Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Комиксы — искусство сравнительно молодое: с наступления «золотого века» комиксов до наших дней прошло чуть более 80 лет. За это время жанр успел пережить взлеты, падения и ренессанс всенародной любви. Сегодня комиксы снова на пике популярности, не в последнюю очередь благодаря голливудским экранизациям. А специфический стиль рисунка  и сторителлинга по-прежнему находит миллионы поклонников.
Комиксы — искусство сравнительно молодое: с наступления «золотого века» комиксов до наших дней прошло чуть более 80 лет. За это время жанр успел пережить взлеты, падения и ренессанс всенародной любви. Сегодня комиксы снова на пике популярности, не в последнюю очередь благодаря голливудским экранизациям. А специфический стиль рисунка и сторителлинга по-прежнему находит миллионы поклонников.

Региональный менеджер Likee Эрик Вонг разобрался в истоках комикс-культуры, в том, какие новые форматы она осваивает сегодня, а также при чем тут платформы для коротких видео и искусственный интеллект.

Почему люди читают комиксы?

Все просто: большинство из нас, примерно 65% людей, — «визуалы». Нам намного проще усваивать информацию в виде картинок, чем в виде текста. В обработке зрительной информации участвует примерно 50% коры головного мозга — больше, чем приходится на любой другой канал восприятия. Поэтому, кстати, психологи часто рекомендуют прививать детям любовь к чтению именно через комиксы — больше вероятности, что так ребенку легче будет увлечься сюжетом и запомнить новые факты. Ну а для взрослых комиксы — прекрасный пример синтезированного искусства. В нем есть все: захватывающая история, насыщенные диалоги, яркие иллюстрации, всесильные герои и… возможность оставаться с любимым комиксом как можно дольше, на много выпусков — «эпизодов».

Как зарождалась индустрия комиксов

Некоторые историки утверждают, что предтечами комиксов можно считать наскальные рисунки древних людей. Нацарапанные на стенах пещер повествования об охоте, быте, смене времен года и вправду отдаленно напоминают классические «стрипы», только без подписей (и гэгов). Но большинство исследователей принимают за точку отсчета комикс-культуры события XVI века. Тогда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки с подписями, иллюстрирующие библейские сюжеты. За два столетия «рисованные истории» распространились из Испании на всю Европу, вышли за пределы религиозной тематики и стали вполне светскими.

«Крестными отцами» жанра считают британского карикатуриста и живописца Томаса Роулендсона и швейцарского художника Родольфа Тепфера. Первый наиболее известен как автор иллюстраций к поэме Уильяма Комба «Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного». Она издавалась в 1810-х годах в популярном «Поэтическом журнале» и имела невероятный успех — такой, что вскоре даже была выпущена отдельной книгой. Так, по сути, появился первый графический роман. Благодаря Роулендсону стало модным размещать в газетах и журналах серии карикатур. Родольф Тепфер же работал в одиночку. Он рисовал юмористические истории про своих героев — амбициозного денди мистера Жабо, незадачливого отца месье Крепи и других — и сопровождал их забавными подписями. Работы художник показывал своим друзьям и складывал в стол. К счастью, среди друзей оказался Иоганн Вольфганг фон Гете, тот самый автор «Фауста». Он убедил Тепфера опубликовать альбомы, благо в соседней Франции появилась технология массовой печати изображений. Те немедленно наделали шуму; самой популярной стала «История господина Вье-Буа» (в американской версии — «Приключения мистера Обадайи Олдбака»), которая вышла в свет в 1837 году и была затем переведена на разные языки.

