Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
28 января на «Кинопоиске» выходят «Топи» — сериал по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского. По сюжету пятеро москвичей едут в глухую деревню в поисках новых смыслов, убежища от своих проблем или настоящего чуда. А находят, как водится, только беду на свою голову. Посмотрели первые три серии и рассказываем, почему «Топи» выглядят самым многообещающим сериалом ближайших месяцев.
28 января на «Кинопоиске» выходят «Топи» — сериал по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского. По сюжету пятеро москвичей едут в глухую деревню в поисках новых смыслов, убежища от своих проблем или настоящего чуда. А находят, как водится, только беду на свою голову. Посмотрели первые три серии и рассказываем, почему «Топи» выглядят самым многообещающим сериалом ближайших месяцев.

Российские мистические и полу-мистические сериалы берут зрителей штурмом. «Территория» от ТНТ определенно нашла свою аудиторию (в том числе на «Канобу»), «Перевал Дятлова» заработал невероятный успех и вышел на международный рынок, даже «Водоворот» немного заигрывал с мистикой (не меньше, чем его явный прототип «Настоящий детектив»). Надо сказать, жанр это не самый легкий. Формула существует давно, а вот следовать ей правильно и реально захватить внимание человека, особенно искушенного жанром, нужно уметь.

«Топи» сняты по сценарию Дмитрия Глуховского – человека, подарившего нам самую известную русскую постапокалиптику, мистический роман «Сумерки» и вызвавший немало ажиотажа «Текст» об опасности технологий. И тут, за преимущественно оригинальными идеями, писатель исследует классическую (если не банальную) схему в духе «У холмов есть глаза» или «Поворот не туда».

В принципе, завязка у сериала довольно банальная: пятеро героев решаются на спонтанную поездку в глухую деревню. Для двух ребят конечная цель — православный монастырь, для остальных — сама поездка с главным героем, словом, цели у каждого свои. А по дороге случается классика жанра в виде заглохшей машины, пропадающей мобильной связи и надобности переждать ночь в деревне Топи.

Правда, у «Топей» перед классикой survival-хорроров есть одно несомненное преимущество: это не фильм, а сериал на семь эпизодов. А значит, больше времени на экспозицию, объяснение мотивации и погружение в вязкое ощущение тревоги. Удалось ли в итоге Глуховскому сделать историю со своим особым почерком – вопрос спорный. Пока в сериале видится только большой потенциал.

Первые впечатления от «Топей». Очень странные дела в глухой русской деревне - фото 1

Не только сценарий, но и подача приятно удивляют сразу по нескольким пунктам. Например, выяснять, есть ли у русских холмов глаза, взялась компания москвичей. Как обычно, каждый решается на поездку по своим личным причинам. Но уже на старте набор разбавлен не самыми стандартными героями: успешный и принципиальный, но подкошенный болезнью стартапер Денис (Иван Янковский), пронырливый и проблемный журналист Макс (Тихон Жизневский), бегущая от деспотичных родителей и безрадостного будущего Эля (Софья Володчинская).

У этих героев есть неожиданно приятная глубина, даже если мы уже видели эти образы тысячу раз. По первым трем эпизодам они раскрываются больше всего, и при этом сохраняют потенциал стать еще интереснее.

Все дело в том, что «Топи» позиционируются не как обычный триллер, а как некий побег героев от самих себя, встречу с внутренними демонами. И пусть не сразу, но зачатки этой концепции уже видны.

Например, Макс – суетливый, веселый, абсолютный антидот остальным героям — его роль, кстати, исполняет будущий Игорь Гром из комиксного «Майора Грома». У него явно есть легкая помешанность на сексе, и это вечное искушение преследует его даже в самой глуши, среди грядок и могильных крестов. А потребность найти сенсацию и спасти свою карьеру заставляет его видеть во всем сюжет «для “Первого” или “Медузы”, смотря какой маньяк будет».

У Эли неясный, но сложный бэкграунд; по всем намекам, у нее строгая кавказская семья и «XVII век» на родине вместо XXI. При этом за свою свободу она борется яростно, очень в духе той культуры, от которой бежит. Эля один раз заступила на территорию насилия, и теперь оно следует за ней по пятам везде — даже когда условия для остальных ребят более-менее спокойны.

Остальные девочки, видимо, раскроются позже: пока что это типичная горячая блондинка Катя (Катерина Шпица), которая просто просится умереть первой, и классическая «последняя девушка» Соня (Анастасия Крылова), тихая и богобоязненная.

Денис – по большей части страдающий (из-за болезни) и самый перспективный герой. Его слегка картинные страдания вытягивает Янковский, который отлично смотрится в кадре, даже если завис в одном ракурсе под заунывный саундтрек. Денис выглядит на фоне остальных самым отстраненным, «мертвым», и это злобно обыгрывается по мере действия сериала.

Первые впечатления от «Топей». Очень странные дела в глухой русской деревне - фото 2

Собственно, Денис и собирает всех персонажей в необычное путешествие. Его отчаяние достигло таких пределов, что экстремальная поездка в «православное спа» – монастырь посреди глуши, в двух километрах от крошечной деревни – кажется нормальным выходом из их сложных жизненных ситуаций.

Кажется, но, разумеется, не является: с каждым шагом компания натыкается на новые неприятности. То автокатастрофа, то полный пролет с букингом, то столкновение со странным местным народом. Вторая серия уже названием «Исчезновение» намекает на свое содержание. И основная интрига в ней выбрана отлично – пропадает один из самых неинтересных и шаблонных персонажей, можно спокойно следить за остальными.

В целом события разворачиваются довольно медленно, поэтому сериалу придется дать немного времени на раскачку. Мистических элементов в первых двух сериях, впрочем, хватает – полунамеками и случайными видениями. Герои разбредаются в поисках пропавшей подруги, а то и просто от скуки, и каждый открывает для себя собственный уголок Топей.

Первые впечатления от «Топей». Очень странные дела в глухой русской деревне - фото 3

Если поначалу происходящее действительно походит на «Поворот не туда», то к третьему эпизоду сериал уже гораздо больше кажется братом той самой «Территории». Местные жители подчиняются своим странным ритуалам, которые, вроде бы, не отличаются особой жестокостью и дикостью, но оставляют у цивилизованных людей неприятное послевкусие. Подробно перечислять их не хочется — зрители должны открывать разные уголки деревни сами.

Все происходящее в «Топях», медленное, размеренное и обманчиво спокойное, вяжется в общую тему болот и застоя. И пассивный уставший участковый, который никак не может разгрести очень странные дела в своей деревне — даже если они касаются его коллеги. И местные старушки, зацикленные на своем прошлом, привязанные к Топям воспоминаниям. И застрявшие в полусредневековых традициях «вольные» с их подношениями загадочному Хозяину.

Все это подается постепенно, в умеренных дозах и под невероятно атмосферный саундтрек от АИГЕЛ. Правда, пока происходящее ни сюжетно, ни визуально не отличается особой оригинальностью или самобытностью. Представить ту же самую историю и героев в каком-нибудь скандинавском сериале Netflix можно без труда — есть смутное ощущение, что нечто подобное уже снимали.

Но при этом сериал, вроде бы набитый сверхъестественным, не перегибает палку и не скатывается в абсурд. Зато есть отличные сюжетные завязки с личными трипами героев, пропавшей подругой и неясной, но очень ощутимой опасностью. Вопрос только в том, будет ли дальше развиваться идея внутренней борьбы — или «Топи» все-таки окажутся очередным шаблонным триллером, перенесенным в русские реалии.

Читай нас