Какие фильмы смотрели 5, 10, 15 и 20 лет назад: «Бойцовский клуб», «Догма» и «9 рота»
Правда ли тогда появлялось больше фильмов, повлиявших на индустрию, или просто закрепившихся в зрительской памяти на долгие годы? Или все же наша память устроена так, что оставляет нам лишь приятные ностальгические воспоминания от собственного прошлого?
В огромной череде релизов было легко упустить что-то важное, поэтому обязательно дополните наш список в комментариях. В каждом блоке будет по две ленты, которые повлияли на индустрию и так или иначе остаются на слуху даже в 2020 году.
И да, мы будем ориентироваться именно на даты премьер в России, а не в США.
2000
«Бойцовский клуб»/Fight Club
Формально один из главных хитов Дэвида Финчера вышел в прокат во всем мире в конце века, но до наших экранов добрался лишь в двухтысячном году. Потому, это лишь прекрасный повод сказать о феноменальном влиянии на зрительские умы этой, по сути, простейшей истории.
Пока Виктор Пелевин в девяностые пытался найти новые смыслы и катализаторы к социальному росту уставшего от жизни обывателя, погружая его то в кислотные трипы, то в дебри генетического подсознания, американец Чак Паланик не стал идти сложным путем. Уже в середине последнего десятилетия века он смог сформулировать в своем романе единственно доступный и предельно маскулинный ответ на все вопросы.
Не нравится общество? Надоела жизнь от офиса к кухне, и сразу к телевизору? Так пойди и наподдай хорошенько самому себе, а заодно и таким же бесполезным ничтожествам вокруг!
Экранизация (кроме, собственно, финала) практически слово в слово следовала первоисточнику, став удивительным воплощением сплава литературы и кинематографа. По всему миру в следующие годы начали открываться «подпольные» клубы, в которых уставшие от жен, детей и ипотеки клерки на полном серьезе разбивали друг другу лица, чтобы потом брать недельные больничные для зализывания ран.
Феноменальное влияние коммерческого нонконформизма на обывательские умы. Для продюсерского сообщества кино также имело большое значение. Несмотря на не самые большие сборы, «Бойцовский клуб» показал новый тренд десятилетия.
Зрителю стал больше интересен не крутой супергерой, который спасет всех от эфемерных злодеев. Ему хочется увидеть на экране простого парня, который борется то ли с системой, то ли с неустроенностью мира, то ли с самим собой. Неоднозначный протагонист стал главным веянием кино двухтысячных. А старый-добрый мужицкий фатализм никогда больше не был так популярен и финансово рентабелен.
«Догма»/Dogma
На первый взгляд, появление здесь фильма Кевина Смита кажется какой-то ошибкой. Но лишь потому, что сейчас сложно понять тот шок, который произвела в обществе эта на первый взгляд незамысловатая комедия.
Смит, будучи, по собственным словам, глубоко религиозным человеком, дерзко и актуально смог подшутил над самим устройством католической церкви и несостоятельностью ее схоластики в новом веке. Тринадцатый (черный) апостол сетует на то, что Иисус, наверно, был немного расистом, бог предстает зрителю в теле женщины, а двое пророков, которые могут спасти мир от апокалипсиса, — это накуренные придурки Джей и Боб, не читавшие Библию, и постоянно откалывающие пошлые шутки.
Режиссера буквально растерзали в двухтысячном году все возможные американские религиозные организации, и он зарекся говорить о подобных вещах в своих работах. Но для индустрии «Догма» смогла сделать самое главное, создав прецедент. После ее выхода стало понятно, что, несмотря на гнев фанатиков, массовая культура наконец таки доросла до открытой критики католицизма на большом экране. Скандалы в церкви будут главным трендом следующих десятилетий, подорвав ее авторитет в обществе.
Но одним из первых разрушителей легенд о безгрешности самого религиозного мироустройства стал толстяк-добряк, обожающий комиксы и травку.
