасные поступки, вплоть до захвата заложников и жестоких психологических манипуляций любимым человеком.

От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+ - фото 2

На контрасте с предыдущими проектами «Локи» можно назвать чистым эскапизмом. Третий сериал Disney+ связан только с темами самой MCU: он исследует прошлое и личный путь героя, сильно зависим от внезапных сюжетных поворотов и многочисленных отсылок. Поиски трикстером самого себя (иногда в буквальном смысле слова) и бюрократические тайны Агентства временных аномалий – не более чем весёлые приключения.

В первом сезоне «Локи» не было сильной сквозной темы. Зато авторы заигрывали с популярным жанром научной фантастики и включили в сериал жанровые клише, редко встречающиеся в основной MCU – путешествия во времени, множественность вселенных, предопределенность судьбы и так далее.

Минусы: банальный сторителлинг и упущенные возможности

Все продукты MCU так или иначе рассчитаны на широкую аудиторию, и студия не решается всерьёз экспериментировать с ними — особенно в плане жанров. «Чёрная вдова» так и не стала мрачным шпионским триллером, несмотря на потенциал этой истории. Любые попытки расширить рамки супергеройских блокбастеров проваливаются. В 2020 году Скотт Дерриксон («Синистер») отказался снимать сиквел «Доктора Стренджа» «из-за креативных разногласий» со студией, и в соцсетях тут же предположили, что Marvel Studios не позволили Дерриксону включить в фильм больше элементов хоррора.

То же самое произошло с сериалами. Действие «Локи» не углубляется по-настоящему в тему путешествий во времени, авторы сериала «Сокол и Зимний Солдат» (The Falcon and the Winter Soldier) только поверхностно затрагивают политические темы и не раскрывают в полной мере мотивацию своих антагонистов – Разрушителей флагов. Авторы «ВандаВижн» на полпути отказываются от высокой концепции и завершают сериал банальным финалом в духе блокбастеров Marvel (с эпической битвой и стремительной победой над злодеем). Это глобальная проблема супергеройских шоу на Disney+: они обязательно должны встроиться в общий нарратив, угодить широкой аудитории MCU.

От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+ - фото 3

Беда этих шоу не только в жанрах, но и в нарушении внутренней логики. Сценаристы «ВандаВижн» к середине шоу торопят события: бешеными темпами вводят новые сюжетные линии и персонажей, добавляют детали к матчасти. В «Локи» на протяжении всего сериала игнорируются основные способности и особенности характера персонажей. Например, чтобы сюжетный поворот в 6 серии состоялся, оба Локи внезапно забыли о своей магии, трикстерстве и коварстве, поддавшись влиянию главного злодея. Отчасти сериалы повторяют ошибки фильмов — в них пренебрегают логикой ради того, чтобы сюжет двигался по назначенному курсу.

Как в сериалах упустили важную часть MCU

С одной стороны, сериалы Disney+ призваны дополнить MCU, логично вписаться в общую схему (которая стала разветвлённой, что даже в сериалах сложно разобраться без гайда). Ванда Максимофф появится в сиквеле «Доктора Стренджа», Джон Уокер из СИЗС станет участником грядущей супергеройской команды, новая Чёрная Вдова, Елена Белова, появится в сериале о Соколином Глазе. После выхода «ВандаВижн» «Канобу» критиковал то, как мало этот сериал отразился на судьбе вселенной. Но в финале «Локи» Сильвия разделила один Священный таймлайн на множество вселенных, что напрямую повлияет на MCU.

От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+ - фото 4

На этом фоне удивительно только то, как Файги и Marvel Studios решили строить свою сериальную вселенную. Студия просто не учитывает в каноне предыдущие шоу на основе комиксов Marvel, в том числе шоу телеканала ABC («Агент Картер», «Агенты Щ.И.Т.», «Сверхлюди») и всю супергеройскую линейку Netflix – приключения Сорвиголовы, Джессики Джонс, Люка Кейджа и Железного кулака в Нью-Йорке. Все эти сериалы снимали до открытия Disney+, они успели завоевать свою аудиторию, «Сорвиголова» получил премию «Сатурн» 2016 года. Но события из них решили просто не учитывать в киновселенной, потеряв многие интересные сюжетные линии. Например, у агента Пегги Картер в её сольном сериале был муж – и это не Стив Роджерс, как в фильме «Мстители: Финал»). Файги и сценаристы новой фазы MCU просто обнулили старания предыдущих шоураннеров, отрицая их ценность для своей вселенной.

При этом из «списанных» шоу позаимствовали удачные идеи. «Агенты Щ.И.Т.» получили один из самых самобытных и необычных финальных сезонов с отсылками к старым сериалам и кино, позже то же самое сделали авторы «ВандаВижн» с концепцией старых ситкомов. Только в «ВандаВижн» эту концепцию воплотили хуже.

Что нас ждёт дальше

Marvel Studios выбирает смелые направления и интересные концепции для своих сериалов. Но они остаются прямым продолжением MCU — со всеми её плюсами и минусами, с сильными, весёлыми, интригующими персонажами и слабостями сценариев и постановки. Все три шоу выглядят как фильмы Marvel, постфактум разделённые на несколько эпизодов: именно так актёр Энтони Маки (Сэм Уилсон) описывал работу над «Соколом и Зимним Солдатом». Следовательно, они страдают от тех же ошибок.

От «ВандаВижн» до «Локи»: как сейчас выглядит супергеройская линейка Disney+ - фото 5

Авторы пытались сделать «ВандаВижн», «Сокола и Зимнего Солдата» и «Локи» понятными для широкой аудитории. Это помешало им стать по-настоящему запоминающимися и интересными шоу, шоураннеры явно страдали от недостатка креативной свободы. Несмотря на большие бюджеты, прекрасные концепции и труд неплохих сценаристов, все сериалы удались максимум на «четвёрку». А в случае «Сокола и Зимнего Солдата» – и вовсе на тройку.

Но надежда на то, что ситуация изменится, всё же есть. Зрители проявили повышенное внимание к «Локи», несмотря на нетипичный для Marvel жанр научной фантастики. «Соколиный Глаз» (Hawkeye) пока остаётся последним сериалом Disney+ о старом персонаже MCU – Мисс Марвел, Женщину-Халка, Лунного рыцаря и других супергероев пишут с нуля и знакомят со зрителями впервые. В связи с этим у сценаристов есть больше простора для творчества — и новые сольные шоу могут получиться гораздо более необычными и запоминающимися.

Обложка и фото в материале: Marvel.com

Читай нас