16 сентября 2018Игры
Обновлено 16.09.2018

Мнение. Почему сюжет в играх переоценен

Для некоторых игроков — возможно, для большинства — сюжет в игре — единственное, ради чего вообще стоит играть. Плевать на графику — все можно додумать в голове. И на геймплей плевать — ведь если он плохой, через него можно продраться ради увлекательной истории. Но вот если сюжета нет или ему уделяют куда меньше внимания, чем всему остальному — это приговор. Давайте разберемся, так ли это.
Для некоторых игроков — возможно, для большинства — сюжет в игре — единственное, ради чего вообще стоит играть. Плевать на графику — все можно додумать в голове. И на геймплей плевать — ведь если он плохой, через него можно продраться ради увлекательной истории. Но вот если сюжета нет или ему уделяют куда меньше внимания, чем всему остальному — это приговор. Давайте разберемся, так ли это.

Высказаться на эту тему мне захотелось после того, как я зачем-то заглянул в комментарии под статьей про Devil May Cry 5. В самом тексте — замечательном, к слову — Илона Швец написала:

[Любую Devil May Cry] без особых проблем можно было пройти, используя одну из самых древних геймерских техник, святой button mashing. Но можно ли получить удовольствие от такого прохождения? Вопрос открытый. Нет, серьезно, кому интересен сюжет в игре с такой невероятной боевой хореографией?

Читателей это взорвало. Они стали вырывать фразу про сюжет из контекста, обвинять Илону в том, что она за свою жизнь только в Counter-Strike и Dota играла, и яростно защищать ВСЕ сюжеты во ВСЕХ играх. И теперь у меня только один вопрос:

Вы в себе вообще?

DMC — дьявольски крутой слэшер, играть в него интересно ровно настолько, насколько умело вы жмете на кнопки геймпада во время яростных сражений. Ничего больше этой игре не нужно, особенно сюжет. Хотя дело, конечно, не только в Devil May Cry — ради нее одной я бы за эту статью не взялся. Дело в том, что хорошей истории придают огромное значение — и, что самое смешное, из-за этого порой пропускают потрясающие вещи.

Свою первую игру я запустил сильно не вчера и за много лет испытал не себе, кажется, все стадии игрового юношеского максимализма. Только PC и никаких консолей? Было, разумеется — но в 2012 я ради Mortal Kombat купил PS3 и с тех пор в страхе пробегаю мимо всякого PC-эксклюзива. Стрелять удобнее с мышкой, а геймпад — изделие дьявола? Да — но сейчас я играю в каждую новую Call of Duty на консолях. К слову о Call of Duty — это же «дойная корова» Activision, верно? Когда-то и такие мысли появлялись — но потом я просто перестал и начал получать удовольствие от замечательных шутеров. Nintendo создает игры для детей? Именно — но сейчас сорян, парни, я еще не все луны собрал в Каскадном царстве!

Восхваление сюжета — не исключение. В 2013 году вышла BioShock Infinite, одна из любимых моих игр, о которой я недавно написал в подборку самых грустных игровых историй по версии «Канобу». Пять лет назад мне казалось, что это предел, что ничего лучше с точки зрения сюжета игры уже предложить не смогут. Они и не смогли, но играть я все равно почему-то не перестал. Внимание, вопрос: почему?

Потому что игры — не про сюжет. Они в первую очередь — про геймплей. Всегда были и будут.

«Но как же твоя любимая BioShock Infinite, Денис?» BioShock Infinite — выдающийся шутер, в него круто играть в первый, в пятый, хоть в десятый раз. И наблюдать за историей при этом. Будь это симулятор ходьбы, вся эта возня с параллельными вселенными для меня закончилась бы после первого прохождения — и это в лучшем случае.

Мнение. Почему сюжет в играх переоценен - фото 1

Давайте начистоту: мало кто с помощью игр умеет рассказывать истории. Не в том в смысле, что в студиях сидят бесталанные сценаристы, а в том, что использовать игровые механики для повествования до сих пор могут единицы. Большинство игр рассказывают истории как фильмы — через кат-сцены, диалоги или даже текст, что по меркам кинематографа — вообще начало XX века. Только истории эти зачастую гораздо слабее тех, что вы прямо сейчас можете увидеть и услышать в кино.