Краткая история комиксов: как «рисованный» жанр стал популярным и почему его любят до сих пор

«Приключения мистера Обадаи Олдбака» (Томас Роулендсон)

Новейший жанр стал быстро распространяться по всему миру и нашел поклонников в разных странах. Характерной чертой первых комиксов оставался юмор, часто черный. В 1865 году немецкий поэт и иллюстратор Вильгельм Буш, например, опубликовал рисованную книгу для детей «Макс и Мориц» про проказливых мальчишек, которых в финале наказали, перемолов жерновами. Текст и изображения в книге тесно сплетаются между собой — еще одна будущая примета жанра. В конце XIX века комиксы начали выпускать и в США. Одним из первых стал «Желтый Малыш» Ричарда Ауткольта, выходивший в воскресном выпуске газеты New York World с 1895года. Именно в этом комиксе впервые появилось «облачко» для отображения слов и мыслей персонажа — до того реплики размещались прямо на одежде или внизу кадра. Кстати, издателем газеты был Джозеф Пулитцер, имя которого носит высшая журналистская премия.

Золотой век

Долгое время комиксы нельзя было купить отдельно — приключения популярных героев Флэша Гордона, Тинтина, Бака Роджерса шли дополнением к газетам и журналам. Но в 1930-х в США стали появляться издания, посвященные исключительно рисованным историям. А в 1938 году вышел первый номер журнала Action Comics с Суперменом на обложке — ему суждено было стать одним из самых культовых героев комиксов всех времен. С этого момента берет отсчет «золотой век» комиксов, продлившийся до 1950-х годов. За этот период были созданы десятки супергероев, которых мы прекрасно знаем и сегодня: Бэтмен, Чудо-Женщина, Капитан Америка, Зеленый Фонарь и другие. По обе стороны Атлантики люди зачитывались историями о людях со сверхспособностями. Комиксы отражали реалии и настроения тех дней: с началом Второй мировой войны, например, супергерои бросились сражаться с нацистами. На обложке самых первых выпусков «Капитана Америка» главный герой отвешивает хук Адольфу Гитлеру. Комиксы быстро осваивали и другие жанры: детективы, ужастики, мистику, любовные истории, даже рассказы о животных — Микки Маусе и Дональде Даке.

Серебряный век

В послевоенные годы читатели постепенно охладели к приключениям супергероев. Людям самим приходилось совершать подвиги каждый день, восстанавливая разрушенную экономику и возвращая жизнь в нормальное русло. Продажи журналов падали, а сам жанр стали снисходительно считать «желтым» из-за огромного числа жестоких сцен. Вернуть утраченные позиции ему удалось лишь в конце 1950-х, когда наступил «серебряный век» комиксов (1956-1970 годы). Его начало связано с принятием в США «Кодекса комиксов» — свода правил, жестко определяющих, что можно, а что нельзя печатать на страницах. Под запретом оказались хорроры, из фэнтэзи вырезали вампиров и оборотней, а из триллеров — сцены садизма и насилия. Критика властей и церкви также не допускалась, а сленг и разговорная лексика «подчищались» цензорами. На этом фоне в стране закрылось 18 издательств.

Зато к супергероям вернулась былая слава — сюжеты о том, как любое преступление наказывается, а добро всегда побеждает зло, соответствовали требованиям надзорного органа. Супермен, Бэтмен и другие герои изданий концерна National Comics стали все чаще появляться вместе и начали делить общую вселенную — позже она получила название DC Universe. В 1960-х годах тон стала задавать вселенная-конкурент Marvel: в ней обитали такие персонажи, как Человек-паук, Железный человек, Тор, Люди Икс, Халк, Доктор Стрэндж. Все они вышли из-под пера гениального автора комиксов Стэна Ли. Он сделал супергероев более человечными, с непростыми характерами, а их отношения между собой — сложными и меняющимися. Вместе с тем в эти годы появляется огромное количество самиздата: комиксы без цензуры публикуются и распространяются подпольно, а их темами часто становятся бунтарские политические высказывания.