2005
«Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов»/Star Wars: Episode III — Revenge of the Sith
Финал новой трилогии от Лукаса окончательно разуверил многих фанатов в дееспособности своего кумира, и разорвал общественность на два непримиримых вражеских лагерях.
Первые — те, для кого «Звездные войны» были ностальгической частью детских воспоминаний о прекрасном, с яростью и разочарованием признали, что создавать культ вокруг одного человека — слишком рисковое занятие. Обезумевший от творческого всевластия автор может изнасиловать собственное творение, заработать на этом еще одно состояние и демонстративно пройтись по подкошенным от такой наглости телам поклонников.
И другая, более юная аудитория, для которой новая трилогия стала билетом в мир «Звездных войн». Ее представители даже спустя десятилетие не смогли понять этого гнева. Тогда им все понравилось, а теперь именно эти ребята пишут в фейсбуке не менее разрушительные отзывы на трилогию от Disney. Которая теперь растоптала уже их детские воспоминания.
Этот пример как нельзя лучше демонстрирует цикличность финала любого оголтелого фанатизма и любви к собственному прошлому. Рано или поздно большие дядьки из Голливуда придут надругаться над этими посылами, чтобы создать новую толпу поклонников. Которая, спустя пару десятилетий, также падет жертвой очередного переосмысления или перезапуска. Ничего личного — только бизнес и Джа-Джа Бинкс, ступающий в инопланетный навоз.
«9 рота»
Сейчас эту картину в приличном обществе принято ругать и называть стартом феноменальной карьеры бездарного клипмейкера Бондарчука, который захватил массовую нишу нового российского кино. Но в момент своего выхода «9 рота» оказала феноменальное влияние на отечественную киноиндустрию.
Пока Тимур Бекмамбетов годом ранее продвигал новую концепцию фэнтезийного русского блокбастера в «Ночном дозоре», Бондарчук сформировал целое направление псевдоисторического кино, которое пережило все бекмамбетовские инновации.
Важный для российского общества военный конфликт, о котором так и не сформировано единого исторического мнения. Максимально узнаваемые лица известных актеров. Философский посыл, диктуемый пропагандистскими задачами времени, и подстраивающий сюжет всего фильма под нужную методичку.
Все эти «9 роты» продолжают штурмовать наши кинотеатры из года в год, собирая в прокате огромные суммы. И, что немаловажно, мода на дискуссии в обществе о таких лентах также была сформирована именно фильмом Бондарчука.
И сейчас, в новом десятилетии, именно на хайпе противостояния защитников и ненавистников определенной картины продолжают строиться рекламные компании. Можно сказать, что «9 рота» стала прародителем всего этого отечественного прокатного мрака, а сам Бондарчук заложником собственных творческих инноваций. Влияние фильма на правила игры в кинобизнесе трудно переоценить, а самого режиссера можно даже пожалеть. Окажись он в других творческих условиях, может быть «Притяжение» и не стало бы его главным блокбастерным достижением.
2010
«Остров проклятых»/Shutter Island
Мартин Скорсезе, прославившийся как создатель лучших криминальных драм девяностых, снял кино, задавшее тренд многим коллегам на годы вперед. Вдоволь порывшись в головах преступников всех мастей, он забрался наконец в сознание сумасшедшего, чтобы понять — что вообще можно называть безумием? И так ли очевидны и верны суждения общества о нормальности того или иного индивида?
«Остров проклятых» стал не просто рассуждением на тему, но и прекрасным примером киматографической загадки, когда до самого финала не самый внимательный зритель будет ломать голову над происходящим на экране. Фильм задал моду на подобные сюжетные головоломки, породив несчетное число подражателей.
Но главной фишкой ленты, которая помогла ей собрать огромную для Скорсезе сумму в прокате, стала ее ресмотрибильность. Многие зрители пошли в кино во второй раз, чтобы увидеть миллион отсылок на разгадку главной тайны, хлопнуть себя по лицу, и сказать:
Черт возьми, и как я этого не заметил!
Идеальное сочетание жанрового кино и новых, не надоевших еще массовому зрителю приемов в построении сценария. В том же году выйдет кассовое «Начало», очень похожее по форме и содержанию. А уже спустя каких-то пять лет от подобных картин начнет тошнить даже самых нечастых посетителей кинотеатров.