Увидеть и услышать — ключевые понятия. Историю, скажем, неоднократно вознесенной к небесам The Last of Us вы именно что видите и слышите. Историю всех Metal Gear Solid вы видите и слышите. Игры Дэвида Кейджа вы вообще смотрите, как и другое интерактивное кино — оно тоже бывает по-своему хорошее (Wolf Among Us) и по-своему плохое (Heavy Rain), но это тема для отдельной статьи.

А вот игр, в истории которых вы ИГРАЕТЕ, очень мало. Та же BioShock Infinite, Dishonored, Thief, Deus Ex — в общем, все иммерсив симы. Наверняка уже всем надоевший environmental storytelling — пока единственный чисто игровой инструмент повествования. Показать драматичный ролик из The Last of Us можно и в кино, но пустить зрителя исследовать локацию, дать ему подслушать разговоры второстепенных актеров и порыскать по съемочной площадке фильмы не в состоянии.

Мнение. Почему сюжет в играх переоценен - фото 2

По этой причине я не могу до сих пор принять недавнюю Spider-Man. Я сыграл в нее около трех часов и выключил, потому что скука невыносимая. Это великолепное кино Marvel, но это не во всем удачная игра. К тому же фильмы Marvel не растягивают пятичасовую историю на 40 часов беготни по пустому опенворлду. В общем, Spider-Man — это, наверное, первый блокбастер в моей жизни, который я вообще-то должен пройти, но не буду, потому что скучно. Не исключено, что точно так же пропущу и вторую часть The Last of Us, да и вообще всю грядущую линейку эксклюзивов Sony.

Зато с удовольствием ворвусь в DMC 5. Я совершенно не помню, что было в сюжете прошлых частей, да и плевать — один трейлер с драйвовым саундтреком и эффектной боевкой (и статья Илоны) продал мне пятую часть. Еще я очень жду чуть ли не каждую новую игру от Nintendo для Switch — Super Mario Party, Pokemon, Super Smash Bros. Ultimate, New Super Mario Bros. U Deluxe, Metroid Prime 4 и так далее. Просто потому что знаю — в них совершенно точно здорово будет играть.

С Nintendo Switch, кстати, связан еще один момент, подтверждающий, что сюжет в большинстве играх — не главное. Не так давно редактор раздела «Технологии» Дима Петренко написал статью о том, что делать, если вы устали от игр. Дима посоветовал присмотреться к инди, но мой совет: купите Switch, если еще не. Это новый дивный мир, лучшая консоль и десятки потрясающих игр. Именно игр, а не вот этого всего с киносюжетами. Сам я проникся настолько, что купил Wii — ради предыдущих Metroid Prime и дилогии Super Mario Galaxy.

Мнение. Почему сюжет в играх переоценен - фото 3

Я понимаю, что небольшая статья в формате «Мнение» не очень подходит для обсуждения того, насколько в играх важен сюжет, но ключевые мысли по этому поводу я все-таки обозначил. Если в комментариях будет что-то дельное, а не только волна хейта, как под статьей про Heavy Rain, то в будущем, возможно, получится сделать большой материал о том, как игровые сюжеты вообще работают, — с фактами, примерами, сравнениями и с минимумом личных впечатлений. Поэтому пишите свое мнение в комментариях и рассказывайте, какое значение придаете истории в играх.

Больше мнений на «Канобу»

Комментарии 247
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
cdnm_47
cdnm_47

Здесь отношение зависит от личных "пресетов" каждого отдельного геймера. Кто-то скипает кат-сцены и диалоговые вставки, чтобы поскорее снова попрыгать/пострелять/побить. Кто-то наспех прыгает/стреляет/бьет, чтобы вновь посмотреть крутую сюжетную сценку. За себя скажу, что над игрой, насыщенной именно сюжетным контентом, я могу просидеть целый день, забыв и о еде, и о делах, которые планировал на этот день заранее. А чистого геймплея мне хватает на пару часов. Потом начинаю уставать, "заигрываться". Я так забросил Hard Reset. Который был красивым и сбалансированным шутером. Но в нем не нужно было делать ничего, кроме как бегать и стрелять. А убогие комиксы между заданиями нисколько не добавляли мотива узнать, что там будет дальше. И вот это: "я еще не все луны собрал" - не мое, насколько в принципе что-то может быть "не моим". Я пойду собирать луны, если игра посулит мне мини-историю вокруг каждой из них.