07 октября 2017
Обновлено 05.12.2017

Как открыть магазин комиксов в Туле и не прогореть

На «Канобу» начинается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас сооснователя издательства Parallel Comics. В первом выпуске — интервью с Вовой Апёновым, основателем тульского магазина BWComics, о комиксах как бизнесе, важности идеологии и Никсель Пиксель.​
На «Канобу» начинается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас сооснователя издательства Parallel Comics. В первом выпуске — интервью с Вовой Апёновым, основателем тульского магазина BWComics, о комиксах как бизнесе, важности идеологии и Никсель Пиксель.​

В историях о владельцах магазинов, издателях и авторах комиксов мы расскажем о том, как делают, выпускают и продают комиксы в России и как этот маргинальный вид искусства становится мейнстримом не только в Москве, но и в регионах.

Об открытии магазина комиксов в Туле

Всё началось, когда я в 19 лет узнал о существовании книг от издательства «Комикс» и впервые в жизни начал читать комиксы. Я прочёл все, что только было издано, и в поисках наткнулся на многие сообщества энтузиастов, которые своими силами переводили комиксы. Я подумал, блин, сколько разных комиксов бывает, и влился в одну из команд «сканлейтеров» — это стало моим большим хобби.

Я живу в очень небольшом городе, и мне очень сложно устроиться здесь по профессии — я психолог по образованию. После выпуска из университета у меня была жуткая депрессия, и в какой-то момент знакомый владелец магазина подарков предложил мне снять витрину у него в помещении — для того, чтобы продавать комиксы.

Я выставил все существующие двадцать книг и… продал за первый месяц пять, что ли, комиксов.

Сначала я продавал чуть ли не свою коллекцию, а на свою первую поставку я занял деньги у своей бабушки… В общем, я и не надеялся на то, что это всё вырастет в мое главное дело — но мне в любом случае всегда хотелось сделать магазинлучше.

Со временем я начал замечать появление новых издателей, чьи книги я продавал, первых постоянных покупателей, а спустя пару лет — когда у нас уже начала появляться полноценная индустрия комиксов — я понял, что одной полки не хватит, и что нужен собственный магазин. С тех пор мы прошли через две точки: одна была в торговом центре (магазин, который бы видели люди), которая закрылась в прошлом году, а другая расположена в тульском лофте (магазин, который я всегда хотел открыть), и её мы сделали в декабре 2016-го.

Года полтора мой проект был убыточным, но и риски у меня были совсем невелики — и, честно говоря, я не особо парился на этот счет. Параллельно с этим я работал тренером по продажам, и после пары лет с магазином я полностью посвятил себя комиксам.

С тех пор он резко перестал быть убыточным, поэтому могу дать совет всем тем, кто хочет заниматься своим делом — занимайтесь тем, что вы любите, все рабочее время, и только тогда это начнет процветать.

Мой первый покупатель — уникальный человек, он стал моим постоянным клиентом и перестал ходить лишь тогда, когда мы переехали. А ещё он политический активист, который хочет сделать видеоблог о комиксах… Конечно, не все такие колоритные, и в 2012 году основную массу посетителей составляли либо реально прошаренные чуваки, типа, гики, любящие «Гражданскую Войну». Либо это были фанаты видеоигр. Комиксы, как нечто, связанное с искусством, не интересовали вообще никого.

Я стараюсь внести определенную идеологию в свой магазин: я не люблю только супергероику, не люблю только французские комиксы или мангу, но при этом я понимаю значимость книг, выпущенных на рынке, — откуда бы они ни были родом.

Я очень мультикультурный и ничего не презираю, и это я хочу донести до своих покупателей — идею, что приключения Сорвиголовы и Человека-Паука могут быть очень серьёзными и глубокими. И я считаю, что за пять лет работы магазина мы воспитали собственную аудиторию. Аудиторию, которая придёт к нам и на полном серьёзе спросит, стоит ли купить две версии одного комикса сразу — и которая согласится с тобой, когда выслушает аргументы. Поэтому я считаю, что мы постепенно выполняем свои цели.

По своему устройству я совсем не бизнесмен — учился на гуманитарную профессию, вырос в простой семье, где у родителей даже нет профессии, и в городе с населением в 50 тысяч человек. У меня никогда не было понимания, как открывать и вести своё собственное дело, соответственно, у меня не было и большого стартового капитала.

Тот магазин, который я хотел открыть (который существует сейчас), я не мог открыть в 2012 году — я бы влез в долги, сто раз обанкротился и без фундамента и базы покупателей все было бы очень, очень грустно. Возможно, его стоило бы открыть чуть-чуть пораньше, не прошлой зимой, но здесь проблема заключается в том, что в Туле не было подходящего места. Сейчас мы находимся в лофте, который все-таки далек от идеального: по-моему, в таких пространствах должна быть четкая идеология и цель, тут с этим проблемы — за неимением, грубо говоря, идеологов.

