Эскапизм — полезно или вредно? Как убежать от реальности в играх, сериалах и реальной жизни
Все это – эскапизм, побег от реальности в любое другое место. Причем место может быть и физическим, и метафорическим. Например, в новой мистической утопии по сценарию Дмитрия Глуховского на КиноПоиск HD герои сбегают одновременно в глухую деревню — и в свое подсознание. Попробуем разобраться, как это необычное явление вошло в массовую культуру, и что оно значит для каждого из нас.
Откуда вообще это слово – «эскапизм»?
Понятие «эскапизма» (от англ. escape – сбегать) используется в разных сферах: философии, психологии, науке, искусстве. Сбежать можно в каком угодно смысле. Одни люди бегут физически, другие просто углубляются в свое сознание.
Ближе и понятнее всего уход от реальности объяснил великий сказочник Дж. Р. Р. Толкин. Неудивительно, что об эскапизме писал именно он – кому знать о нем, как не создателю самых популярных на свете эльфов, гномов, героических людей и не менее героических маленьких хоббитов?
Причем Толкин не только описывал эскапистов – по сути, своих же поклонников. Он по-настоящему защищал фанатазеров и фантазерок от критики и нападок в своем эссе «О волшебных сказках» (On Fairy Stories) 1947 года.
Есть вещи, от которых хочется убежать… голод, жажда, нищета, боль, печаль, несправедливость, смерть. И даже когда люди не встречают столь жестоких испытаний, есть существующие с древности ограничения, от которых волшебные сказки предлагают возможность ухода, есть старые, как мир, стремления и желания (лежащие у самых корней фантазии), которые они неким образом удовлетворяют, утешая.
Мечты о жизни в Средиземье или хотя бы кратковременный «перенос» своего разума в другую страну, в волшебную – вовсе не позорный побег, а достойное утешение. При случае ссылайтесь на Толкина.
Как именно люди «убегают» от реальности?
Новые способы эскапизма рождаются, пока вы читаете этот текст. Развиваются VR-технологии, изобретаются новые виды развлечений, прокладываются маршруты через бескрайние просторы. Осталось только выбрать нужный, по душе и кошельку.
Учеба
Вариант со вторым и третьим образованием больше подходит совсем молодым людям. Это студенты, которые никак не хотят закрывать важную главу своей жизни и переходить в условную «взрослую».
Например, специалисты портала «Психометрика» объясняют, что для многих студентов аудитория их колледжей, университетов и других учебных заведений – это их убежище. Взрослая жизнь протекает за стенами, но в статусе «учащегося» она их пока не касается в полной мере.
К счастью, в наше время для этих эмоций необязательно получать второе образование. Застой и трудности в жизни действительно можно решить через новое дело. Современные онлайн-курсы могут сделать из убежденного гуманитария тестировщика, поднять ему самооценку, а заодно – частенько – и уровень дохода.
Гейминг
Длинные многочасовые сюжеты могут подарить геймеру ту самую сказку, о которой писал Толкин. Достаточно богатых историями и матчастью франшиз «Ведьмак» или The Elder Scrolls, консоли или компьютера – и вы уже в фэнтези-мире. Если душа требует сложных смешанных эмоций, к вашим услугам простые, но гениальные The Path или To The Moon.
Дальше – больше: в прошлом игры в основном были одиночным занятием и погружением в себя, в настоящем же этих ограничений нет. Университет прикладных наук Бреды (Нидерланды) изучал этот феномен еще в 2009 году. Его исследователи пообщались с геймерами и выяснили: раньше геймер включал игру и попадал в «волшебный круг». Но появление многопользовательских игр разорвало круг – люди общаются и отдыхают вместе.
После тяжелого рабочего дня можно не только выместить стресс на мобах, но и делать это плечом к плечу со своими друзьями. Осталось только определиться, WoW, Dota, танки или League of Legends?
Ролевые игры и косплей
И снова мысленно вернемся к Толкину: его преданные фанаты давным-давно нашли способ принести немного сказки в реальную жизнь. Одни собираются и воспроизводят сцены из «Властелина колец» не хуже исторических реконструкторов, другие просто любят провести время в кругу единомышленников и не вспоминать о реальном мире.
Например, до пандемии в Нескучном саду в Москве можно было присоединиться к команде «Эгладор».По описанию участников, они «общаются, играют на гитаре, файтятся на деревянных мечах». Выбрать себе можно любую сказочную личность (в рамках канона, конечно).
