Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает любимые сериалы 2019 — от «Холивара» до «Благих знамений»
«Самый громкий голос» (The Loudest Voice)
Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
Историей Роджера Айлза я заинтересовался после просмотра фильма Bombshell (у нас — «Скандал»). Картина у Джея Роуча получилась абсолютно бездарная, с возмутительно фальшивым и дешевым сценарием, от либеральной приторности которого покраснел бы и Аарон Соркин. Чего стоит линия с «собирательным» образом девушки-работницы канала Fox в исполнении Марго Робби, которую нам усиленно позиционируют как прогрессивную лесбиянку и при этом… стесняются показать даже ее поцелуй с другой работницей канала!
Но даже во всей этой чудовищной фальши о безупречных женщинах-супергероинях, борющихся с бездушным омерзительным монстром, проступала завораживающая история взлета и падения одного из самых влиятельных ньюсмейкеров мира. Айлз — это такой Харви Уайнштайн от мира американского телевидения, генеральный директор канала Fox News, который первым стал изливать на современных американских зрителей республиканскую пропаганду взамен беспристрастных новостей (и либеральной пропаганды, разумеется).
Практически всемогущий Айлз начинал на американском ТВ 60-х и своей телевизионной поддержкой помог приходу к власти четырех президентов (Никсона, Рейгана, Буша-старшего и Дональда Трампа). Но в 2016 он был с позором уволен с канала из-за судебного иска о сексуальных домогательствах, возбужденного бывшей сотрудницей. Обвинения дикторши Гретхен Карлсон поддержали десятки других женщин, которых Айлз домогался с 80-х годов.
В итоге спущенный с «золотым парашютом» престарелый миллионер успел поучаствовать в предвыборной кампании Трампа и умер от осложнений, связанных с гемофилией, в 2017 году в возрасте 77 лет. Bombshell очень пресно, тупо и по-голливудски отхватил самый последний огрызок биографии этого чудовищного, но безусловно любопытного человека.
Мини-серия The Loudest Voice, снятая по мотивам не самой лестной для Айлза книги либерального журналиста Гэбриела Шермана, не пользовалась большой популярностью в США — очевидно, потому, что его авторы не стали занимать столь визгливо-кричащую гражданскую позицию, как авторы Bombshell. На Metacritic у сериала всего 60% положительных отзывов. Но это одно из лучших шоу года — и лучший сериал о работниках мира новостей, камня на камня не оставляющий от беззубого The Morning Show и претенциозно-пропагандистского The Newsroom.
Больше всего шоу похоже на лучшие сезоны «Карточного домика» — жуткий, но обаятельный монстр мастерски разводит оппонентов и стоящих над ним сильных мира сего, карабкаясь по исковерканным жизням к таким вершинам успеха, низвергнуться с которых можно только в самые глубины американского медийного ада. Рассел Кроу, совершенно заслуженно получивший за роль «Золотой глобус», влился в образ новостного «Джаббы Хата» не хуже. чем Кевин Спэйси в роль своего беспринципного политика. И, поскольку человек в «Голосе» все-таки не вымышленный, у Кроу получилось гораздо страшнее.
Также сериал можно сравнить с фильмом Vice («Власть»), также беспристрастно рассказывавшем о карьере другого американского монстра, Дика Чейни (в «Голосе» Чейни, кстати, тоже появляется). Как и Чейни, Айлз проявляет чутье, безжалостность и организаторские таланты, позволяющие ему извлекать долгосрочную выгоду из таких трагичных для каждого республиканского жителя США событий, как 9/11 и приход к власти Барака Обамы.
Но, во-первых, в The Loudest Voice все показано предельно реалистично и серьезно, без раздражающего во «Власти» маккеевского юморка. Во-вторых, полотно у авторов шире (7 серий), так что они могут во всех подробностях показать не только рост героя, но и то, как транжирит свой колоссальный политический капитал на самодурство, теории заговора и кошмарные ошибки, последствиями которых становятся войны и движение MeToo.
«Холивар»
Cергей Уланкин, главный редактор
2019 год окончательно стал моментом, когда старички журналистики с НТВ переоткрыли себя на YouTube. Леонид Парфенов закрепился в «Парфеноне», в марте Алексей Пивоваров пришел на YouTube с «Редакцией», а осенью Андрей Лошак выдал прекрасный документальный сериал про историю Рунета — «Холивар».