«Социальная сеть»/Social Network
В начале века в своем «Бойцовском клубе» Финчер продавал зрителям оголтелый нонконформизм и попытку силовым методом выйти из обывательского существования.
В новом же десятилетии ему оказалось достаточно просто запечатлеть главный и самый страшный тренд нового времени. Если зритель двухтысячных бежал от себя в новые миры, и пытался разрушить общественную клетку, в которой оказался, то теперь он сам погрузил себя в социальную тюрьму, назвав это главной инновацией времени. «Социальная сеть» — конечно же совсем не бытописание жизни Марка Цукерберга.
Это приговор режиссера обществу, которое само для себя выбрало мир социального эскапизма, когда человек находится на виду у всех, но при этом так и остается предельно и жестоко одинок.
Картина, спустя десятилетие после выхода, не только не потеряла актуальности, но и приумножила ее, став пророчеством к полнейшему уничтожению и трансформации самого понятия «общения» людей. Это одно из главных кинопроизведений нового времени — и лучший фильм Финчера на сегодняшний день.
2015
«Безумный Макс: Дорога ярости»/Mad Max: Fury Road
Абсолютно для всех неожиданно Джордж Миллер снял лучший экшн последних десятилетий, который спустя пять лет так никто и не смог переплюнуть. Новые приключения Макса Рокатански стали настоящей пощечиной всему миру современных блокбастеров, состоящему из спецэффектов и дерущихся на фоне зеленого экрана знаменитостей.
Снятый на натуре, практически без использования компьютерной графики, новый «Безумный Макс» каждую минуту выплевывал на зрителя перестрелку, взрыв, погоню или безумную в своих масштабах сцену жизни в постапокалиптическом будущем.
Казалось, что все правила нового Голливуда этой ленте нипочем, и старичок Миллер на своем примере пытался показать, что настоящее массовое кино должно быть именно таким — брутальным, с запахом горящего бензина и без единой ноты фальши.
Удивительно, что один из главных прорывов в жанре за многие годы оказался просто ретроградным приветом из прошлого. Но таким мощным, сродни удару кулаком по лицу, что многие братья по такому творческому подходу вроде «Джона Уика» также стали легендами новой волны. Одно из лучших событий, случившихся с жанровым кино в десятых годах.
«Звездные войны: Пробуждение Силы»/Star Wars: Episode VII — The Force Awakens
Новый «Безумный Макс» был родившейся в муках надеждой на перемены в мире большого кинобизнеса. Первый эпизод новой трилогии «Звездных войн» же окончательно ее низверг, и закрепил тот пессимистичный настрой, в котором пребывает современный искушенный зритель.
Кажется, в этом фильме и его последующих продолжениях заключаются все пороки большого кино, перешедшие и в новое десятилетие. Максимальное число самоповторов в сценарии, нежелание или боязнь авторов сделать что-то новое, а главное — преобладание маркетинговых задач над авторским видением. Завершившаяся в конце прошлого года, трилогия оказалась ненавидима большинством фанатов и простых зрителей.
Люди просто устали от этого бесконечного парада вторичности и нежелания больших студий вкладываться в инновации.
Тем удивительней, что на момент выхода, «Пробуждение силы» встретили с распростертыми объятиями, давясь старческими слезами при виде Харрисона Форда, декламирующего в трейлерах о том, что он с Чуи наконец-то дома.
Этот тренд обогащения на ностальгии преданных фанатов стал смыслообразующим для всего, что делает Disney в последние годы. Да и всей киноиндустрия в целом. Возможно, зрительское ворчание о том, что раньше большое кино было чем-то большим, чем способом заработать, имеет право на жизнь.
Век индустрии, начавшийся с антирелигиозных манифестаций и призывов выходить за общественные рамки, через какие-то 20 лет превратился в поле самоповторов и снятых ради продажи фигурок миленьких поргов многомиллионных блокбастеров.