Лучшие боевые сцены Тома Круза. От «Джека Ричера» до «Особого мнения»
«Соучастник» (Collateral), 2004
Картина Майкла Манна, в которой Том Круз сыграл злодея — наемного убийцу Винсента. В этой сцене Винс приходит в клуб Korea Town, чтобы устранить очередную цель, но все идет не по плану.
Эта сцена — реалистичная версия перестрелки в клубе из «Джона Уика». Тут нет никакого балета и нападений по очереди. Попытку тихого прохода к цели прерывают стражи правопорядка, поднявшие шум. В результате на Винсента нападают сразу двое охранников и лишают его огнестрельного оружия. Хорошо, что он взял с собой нож.
Не сильно драйвово, но очень атмосферно и тактически верно поставленное действо навсегда остается в памяти. Сцена была взята за основу во время создания одного из уровней в Kane & Lynch: Смертники (на самом деле в игре достаточно моментов, вдохновленных фильмами Майкла Манна).
«Миссия невыполнима: Последствия» (Mission: Impossible — Fallout), 2018
Лучшая драка во всей серии «Миссия невыполнима» и одна из лучших в 2018. В этой сцене спецагент Итан Хант и его напарник Август Уокер (Генри Кэвилл) пытаются в туалете обезвредить человека по имени Джон Ларк, но получают отпор, на который они совершенно не рассчитывали.
Никакой тряски камеры и эпилептичного монтажа. Продолжительные планы, разрушающиеся декорации, отличная хореография, где виден вес в ударах и использование разных техник. Хант работает локтями и использует борьбу, Волкер больше полагается на бокс, а сам Ларк лупит ногами, использует подручные средства и периодически пробивает героям по кадыкам.
Самой главной неожиданностью становиться то, что оба героя терпят поражение. Ладно бы один, но они даже в двоем проигрывают Ларку, хотя Хант за свою долгую карьеру с кем только не сражался. Есть в этом что-то реалистичное. Нельзя быть лучше всех. Даже если ты главный герой.
«Особое мнение» (Minority Report), 2002
Экранизация произведения Филипа Дика от самого Стивена Спилберга. Мир будущего, где преступления предотвращают до их свершения благодаря предсказаниям провидцев.
Но однажды герой Тома Круза сам становится тем человеком, который должен совершить преступление. За ним начинается погоня. Одно из столкновений со стражами правопорядка и попало в этот список, так как где еще можно увидеть такую схватку на джетпаках?
Красивая операторская работа, не самая типичная хореография, так как люди с джтепаками — это не просто обычные противники, а также много юмора и грамотных технических действий. При этом сцена совершенно не брутальна, она вызывает лишь положительные эмоции.
Одна из главных фишек сцены — она продолжается в разных локациях, так как в ней смешивается погоня и бой во время нее. Мы привыкли к такому, когда в сцене участвуют машины, но летающие люди — это не частое явление. Особенно в 2002 году.
Драка на улице, «Джек Ричер» (Jack Reacher), 2012
Суровая экранизация одного из лучших романов британско-американского детективщика Ли Чайлда от постоянного сценариста и режиссера Круза — Кристофера Маккуорри. В 2012-м Маккуорри впервые работал с Крузом в качестве постановщика, ранее написав для него «Валькирию». Позже из этого сотрудничества вырастут две последние серии «Миссии невыполнимой».
Но «Ричер» — гораздо более реалистичный, сдержанный и приземленный триллер, больше всего похожий на режиссерский дебют Маккуорри — гениальный фильм Way of the Gun, который вам тоже обязательно надо посмотреть. Этот режиссер помешан на реализме боевых сцен, которые ему помогает ставить его брат, ветеран спецподразделения Navy Seals, известного у нас как «морские котики». Так что и перестрелки, и драки у Маккуорри резко отличаются от всего, что есть в другом кино.
Драки в «Ричере» такие крутые, что мы решили включить в этот топ сразу 2 сцены из фильма. Первая — самая известная, в которой герой Круза в спокойной обстановке навешивает пятерым американским футболистам. Предварительно прочитав им лекцию о принципах уличной самообороны.
У Ли Чайлда Ричер — здоровенный громила, который разносит оппонентов в пух и прах просто за счет хороших физических данных, редко как следует пропуская удары. Круз, прямо скажем, — коротышка, да и легковес. Маккуорри с хореографами решили придумать ему более разрушительную тактику боя, сочетающую эффективные приемы из вообще всех типов единоборств, которым учат в армии.
Все заканчивается очень быстро, как и подобает всем реалистичным дракам. Круг пробивает локтем из сложных позиций, бьет редко и только по самым уязвимым точкам, пропускает тяжелый удар, но очень быстро и адекватно на него реагирует. И главное — показывает образцовые перемещения в бою с несколькими соперниками.
Маккуорри в свою очередь демонстрирует образцовую постановку и операторскую работу для такого рода сцены. Все с расстояния, практически неподвижной камерой, все действия можно рассмотреть в деталях, но при этом акцента на них не делается. Скорее, движения Круза откладываются в подсознании зрителя. Мы не совсем уверены, как именно этот небольшой парень только что успел вырубить трех громил, и это впечатляет сильнее любых «коронок» в пафосном слоу-мо.
Александр Башкиров
Драка в доме, «Джек Ричер»
Вторая, почти двухминутная драка из «Ричера» — полная противоположность первой. Это абсолютный хаос, бой насмерть в очень тесном и маленьком доме с двумя огромными противниками, один из которых вооружен монтировкой, а другой — бейсбольной битой.
Причем начинается все с того, что Круз пропускает очень мощный, дезориентирующий удар по затылку — а дальше все становится только хуже.
Круза спасают как раз его малые габариты. Он способен быстро поворачиваться и действовать там, где его оппоненты мешают друг другу и тупо застревают в дверях. Подвел их и выбор оружия — бейсбольной битой не так-то просто достать провалившегося в ванну противника!
Драку продает не только черный юмор в действиях громил, но и отличная хореография поведения Ричера в замкнутом (и даже сверхзамкнутом) пространстве. Также впечатляет сосредоточенное выражение лица Круза, который явно в ауте после первого же удара по голове, но каким-то образом от этого становится еще опаснее.
Апофеоз всей сцены — момент, в которой Круз использует лысую голову одного из бандитов в качестве тупого инструмента, которым он забивает другого бандита.
Александр Башкиров