Рецензия на «Роковой патруль» — странное, но искреннее признание в любви комиксу DC
Но после выхода всех серий «Рокового патруля» стало очевидно, что DC не ищет легких путей и не намерена адаптировать свои истории под массовое восприятие. Вместо этого похождения супергероев-инвалидов стали своеобразным, но по-своему трогательным признанием в любви.
Если вы понятия не имеете, что это за «Роковой патруль» (Doom Patrol), настоятельно рекомендую ознакомиться с подробным разбором оригинального комикса, который написал Игорь Кислицын. Если вкратце, это команда необычных супергероев, которые получили свои суперспособности в результате трагедий или несчастных случаев. Серия комиксов про них стартовала еще в 60-х, однако особой популярности команда не снискала. Впрочем, над «Роковым патрулем» успел поработать сам Грант Моррисон, а это уже дорогого стоит.
В DC Universe необычная команда впервые заглянула в 4 эпизоде «Титанов». Это была одна из самых ярких серий шоу, значительно контрастирующая с остальным сюжетом. Впрочем, с «Роковым патрулем» иначе и нельзя. Комикс был насквозь вычурным, сюрреалистичным и моментами просто безумным произведением. Воплотить подобное в формате сериала совершенно невозможно, но съемочная команда выложилась по максимуму, чтобы максимально приблизиться к очарованию оригинала.
Тут стоило бы описать завязку «Рокового патруля», но ее как таковой и нет особо. Стартом основной сюжетной линии можно считать множество происшествий, особенно учитывая, как история любит прыгать по временным отрезкам и даже мирам.
Потому лучше начать с главных героев. Они в сериале максимально экстравагантны. У Сумасшедшей Джейн (Дайан Герреро) есть 64 личности, причем каждая владеет своей суперспособностью. Эластичная девушка (Эйприл Боулби) — бывшая актриса, чье тело из-за воздействия токсина начало произвольно видоизменяться. Негативный человек (голос — Мэтт Бомер, сам персонаж — Мэтью Зук) был пилотом, но из-за инцидента с негативной энергией теперь вынужден все время ходить в бинтах. А Роботмен (голос — Брендан Фрэйзер, сам персонаж — Райли Шанахан) — бывший гонщик, мозг которого пересадили в роботизированное тело.
К столь необычному сборищу присоединяется и знакомый всем фанатам DC Киборг (Джойван Уэйд), раздираемый изнутри двойственностью своей получеловеческой-полуроботизированной сущности, но он тут выглядит самым нормальным. А заправляет всем Шеф (Тимоти Далтон), гений в области медицины, явно знающий больше, чем говорит.
На этом моменте должен был начаться критический анализ сериала с рассмотрением всех его достоинств и недостатков, только сколько не пытайся я подобрать объективную оценку «Роковому патрулю», передо мной продолжал оставаться совершенно пустой лист. Я вновь и вновь старался вывести красивое и логичное заключение увиденному, однако суть все время будто ускользала из моих рук. На шестой день подобных бессмысленных метаний родилась догадка. Быть может, чтобы найти правильный ответ, следует изменить сам вопрос? А точнее — отказаться от него совсем.
Потому этот текст и перерос из аналитического обзора в своеобразное эссе. Здесь не будет оценки актерской игры, хотя почти все персонажи будто приняли ударную дозу неких запрещенных веществ, синематографии, сценарных решений, музыки или, скажем, компьютерной графики и спецэффектов (они, увы, очень среднего качества).
Корчить из себя критика по отношению к «Роковому патрулю» — это проявить высшую форму неуважения ко всем причастным к созданию шоу. Более того, попытки загнать шоу в строгие оценочные рамки свидетельствуют о том, что человек абсолютно проигнорировал главную суть произведения.
Точно сказать можно лишь одно. «Роковой патруль» — странный сериал. Не «по-хорошему» странный, как работы Дэвида Линча или недавний Too Old To Die Young. С ними можно принять общую эфемерность происходящего за намеренный ход и отталкиваться уже от этого, заменяя реальные критерии импрессионизмом творцов. Но и не «по-плохому» странный, когда отдельные элементы никак не вяжутся друг с другом.
Нет, «странный» в случае «Рокового патруля» — это не эпитет или оценочное суждение, а простой факт, константа в огромном океане несуразных переменных. Как иначе охарактеризовать сериал, в котором есть улица-гендерквир, осел способен проглотить целый город, а в стигматах священника сокрыт портал в затерянный мир? Сюжет (или его подобие, если вы не готовы назвать разворачивающееся сумасшествие «сюжетом») регулярно подкидывает все новые и новые фантасмагории, а тебе только и остается, что соединять фрагменты мозаики воедино.
