«Метабарон» — стильное и драйвовое продолжение необычного фантастического комикса

Андрей Станкевич
Фантастическая вселенная Алехандро Ходоровски — это одна из самых заметных жемчужин не только европейской, но и мировой комикс-культуры. История началась в комиксе «Инкал», но далее разрослась до нескольких спин-оффов, каждый из которых раскрывает какой-то элемент вселенной «Ходорверсума». Издательство fanzon выпустило первый том комикса «Метабарон», в котором рассказывается о приключениях последнего члена династии непобедимых воинов. Стал ли этот комикс достойным дополнением к известной вселенной и стоит ли его читать?

За что читатели наградили признанием работы Ходоровски? За его авторский стиль, за его смелые художественные решения, за самобытный, иногда немного странноватый, но всегда стильный дизайн. Стоит напомнить, что его работы — это не западная, а европейская фантастика. Что в свою очередь накладывает определенный отпечаток. В европейской фантастике баланс между формой и содержанием часто бывает смещен. То богатство визуальной части окупает абсурд содержания, то глубокий содержательный аспект смотрится более выигрышно на фоне визуальной составляющей комикса. Иногда этот баланс соблюдается, и тогда мы становимся свидетелями рождения настоящего шедевра. И неопытного читателя такое может оттолкнуть.

Европейские комиксы, а точнее BD, часто бывают очень требовательными к читателю. Особенно к его восприятию, широте культурного пласта, да и просто к способности принимать что-то новое и нестандартное. К чему это все? К тому, что к предмету статьи все вышеперечисленное мало относится. Но обо всем по порядку.

«Метабарон» — стильное и драйвовое продолжение необычного фантастического комикса | Канобу - Изображение 13409

Сюжет комикса «Метабарон» хронологически можно поставить после цикла «Метабароны», в котором нам подробно рассказали о главных представителях этого славного семейства, начиная от первого метавоина и заканчивая ключевым персонажем этого комикса. Главный герой — безымянный и последний воин из касты Метабаронов — династии воинов и наемников, равных которым нет во всей Вселенной. Он давно оставил попытки найти себе достойного противника. Все, что он делает, так это пребывает в депрессии и вечной скуке.

Одновременно с этим фракция Техножрецов, которая является одной из ключевых во вселенной комикса, очень озабочена истощением крайне важного ресурса — эпифита. Те, кто читал цикл «Метабароны» помнит, что эпифит появился на планете, которая для первого Метабарона была домом, а сам ресурс неразрывно связан с кастой метавоинов. Эпифит позволяет быстрее перемещаться по вселенной, а значит имеет стратегическую значимость для тех, кто хочет владеть космосом.

Теперь разберем все немного подробнее. Начнем с того, что комикс «Метабарон» написан не самим Алехандро Ходоровски, а в соавторстве со сценаристом Джерри Фриссеном — известным автором и дизайнером издательства Humanoids. И в этом кроется главная причина того, почему «Метабарон» так сильно отличается от всех других работ Ходоровски в рамках его вселенной.

Различия между «Метабароном», «Инкалом» и «Метабаронами» огромные. Но они находятся не в плоскости качества работы, а в подходах, с которыми эти комиксы написаны. «Метабарон» больше напоминает американский комикс. И по построению сюжетных арок, и по работе с персонажами. Все в этом комиксе выдает западную работу. Нет в ней той изысканности и самобытности, что была в «Метабаронах». Этот комикс более блокбастерный, тогда как оригинальные «Метабароны» больше напоминали древнюю сагу или летопись.

При этом, «Метабарон» — это очень достойная работа. В ней присутствует крепкая сюжетная основа. Хорошо прописанные клиффхэнгеры, крутые сюжетные повороты и хорошо очерченные характеры героев, которые претерпевают изменения по ходу истории. В издание от fanzon вошла не вся история, а лишь половина. Но даже эта половина безумно увлекает.