Интернет сделал перевоплощение в персонажей еще проще. Косплееры работают над своими сложными костюмами и макияжем не только перед походом на Comic Con – похвастаться мастерством можно даже в TikTok. Например, пользователи nyannyancosplay (1,5 млн. подписчиков) и peachyfizz (1,4 млн. подписчиков) записывают сценки с персонажами и повторяют популярные тренды, но «в образе». Если смотреть видео о создании их костюмов и мейк-апа, плюсы и сложности такого «побега» очевидны – на него нужно мастерство.
Кино и сериалы
Как давно вы набирали побольше еды и садились запоем смотреть новый сезон любимого шоу? Культура binge-watching подарила людям не только гарантированные планы на выходные, но и полный побег от реального мира. В случае с Netflix не нужно даже нажимать на кнопку, чтобы включить следующую серию. То же самое и с марафонами кино.
Мыльные оперы и длинные сериалы – это любимые герои, которые всегда с вами. В окружении всегда найдутся друзья и знакомые, которые типируют себя по персонажам «Друзей» или «Как я встретил вашу маму». Любимые сериалы отлично снимают напряжение и помогают отвлечься от ежедневных дел.
Но некоторые шоу дают не просто развлечение, но и рефлексию. Например, комедийный сериал «В лучшем мире» (The Good Place) в очень легкой форме заставляет задуматься о сложных вещах: смерти, морали, совершении добра для своих ближних. Не говоря уже о том, что просмотр одного фильма Андрея Тарковского может занять человека на долгие часы, а темы западут в душу на долгие дни.
Путешествия в экзотические страны
Поездки за границу (и даже в пределах своей страны) – самое буквальное прочтение «побега». Речь здесь, конечно, не о запланированном отпуске, а о более пространных вещах. Можно по-разному относиться к разным духовным ретритам, йога-турам и паломничеству, но в конечном итоге все это – полезный эскапизм.
Философ Жан Бодрийяр описывал современное желание путешествовать очень просто и доступно в сборнике «Прозрачность зла» (2000).
Перемещение в пространстве – это избавление от вашего пола и от вашей культуры. Именно эта форма, форма изгнания и избавления одерживает сегодня верх над классическим путешествием, совершаемым в поисках открытий.
Поездки в экзотические страны и знакомство с другими (часто восточным) культурами нужно не для того, чтобы преисполниться в сознании. Чаще всего это такой же отдых, как валяние на солнышке у моря. Просто воздействует он больше не на тело, а на психику и дух.
Кроме того, часто поездки в такие страны, как, например, Япония – это более близкое знакомство с любимой культурой. Внутренний ребенок точно будет благодарен за визит в «Покемон Центр» или на студию Ghibli.
Закрытие гештальтов
Слово «гештальт» в современной культуре стало настолько размытым, а иногда даже нарицательным словом, что описать его сходу сложно. Если максимально упростить это понятие, гештальт – некая потребность, выполнение необходимого цикла.
«ПостНаука» объясняет: даже во время поездки с работы домой у нас на короткое время появляются гештальты. Закрываются они вполне естественным путем: заправкой машины, звонком домой, словом, любыми нужными действиями.
Но незакрытые гештальты – это серьезная проблема. Даже детские обиды и травмы, если их не разрешить, могут серьезно помешать жизни. Проще говоря, человек ходит по кругу и повторяет те же ошибки, – например, раз за разом расстается с партнерами (точка А), – но никак не может дойти до точки Б.
И чтобы справиться с этой проблемой, нужен настоящий побег в себя, причем длительный. Желательно, чтобы в этом деле человеку помогал профессионал. Убегая от реальности в подсознание и посмотрев в глаза своим изъянам, можно исправить их — и улучшить свою жизнь.
Дауншифтинг
Если говорить об улучшении жизни, то путешествия в этом не очень помогут. Обычно человек возвращается из поездки и все идет своим чередом. С другой стороны, есть дауншифтинг – экстремальный уход из своей обычной реальности, часто – на неопределенный срок.
Дауншифтеры отказываются от комфортных условий жизни, живут в минимализме. Например, уезжают исследовать природу Таиланда, или переселяются с одним ноутбуком на берег моря. Чаще всего на это нужны большие средства. И к дауншифтингу обычно обращаются люди, у которых они есть: карьеристы и гиперактивные члены общества, потерявшиеся в работе. Покинув большие города, они стараются отвлечься от всего, заглянуть вглубь себя и пересобрать свое «Я».