Бронзовый век

Концом «серебряного века» многие считают изменения, внесенные в Кодекс комиксов в 1971 году. Требования цензоров смягчились: например, в истории вернулись сверхъестественные существа, а жанр ужасов вышел из «бана». Так стартовал новый, «бронзовый век» комиксов, длившийся до 1984 года. В эпоху Холодной войны, всеобщего страха и цинизма сюжеты стали более серьезными и остросоциальными: так, в одной из серий Железный человек боролся со своим алкоголизмом, а у напарника Зеленой Стрелы Спиди обнаружилась героиновая зависимость. Супергерои перестали быть непобедимыми: в 1973 году Человек-паук не смог спасти свою возлюбленную Гвен Стейси от смерти — это событие было невероятно смелым сюжетным ходом для тех времен. Любопытно, что в это время DC и Marvel начинают сотрудничать в рамках кроссоверов: герои их вселенных переживают совместные приключения, например «Бэтмен против Невероятного Халка». «Бронзовый век» принес с собой и новых героев — представителей меньшинств (получеловек-полуробот Киборг, темнокожий Люк Кейдж) и женщин (Женщина-паук, Рыжая Соня, Мисс Марвел). Менялась даже вся индустрия: стиль рисунка усложнялся, качество полиграфии улучшилось, появились первые магазины, целиком специализирующиеся на продаже комиксов.

Темный век — современность

Около 35 лет назад «бронзовый век» плавно перетек в «темный век», который длится до наших дней. Кодекс комиксов в это время становится простой формальностью, а затем и вовсе прекращает свое существование. Не боясь цензуры, авторы вводят на страницы антигероев (скажем, когда-то второстепенные Росомаха и Каратель выходят на первый план) и создают сюжеты один мрачнее другого. Выходят «Хранители» Алана Мура, а затем «Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря» и «Город грехов» Фрэнка Миллера. Независимые издательства комиксов переживают расцвет: силами фанатов появляются альтернативные вселенные, в которых обитают, например, латиноамериканский Человек-паук и Мисс Марвел-мусульманка. Словно в отместку за годы цензуры на рынок выходят специальные издания для взрослых — Marvel MAX и Vertigo DC, в которых еще больше убийств, секса и брани. В то же время темой комиксов не на шутку интересуется Голливуд: одна за другой выходят киноадаптации-блокбастеры о супергероях, что лишь способствует расширению базы фанатов этого жанра.

Как комиксы повлияли на культуру

Отпечаток, который комиксы наложили на массовую культуру, трудно переоценить. Помимо журналов, стрипов и графических романов, комиксы активны осваивают новые форматы: приживаются на большом экране, собирают фестивали поклонников-косплееров (самый большой из них Comic-Con ежегодно собирает около 130 000 участников), превращаются в сериалы («Арчи», «Тайны Смолвиля», «Агенты Щ.И.Т.»). Многие фанаты комиксов настолько любят этот мир, что стремятся максимально в него погрузиться — издают фанзины, переодеваются в любимых героев или заказывают собственные портреты в стиле комиксов.

Краткая история комиксов: как «рисованный» жанр стал популярным и почему его любят до сих пор

Есть и менее трудозатратные способы. В соцсетях, например, набирают популярность тематические фильтры и эффекты, преображающие лицо пользователя «под комикс». В августе 2020 года серию эффектов ComicBeats, в частности, представило приложение для создания коротких видеороликов Likee. Пользователи могут выбрать одну из трех опций: записать ролик с маской в стиле комикса, создать эффект преображения мира под комикс-стилистику, который возникает в ответ на разворачивание пользователем своей ладони, либо получить постер — в нем, как в настоящем комиксе, над головой даже появится «облачко» с репликой. Как объясняют разработчики, создание эффектов предварялось масштабным исследованием мира комиксов. Были выявлены самые востребованные читателями элементы (четкие линии контура, контрастные цвета, точки как на картинах поп-арта и т. д.), которые легли в основу эффектов. А за то, чтобы преображение проходило максимально быстро и точно, отвечает искусственный интеллект. Пользователи создали более 510 тысяч видео с этими эффектами, которые просмотрели более 130 миллионов раз. Такой успех вдохновил платформу создавать еще больше эффектов в стиле комиксов разных времен – на любой вкус. Примеры таких нововведений только доказывают, что комиксы остаются излюбленным и узнаваемым видом искусства до сих пор — даже в новых формах и форматах.