С одной стороны, тем, кто хоть немного интересовался темой, вряд ли «Холивар» покажет что-то новое: хотя увидеть и услышать, чем живут сейчас создатели Anekdot.ru и йазыга падонкафф — любопытно. Даже с учетом того, что с доброй половиной персонажей я знаком лично или по переписке, а с остальной — через одно рукопожатие.
С другой — «Холивар», наверное, и не нацелен на аудиторию, испытывающую ностальгические чувства, а тем, кто узнают о мире исключительно через русский YouTube, будет полезно узнать «откуда есть пошел».
Кроме просветительской и ностальгической функций, «Холивар» еще дает и важный взгляд с высоты птичьего полета на историю русского интернета, которая, выходит, очень маленькая и камерная. И нельзя не заметить, что с каждым выпуском все больше политики, которая поражает некогда дивный новый мир айтишников как проказа. Лучше всего это сформулировал кто-то из комментаторов на YouTube: «Словно смотришь, как угасает смертельно больной родственник, и понимаешь, что ничем не можешь помочь».
Mindhunter («Охотник за разумом»), 2 сезон
Вячеслав Опахин, издатель «Канобу»
Лучший сериал для меня — 2 сезон «Охотника за разумом». Так вышло, что 2 сезон Mindhunter я смотрел сразу после третьего «Настоящего детектива». И дуэт Холден Форд и Билл Тенч оказался в куда более крутой обстановке, чем Уэйн Хэйс и Роланд Уэст.
«Охотник»» держит в напряжении, не бесит надуманными конфликтами и рассказывает по-настоящему интересную историю. Хотя в какой-то момент ты начинаешь следить не столько за детективами, сколько за маньяками. Над их образами, соответствию реальным прототипам и даже идеями поработали очень круто. Даже актуальные сегодня вопросы равенства вписаны органично.
BoJack Horseman («Конь Боджек»), 1 половина 6 сезона
Сергей Сурепин, руководитель раздела «Новости»
Для меня лучшее шоу последние несколько лет — это «Конь БоДжек». Это невероятно реалистичная история коня (удивительно, правда?), который некогда был популярным телевизионным актером, но с годами оказался на обочине, окончательно спился и столкнулся с глубокой депрессией.
Мультсериал немного напоминает «Блудливую Калифорнию» с Дэвидом Духовны, главный герой которой вел развратный образ жизни и пытался реализовать свой потенциал.
Сейчас «БоДжек» на финишной прямой: уже есть половину заключительного сезона, а оставшиеся часть выйдет 31 января 2020 года. Поэтому, если вы еще не смотрели это шоу, у вас есть время «пробежать» пять с половиной сезонов и подготовиться к финалу. Предупреждаю: во время просмотра можете впасть в депрессию.
Good Omens («Благие знамения») и The Witcher («Ведьмак»)
Алексей Егоров, постоянный автор
Я смотрю сериалы довольно редко, но за прошлый год все равно набралось определенное количество. Начиная от финала «Игры престолов» (по поводу которого я уже высказывался в нашем круглом столе), и до вездесущего «Ведьмака». И, да, почти все просмотренное меня зацепило и так или иначе порадовало — а иначе, впрочем, и быть не могло, ведь «не зашедший» сериал очень быстро и безо всякого сожаления отправляется куда подальше.
О чем хочется написать? Ну, для начала «Благие знамения» — пусть и слишком «британский» и излишне театральный сериал, но весьма неплохой в целом. И это, я боюсь, последняя на ближайшие годы более-менее адекватная экранизация творений Пратчетта — грядущий сериал по мотивам цикла о Городской страже Анк-Морпорка меня заставляет судорожно креститься при одном только взгляде на его каст.
Затем, конечно, «Ведьмак». Экранизация вышла довольно спорной (человеку, рисовавшему ЭТОГО дракона, хочется оторвать руки) и очень неровной, но смотреть в целом было интересно. Ожидал я на самом деле много худшего, но в итоге сериал сумел приятно удивить. Второго сезона, правда, ждать слишком уж долго, ну да ладно.