И иногда это действительно помогает. По возвращении реальность, вроде бы, та же – но люди говорят, что воспринимают и ценят ее иначе. Многие получают шанс посмотреть на свои слабые и сильные стороны, проверить себя на прочность и смелость. Когда дауншифтеры возвращаются домой, они могут начать «с чистого листа».
Где мы часто видим эскапизм?
Помимо того, что эскаписты вокруг нас – на экране. Конечно, побег от реальности очень распространен и в литературе. Например, главный герой романа «Жутко громко и запредельно близко» после семейной трагедии начал «изобретать» в своей голове вещи, чтобы унять тревогу.
Но в кино и сериалах эскапизм изображают особенно зрелищно. В «Запрещенном приеме» (Sucker Punch, 2011) героиня Эмили Браунинг сбегала в собственный мир – и это была практически ее суперсила. В более скромных и реалистичных «Битых пикселях» (Dead Pixels, 2019) персонажи плотно подсели на многопользовательскую игру и «сбегают» в нее при каждом удобном случае.
Один из самых свежих и экстремальных примеров – сериал «Топи» мистическая утопия по сценарию Дмитрия Глуховского, который выходит на КиноПоиск HD. Его герои как раз физически скрываются от своих проблем: прыгают в поезд и уезжают, оставив их за спиной.
Монастырь возле глухой деревни Топи должен подсказать ребятам ответы на нерешенные вопросы. Большинство из пяти человек едет не за минимализмом и сложными условиями. Скорее, эти люди хотят без лишних помех заглянуть в себя, подчерпнуть внутренние силы. Поэтому речь в сериале в основном о внутренней борьбе, о побеге в подсознание и встрече со своими демонами.
И все-таки это – самый наглядный пример непродуманного побега в глушь. Компания во главе с Денисом (Иван Янковский) оказывается далеко от цивилизации, без мобильной связи и наедине с лубочной картинкой Топей, пустой и довольно пугающей деревеньки. Но герои настолько плохо подготовлены к путешествию, что по ним остается только изучать минусы дауншифтинга.
Преимущества эскапизма очевидны. А какие у него есть опасности?
Застрять в цикле и постоянно бежать от реальности очень легко. Но одно дело временно поставить жизнь на паузу, пока вы не пройдете Cyberpunk 2077. Совсем другое – систематически игнорировать свои проблемы и не меняться.
Далеко не все люди ради игр или книг отказываются от еды и социализации, поэтому опасности эскапизма неочевидны. Пожалуй, единственный его вариант с явной и немедленной опасностью – все тот же дауншифтинг.
Если снова ориентироваться на примеры с экрана, большинство из них, конечно, в жизни не встретить – нам необязательно есть жуков, как участникам «Последнего героя». А вот нарваться на неприятности в провинции, причем в любой стране, можно запросто.
Даже приют у милой старушки в «Топях» оборачивается для героев бедой: людям свойственно теряться, заходить на чужую территорию и нарушать местные обычаи, самим того не зная. Опасны не только люди, но и сама природа (те же болота). На путешественника могут напасть животные, в том числе смертельно опасные – а получить медицинскую помощь вдали от цивилизации бывает непросто. Не говоря уже о преступности и бездействии местных властей.
Еще одна опасность лежит не снаружи, а внутри потенциальных эскапистов. Важно помнить, что побег от реальности – только инструмент, но не само решение. Например, если герой Денис не может мысленно справиться с перспективой смерти, застывшая в прошлом деревня ему не поможет. Эту внутреннюю борьбу со страхом нужно вести самостоятельно – в том числе закрывать какие-то гештальты.
И, конечно, если вдруг так случилось, что вы застрелили человека или потеряли работу, Топи не спасут от ответственности. Неправильная мотивация может подвести, даже если человек верно подобрал инструмент для решения проблем.
Так эскапизм – хорошо или плохо?
Ответ на этот вопрос очевиден: в небольших дозах эскапизм полезен, даже необходим. Современного человека ежедневно пугает, отвлекает, напрягает и расшатывает слишком большое количество вещей. Иногда только тот самый «волшебный круг» геймеров может спасти нервы и рассудок.
Но если переборщить или плохо подготовиться к своему побегу, последствия будут серьезными. С играми можно заработать зависимость, с учебой и духовным развитием – обманываться и, наоборот, топтаться на месте. А экзотические путешествия и дауншифтинг могут вовсе привести к трагическим последствиям.