И все же шоу не шокирует или удивляет прямо на сто процентов, в нем не хватает загадочной магии кинематографа, о которой так любят говорить за чашкой латте эстеты. Возьмем для сравнения «Твин Пикс», который уже с первой серии убеждает в волшебной нереальности убийства Лоры Палмер и связанных с ним событий.
«Роковой патруль» на его фоне — очень ровная и стабильная работа. И это тоже в каком-то смысле достижение. Я не могу назвать ни одного шоу, в котором провокационные и эпатирующие события воспринимались бы за данность и ежедневную рутину, при этом все равно умудряясь поражать.
Сериалы обычно придерживаются другой политики влияния на зрителя. Они вовлекают в свои вымышленные миры и истории, акцентируя внимания на всех особенностях и необычных моментах. Но есть другой крупная индустрия, в которой безумие бушует каждый день, а преданные фанаты даже и не думают как-то на него реагировать. Речь, конечно же, о комиксах. Однако их сериальные адаптации как отдельный жанр все еще достаточно юны и незрелы, а реалии современности так и вовсе почти свели их креативность в ноль.
Дело, само собой, в доминировании Marvel Studios на рынке и ее подходу к адаптациям сюжетов комиксов. Ведь даже самые невероятные истории студия старается впихнуть в несокрушимые границы киновселенной, придать контекст тому, что в нем не нуждается. В итоге получается органичная, но довольно стерильная экосистема супергероев, которые постоянно что-то делают, но за пределы дозволенного не выходят.
В противовес ей выступает киновселенная DC, больше напоминающая первобытный хаос. У нее до сих пор нет четкой структуры, а о производственном аду, через который проходит, наверное, каждый ее фильм и сериал, можно только догадываться.
С другой стороны, такая ситуация предоставляет огромную творческую свободу сценаристам и режиссерам. Потому «Аквамен» и получился этническим путешествием по глубинам океана, а будущий «Джокер» напоминает криминальную драму о нелегкой судьбе «шестерок».
И есть некая ирония в том, что благодаря неорганизованности DC на свет появился «Роковой патруль». Ведь только в столь сумбурном формате можно передать настоящий дух комиксов, а не только его внешние признаки.
Уже сам выбор произведения 60-х для экранизации заслуживает уважения, но руководство DC Universe еще и не посмело лишний раз его переделывать, разрушив тем самым все рабочие элементы. И если что-то привлекало внимание в оригинальном комиксе, то оно произведет аналогичный эффект и в сериале.
Получается, что «Роковой патруль» — это лучшая на сегодняшний день экранизация комиксов. С акцентом на второе слово, а не на первое. В ней все соответствует духу «Рокового патруля» Моррисона, а это настолько близко к чистой гениальности, что почти пугает. Я аплодирую стоя всем работникам DC, позволившим сериалу появиться на свет. Ведь вторым шоу DC Universe могло запросто стать что-то более попсовое, но вместо этого из мертвых восстала почти забытая всеми команда.
Лучше всего сериал иллюстрирует его главный злодей — Мистер Никто (Алан Тьюдик). Его комикс-версию спокойно можно назвать одним из лучших персонажей за всю историю существования поп-культуры. Когда-то он был обычным человеком, но после экспериментов нацистов сошел с ума и получил огромные способности. Теперь он — ходячий парадокс, инородное существо, знающее о бессмысленности всего вокруг.
И пускай чисто визуально в сериале он впечатляет не столь сильно, но его манера поведения, поступки и монологи все равно пленяют моментально. Мистер Никто — лучший герой «Рокового Патруля» и негласный символ его идей. Он прекрасно осознает несостоятельность основных персонажей в качестве супергероев и бредовость своих же планов, но оборачивает это знание себе на пользу. А еще четвертую стену разрушает и говорит напрямую со зрителями. Разве не прелесть?
Главный камень преткновения сериала заключается в его же смелости. Любая попытка хоть какой-нибудь адаптации работ Гранта Моррисона равносильна стремлению высечь, скажем, скульптуру «Давида» Донателло при помощи одной только кувалды. Да, сериальный «Роковой патруль» достаточно приятен, но первоисточнику он проигрывает во всем.
Что, впрочем, не делает сериал менее выдающимся. Ведь с его помощью DC зашла на ту территорию сюжетов комиксов, которую все эти маркетологи и бизнес-аналитики не могли даже представить. «Роковой патруль» невозможно как-то рекомендовать, но и отговаривать людей от просмотра тоже нельзя. Уже сам факт его релиза — определенная победа индустрии и однозначная веха для кинокомиксов. А еще это очередное доказательство, что, цитируя самого Мистера Никто из сериала:
This is the best timeline ever!
шазама пересматриваю. шедевр. в топку высеры нолана с их реализмом и неканоном