В Туле в принципе есть магазины для гиков: например, лавка видеоигр, похожая на мою. Мои друзья открывали еще аниме-магазин, но в итоге поссорились с арендодателем и недавно закрылись. Они находились практически через стену от меня и торговали фандомным и нелицензионным стаффом.

Кстати, самое главное, что я подчерпнул у «Чука», так это моя позиция насчет пиратского товара — манга, фигурки, прочее барахло. Человеческий труд должен цениться, и с этим в России сейчас, конечно, непросто.

Об авторах комиксов и аудитории

Около трёх лет назад я поехал на фестиваль «Бумфест», который проходит ежегодно в Санкт-Петербурге. Если на музыкальный фестиваль ты идёшь с уверенностью, что кого-то знаешь, то на «Бумфест» ты идешь с уверенностью, что не знаешь никого. Я попал на лекцию британского художника Тома Голда и остался поражен: оказывается, лекции могут быть настоящим шоу. Причём самые разные лекции — про авторские комиксы, супергеройские, мангу, без разницы. На фестивале я познакомился с Артемом Трахановым, у которого тогда вышел первый комикс в Image, и мы как-то сели в баре, проговорили шесть часов, и я понял, что в России есть такие авторы, которые смогли бы интересно рассказывать о своей работе. Они не сидят в безумных студиях, как у Гигера, и не трудятся постоянно в поте лица над своими опусами — они простые люди, очень любящие свое дело, которым важно рассказывать аудитории о себе.

Собственно, тогда же я и позвал Артема в Тулу провести у нас первую лекцию. Пришла куча народу — почему, никто так и не понял, причем среди них были не только наши клиенты.

С тех пор мы регулярно проводим встречи с авторами и издателями, а площадку нам предоставляет негосударственный Тульский Архитектурный Музей. Мы уже привезли около 20 авторов и планируем больше, только на данный момент авторы, похоже, закончились…

Я уважаю время каждого автора и понимаю, что за время поездки в Тулу они могут потратить его, ну, грубо говоря, с большей пользой для себя. Я всегда плачу авторам — как минимум, за дорогу; иногда мы платим гонорары. К нам приходят совершенно разные люди: на лекцию великой, не побоюсь этого слова, Оли Лаврентьевой приходили серьезные тульские журналисты и впоследствии рассказывали о «готическом романе про готические русские девяностые». Кстати, эта презентация проходила параллельно с фестивалем «Улыбнись, Россия», на который в итоге никто не пришел.

Несколько месяцев назад мы провели презентацию книги «Песя», и, конечно, Ника Водвуд абсолютно выбивается из любых рядов. Она — замечательный человек, правда, и работает на стыке абсолютно разных сфер. Ника и социальный блоггер, и комиксистка, которая занимается, как мне кажется, воспитанием гражданского общества. К ее работе могут возникать вопросы, чего уж там, и у меня есть вопросы, но действие абсолютно всегда гораздо лучше бездействия. Она очень многого добилась и работает все профессиональнее, а на встречу с ней пришли люди, которые к комиксам не имеют особо отношения; люди, которых я никогда не видел в своем магазине.

Ее творчество — классная история для новичков, которая работает в связке с совершенно разными форматов, и эта кроссмедийность помогает привлечь новую аудиторию к книгам не только Ники Водвуд, но и других отечественных авторов.

О комиксах в России

На мой взгляд, очень важно, чтобы все-все-все издательства перестали хотеть заработать все деньги на всем белом свете.

Я очень люблю ребят из издательства «Комильфо», но их инициатива по заваливанию рынка всем возможным «марвелом» очевидно провалилась — и тем более грозит абсолютно уничтожить рынок. Издатели должны точно понимать, что они хотят выпускать, и учиться на своих ошибках.

Прекрасный пример: «Азбука-Аттикус», монополист DC в России и условный злодей индустрии, это самое грамотное издательство на рынке. Они не спешат, выпускают все тогда, когда это нужно и им, и рынку; они постоянно улучшаются.

В прошлом году вышел «Отряд Самоубийц», очевидно плохой фильм, который, несмотря ни на что, все хотели посмотреть — и издательство выпускает очень, очень быстро всю линейку комиксов про эту команду, пять книг за полгода. Но при этом четвертый и пятый тома повисают в пространстве из-за опоздания с выпуском — хайп прошел, никому книги не нужны. Теперь же, возьмем фильм «Чудо-Женщина», и «Азбука» к релизу выпускает не тьму небольших книг, а всего лишь три — чем меньше единиц человеку нужно купить, тем меньше шансов утомить читателя. Они выпускают книги только про известных персонажей, только избранные сюжеты, работают над изданием журналов.