А больше всего из сериалов за год впечатлили «Пацаны». Тот самый момент, когда с произведением ознакомился совершенно случайно, но это самое случайное знакомство принесло больше всего положительных впечатлений. Крутейший каст, отличные (по большей части) персонажи, добротный концепт и огромный потенциал для продолжения. Вообще, не буду тянуть резину, и просто отведу вас в рецензию Саши Трофимова — он очень круто рассказал, о том что это за сериал такой и почему его стоит смотреть, и я готов подписаться буквально под каждым словом.
Interface
Никита Казимиров, редактор раздела «Новости»
Мир современной анимации способен воплотить на экранах самые удивительные чудеса, но проблема в том, что авторы зачастую концентрируются лишь на его яркой стороне. Что Запад, что Восток постоянно выпускают яркие, авангардные и броские шоу, но что делать тем, кто любит нечто размеренное, меланхоличное, немного монотонное, но безусловно впечатляющее? Либо довольствоваться редкими подачками от крупных игроков вроде «Отмены» (Undone) от Amazon, либо уходить в дебри инди-аниматоров, которые на YouTube и прочих площадках творят великие вещи.
Interface от ютубера u m a m i — как раз пример подобного величия. Веб-сериал рассказывает о сюрреалистичных приключениях немого протагониста и странного создания Mischief (что можно перевести и как «озорство», и как «беда») в Монреале, который будто вышел из обрывков наших самых странных сновидений. Параллельно зритель узнает о могущественном андроиде KAMI («бог» на японском), причина существования и мотивы которого до конца не ясны.
Веб-анимация пленяет с первых же кадров. Узнаваемый и уникальный стиль — залог любого успешного мультсериала, и у Interface с этим проблем нет. Он полон символизма и пространных диалогов о сущности жизни от персонажей, которые сами не до конца понимают, зачем же они живут. Сериал еще не закончен, но именно его короткие серии подарили мне самые яркие эмоции в 2019 году. Ведь на фоне общей суеты и претенциозность мира ТВ-шоу появилось нечто вдумчивое и монотонное в достаточной степени, чтобы немного передохнуть и подумать о вечном.
Довершает картину саундтрек Interface, настолько же пронзительный, как и каждый кадр веб-сериала.
Chernobyl («Чернобыль»)
Денис Князев, руководитель раздела «Игры»
Безусловно главное «сериальное» впечатление года — «Чернобыль». Он поделил зрителей на две группы — на обожателей и хейтеров, оказаться где-то посередине было невозможно. Проблема в том, что ни те, ни другие не видят разницы между произведением художественным и документальным.
Первые хвалят сериал за историчность и внимание к деталям, хотя у шоу мало общего с тем, что было в реальности. Вторые ругают за то, что сериал много врет, хотя следовать историческим фактам он и не должен. Худшее, что можно было сделать с «Чернобылем», — превратить его в экранизацию архивных документов.
Цель этого сериала не в том, чтобы рассказать зрителям о трагедии на Чернобыльской АЭС — узнать о ней они и сами могут без проблем. Его цель в том, чтобы напомнить о переживаниях очевидцев и в очередной раз заявить о том, насколько важно не допустить повторения такой аварии. Сделать это без гиперболизации, без художественного «вранья», невозможно. Поверьте, реальная, архивная история аварии — для многих людей одно из самых скучных явлений в жизни, иначе они бы зачитывались документами, посвященными этому событию. Увлечь их, напугать, побудить хотя бы в «Википедию» заглянуть — вот в чем была главная цель «Чернобыля». Ее он, как по мне, достиг.
Veep («Вице-президент»), 7 сезон, и Mr. Inbetween («Решала»), 2 сезон
Ибрагим Аль Сабахи, руководитель раздела «Книги и комиксы»
Отмечу всего два сериала. Отличное завершение одной из лучших комедий на ТВ — «Вице-президент» (Veep). Ребята не ударили в грязь лицом, выстреливая толковыми шутками до самых финальных минут. 7 сезонов оскорблений всего и вся, стеба над политиками и Америкой. Абсурд на абсурде и восхитительная игра актеров.
И «Решала» (Mr. Inbetween) неожиданно стал слишком драматичным. История об астралийском киллере и его быте сбавила градус черной комедии и стала слишком серьезной, но осталась все еще трогательной. Будничные заказы отошли немного на второй план, а на первый встали отношения с семьей и попытка наладить личную жизнь.