Икона грустных подростков. Рецензия на альбом Билли Айлиш — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?
Грустный подросток в мешковатой андрогинной одежде скачет по сцене, исполняя песню о неразделенной любви. 15-18-летние фанаты рейвятся под один только разряженный голос певицы. Примерно так выглядит каждый концерт Билли Айлиш — нового кумира подростков, у которой нет единого стиля ни в выборе одежды, ни образе, ни тем более в музыке.
И в этом заключается ее формула — быть воплощением одновременно всех ценностей современной молодежи, где в принципе нет ничего единого или однозначного. Формула работает даже слишком успешно. Через сутки после выхода альбома певица стала самой прослушиваемой исполнительницей после Арианы Гранде на Spotify, там же 13 из 14 ее треков сейчас входят в мировой топ-50, а перед этим предзаказы When We All Fall Asleep, Where Do We Go? в iTunes установили новый рекорд для сервиса.
Айлиш уже успела побывать на десятке американских вечерних шоу, клип на одну песню (и статую) для нее сделал японский дизайнер Такаси Мураками, а в день выхода альбома в Лос-Анджелесе открылся BILLIE EILISH EXPERIENCE — комплекс с четырнадцатью комнатами, каждая оформлена в стиле треков с альбома. Иными словами: нужно очень постараться, чтобы не заметить феномен Билли Айлиш.
Это уже не просто 17-летняя девочка с SoundCloud, а певица уровня той же Арианы Гранде или Тейлор Свифт.
И When We All Fall Asleep, Where Do We Go? доказывает это в каждом треке. Здесь RʼnʼB сменяет инди-поп, вайбы Ланы Дель Рей (главной вдохновительницы Айлиш) встречаются с техно-экспериментами, после чего идет череда, наверное, пока что самых меланхоличных песен 2019 года. Прошлогоднюю when the partyʼs over, которая входит в альбом, вовсе можно назвать новым юношеским гимном грусти и депрессии — особенно если брать во внимание клип.
Новый альбом идет по градации: в bad guy Айлиш показывает свою дерзкую и стервозную сторону, за которую, судя по многочисленным интервью, певица порой сама себя ненавидит. То же происходит и в all the good girls go to hell, имитирующем диалог Люцифера с Богом, а также одном из ее главных синглов you should see me in a crown, который обыгрывает цитату Мориарти из «Шерлока».
Треть альбома состоит из подобных поп-культурных пасхалок: в той же my strange addiction звучат несколько диалоговых вставок из американского сериала «Офис», а ilomilo своим названием отсылает к одноименной инди-игре. Ранее Айлиш также выпустила сингл по мотивам «Ходячих мертвецов», а не так давно трек-впечатление на фильм «Рома» — when i was older.
Весь When We All Fall Asleep, Where Do We Go? пронизан концептуальными деталями: альбом начинается со «слюнявых» звуков — Айлиш снимает капы и смеется со своим братом. И в этом, собственно, вся Билли — одна из главных поп-икон сегодня, которая ведет себя как самый обычный подросток. Но посмеявшись, она поет о монстрах под своей кроватью (и внутри себя) в психоделической bury a friend, в конце которого уже слышится мотив ilomilo — следующего трека и успокаивающей баллады о любви к себе.
Последние три трека своими названиями образуют предложение: listen before i go, i love you, goodbye. В первом Айлиш от своего лица совершает самоубийство, в следующей будто возносится под дрим-поп, а goodbye служит компиляцией строчек из 12 предыдущих песен пластинки в обратном порядке. После прослушивания альбома может сложиться впечатление, что это типичный студийный поп-релиз, над которым работала толпа людей.
Однако на деле пластинку сделали два человека — сама Билли и ее родной брат Финнеас, на котором и висел весь продакшн.
When We All Fall Asleep, Where Do We Go? можно было бы назвать главным релизом 2019, если бы не один момент — он все еще слишком подростковый. when the partyʼs over, wish you were gay, 8, ilomilo, i love you — как и в предыдущем мини-альбоме dont smile at me Айлиш интерпретирует юношеские страдания о любовниках, исполняя одно и то же разными словами и музыкой. И только грамотное разнообразие этих слов с музыкой поддерживают ее статус уникальной певицы. Потому что плакать и грустить умеют все — но не каждый способен делать это так же красиво, как Билли Айлиш.
Альбом - жуткая хренота. Но я за плюрализм мнений.