И все-таки у них есть преимущество — никто другой DC у нас не издаст, в отличие от Marvel, который выпускают дюжина компаний и чаще всего непонятно для кого. Издателям нужно собраться и выпускать только то, что нужно; то, на что будет спрос. Каждому издательству нужно понимание аудитории, и они должны не издавать книги только «потому что нравится», потому что, ну, так дела не идут, к сожалению.

Но я все еще уверен, что индустрии не существует по одной глобальной, но при этом простой причине — у нас нет медиа про комиксы, которые выпускают здесь.

Если покупателям будет нечего читать про комиксы, которые продаются в магазинах, то со всеми нами не случится ни хрена хорошего.

Пять главных комиксов

«Капитан Америка: Зимний Солдат» — Эд Брубейкер, Стив Эптинг, выпущено издательством «Фантастика»

Потому что это история о знакомом всем персонаже, а также прекрасная возможность сравнить комикс-вселенную Marvel и киновселенную — по «Зимнему Солдату» снят один из лучших фильмов о супергероях «Первый Мститель: Другая Война». Конечно, кино очень хорошее (я его очень люблю), но при сравнении будет видно, насколько фильм, каким бы он хорошим ни был, оказывается проще оригинала; и насколько плохо он понимает Капитана Америку, как персонажа.

«Совершенные Враги Человека-Паука» — Ник Спенсер, Стив Либер, выпущено издательством «Комильфо»

Потому что это комикс про злодеев, которые, как и любые бандиты, мечтают о славе и деньгах. Но при этом эти персонажи слишком недальновидны и эгоистичны, чтобы стать успешным коллективом — и из этого вытекает большинство комедийных ситуаций комикса, который даже меня пробил на хохот. Я читал его вслух дома и в одиночестве, и я не помню, чтобы меня так смешила история о супергероях. Это история абсолютно для всех, но при этом все равно важно разбираться в том, как устроено супергеройское общество — хотя, с какой-то стороны, «Совершенные Враги» как раз это и показывают.

С художником «Совершенных Врагов» Стивом Либером мы тоже общались, прочесть материал можно вот здесь.

«Чудо-Женщина» — Брайан Аззарелло, Клифф Чанг, выпущено издательством «Азбука»

Это очень интересный взгляд на историю о супергероине, которая не стоит во главе сюжета. Это, извините, «Игра Престолов» в комиксах с греческими богами, вплетенными в современное американское общество. В комиксе у всех свои цели, мотивы, планы — и это все далеко не очевидно. Обычно древнегреческие герои выглядят, ну, как мужики в тогах, но только не в случае этой серии — у нее прекрасный дизайн и отличный рисунок.

«Пантера» — Брехт Эвенс, выпущено издательством «Бумкнига»

«Пантера» — это комикс о маленькой девочке, у которой умирает старая кошка, и на место пустоты в душе девочки приходит странное существо, которое прячется в нижнем ящике её шкафа. Оно выглядит как пантера, называет себя Принцем Пантерии и при этом всегда остается размытым образом — нет ни одной пары кадров, на которых пантера была бы изображена одинаково. Это существо-трикстер, которое хочет обольстить девочку, стать авторитетом, но его цели остаются туманны. Это комикс о семейных трагедиях и о детских травмах, в котором нет однозначной трактовки. Это самый страшный комикс, что я читал в своей жизни, и он меня по-настоящему шокировал.

«ШУВ» — Ольга Лаврентьева, выпущено издательством «Бумкнига»

«ШУВ» — это история про 98-й год, о котором сейчас слабо представляют люди, только-только родившиеся в те времена. Это была кульминация условной «российской готики», которую сейчас часто романтизируют в нашей поп-культуре. Комикс описывает события того времени изнутри, от лица человека, пережившего все это. Он разворачивается в пригороде Санкт-Петербурга и рассказывает о детях, которые от безделья ездят с родителями на дачу. На прибрежных камнях они фантазируют и играют с игрушками на актуальные темы, которыми был забит телевизор того времени, — в чеченскую войну, бандитов, террористов. Однажды их сосед по даче кончает жизнь самоубийством. Это случается не при детях, нет никакой голливудской предсмертной речи, но они при этом решают раскрыть происшествие, которое стало для них очень важным. Они рисуют комиксы, которые вставлены в книгу, и в воображении расследуют преступление.

Это классная история детства, прекрасный портрет эпохи, в которой на стенах висят портреты Ельцина и иконы, история, в которой есть Виктор Цой, убегающий от Икаруса.

Это единственный отечественный комикс, который я могу назвать художественным произведением, большой работой с жанром — это комикс, который нужно купить всем.

Другие интервью из цикла:

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Grantovich
Grantovich
В детстве любил комиксы, лет до 10.