Не стоит строить рассказ о сюжете на конкретных примерах, поскольку велик шанс испортить впечатления от прочтения. Достаточно знать, что история богата на события. Каждая арка посвящена какому-то персонажу истории. Расскажут и о жестоком садисте генерале из армии Техножрецов, и о его помощнике, о крайне амбициозном технокардинале, и о трансчеловеке, который пытается осознать свое истинное место в новом для себя мире, и о других важных для истории героях.

Сам Метабарон, хоть и стал титульным героем, но лишь связывает всех этих персонажей между собой. Читателя проведут через огромное количество битв, в которых сталкиваются фракции, мечтающие повелевать вселенной. Все вокруг плетут интриги, у каждого героя свои мотивы. Всем уделяется много времени на страницах комикса. За это еще один балл сценаристу. История вовремя меняет фокус между персонажами, поэтому мотивы их поступков и характеры запоминаются. Некоторых героев вы даже будете ненавидеть.

Мир «Метабарона» крайне жесток и бесчеловечен. Еще в обзоре на BD «Инкал» я писал, что это гиперболизированный мир человеческих пороков. Все самое страшное, что могло произойти с человечеством, произошло в мире этого комикса. Наверное, лучшим примером для сравнения станет вселенная Warhammer 40k или вселенная «Дюны», которая когда-то и стала основной для этой Вселенной.

Но я уже говорил, что комикс более блокбастерный. По этой причине сценарист не смог избежать некоторых избитых клише, которые идут только во вред комиксу. Например, переписанная сюжетная линия между эпифитом и кастой Метабаронов кажется простой и придуманной наспех. Ведь в предыдущих комиксах о ней ничего не говорили, а тут эту линию выводят на передний план. Гибель нескольких персонажей, может, и вызывает одобрение, но вокруг них нагоняется столько пафоса, что даже жалко, что гибнут так глупо. Ну и финальный сюжетный поворот всей серии идет вразрез с сюжетной линией «Метабарона», которую мы видели в комиксе «Инкал».

Арт в комиксе тоже необходимо отнести к плюсам комикса. Одни сюжетные арки рисует художник Валентин Зехер. Красивый и реалистичный стиль рисунка очень идет мрачному миру комикса. А удачные цветовые решения только добавляют атмосферности. С его художественным стилем отлично получается выдавать эпик и масштаб. Рисунок Нико Анришона не такой реалистичный и более комиксный. Но в плане детализации он не проигрывает. Он чуть более красочный. А динамика движения в его стиле смотрится даже лучше.

Само издание от fanzon вышло привычным для издательства. Твердый переплет, хорошая бумага и формат 270×212×17 мм. У книги есть ряд других проблем, о которых стало ясно еще в момент релиза. И эти проблемы не новы для издательства. Еще в томах «Ключей Локков» я увидел, что пузыри с текстом начали перемещаться, и, иной раз, находятся не там, где задумал автор. В «Метабароне» эти пузыри увеличились в размерах и начали перекрывать рисунок. Чем это было вызвано, непонятно. То ли переводной вариант текста стал шире, то ли проблема с версткой. Возможно, проблемы иного рода. Понятно одно — такие ошибки наделали много шума. К счастью, кроме этого, косяков больших масштабов я не обнаружил.

Основная проблема «Метабарона» — его связь с оригинальным комиксом. История, которая стала предметом этой статьи, очень хочет быть в той же когорте культовых произведений, что и оригинальные работы Ходоровски. Но она делает для этого все не так.

«Метабарон» — это отличная космическая фантастика, от которой сложно оторваться. В ней есть все, чтобы увлечь и развлечь читателя: крепкая сюжетная основа, отличный рисунок, много красивого и изобретательного экшена и персонажи — один интересней другого. Просто этот комикс очень сильно резонирует с оригинальными BD Ходоровски, но это не стоит расценивать как недостаток. Как самостоятельное произведение комикс даст фору многим представителям жанра.

Последние статьи